Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Оценка 4.7
docx
23.11.2019
Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».
русс3.docx

 

           Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему:

«Сложноподчинённое предложение».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения.

Задачи:

-знать способы связи придаточного предложения с главным;
- уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения,  ставить знаки препинания между частями СПП, составлять схемы СПП; анализировать текст.
развивать интерес к русскому языку,
 творческие способности

 

Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,  

                           раздаточный материал.

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент.

Психологический  настрой на урок – СЛАЙД№1(играет музыка)

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:

«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец,  подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по синтаксису сложноподчиненного предложения.

2.  Актуализация знаний и умений.

- 1)Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на доске предложение - СЛАЙД№2

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1.  Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2.  Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).

3.  Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет

значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,

прибавление» (привести).

4. Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование

(правильное соотношение, правильное звучание).

5. Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто

желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит

так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»

Самопроверка  - СЛАЙД№3

Самооценивание (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки - 2)

-2)Орфографическая пятиминутка  Работа у доски и в тетрадях.

В течение, в продолжение, вследствие, ввиду, за счёт, насчёт, мороженый, данный,  собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье ростовщик, скачок в сторону, неожиданное  сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.

Взаимопроверка.

3. Вхождение в тему урока.

1)Цифровой диктант.

-         Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.

1.     Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение».

2.     Предложения бывают простые, сложные и составные.

3.     Независимое предложение в составе СП называется главным.

4.     Придаточное предложение может стоять только после главного.

5.     Я люблю место, где я родился. – СПП с придаточным места.

6.     Хотя я и устал, я решился продолжать свой путь. – СПП, где придаточное стоит на 1-м месте.

Самопроверка Ключ: 101 001. СЛАЙД№4

2) Работа с таблицей «СПП» (повторение видов придаточных) СЛАЙД№5

4. Закрепление материала

1) Работа с использованием ЭОР. Интерактивный текст "Придаточные определительные, дополнительные, обстоятельственные"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

2) Графический диктант

Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.

Один ученик работает у доски

·  Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

·  На пустыре разбили сад, который был перед школой.

·  Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.

·  В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.

·  Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.

·  Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.

Взаимопроверка

3).Работа  с использованием ЭОР  Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b855ad5f-6e1c-4455-a658-3aaa9b570bdf/%5BRUS9_209%5D_%5BIA_261%5D.swf

5.Работа в парах (карточки)

 

Задание. Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить

правильность выполнения задания в парах.

 

1.     Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.

[… гл.], (с. что…), (с. что…)       однородное подчинение

придаточное изъяснительное

 

2.     Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

(с. когда…), [  ], (с. как…)

1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное

параллельное

 

3.     Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.

[  ], (с.с. как…), (с.с. которые…)

1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.

последовательное подчинение

6.Самостоятельная работа  Тест "Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html

7.     Работа с текстом

 

Текст – на экране: СЛАЙД№6

 

Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.

Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.

Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

 

Вопросы и задания учащимся:

 

·        Определите тип речи    (рассуждение)

·        Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи?         (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)

·        Какие еще типы речи вам известны?

·        Определите стиль речи  (публицистический)

·        Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)

·        Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)

·        Дайте название тексту.

·         

8.     Работа в группах

Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:

«Роль образования в современном мире. Моя будущая

профессия»

9.     Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности. Рефлексия

 

Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами.  СЛАЙД№7

Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.

 

 

Виды деятельности

Оценка

1.

Знание теоретического материала

 

2.

Умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения

 

3.

Умение находить СПП в тексте и определять их вид

 

4.

Умение составлять схемы СПП

 

5.

Умение работать над анализом текста

 

 

Рефлексия

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»  Учащиеся на листе А4 обводят свою руку и

записывают на пальцах свои выводы. СЛАЙД№8

М (мизинец) – мыслительный

процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость

цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние

духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга,

помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость,

физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для

своего здоровья?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Отзыв о посещенном уроке

учителя  русского языка и литературы Омаровой А. М.

Дата проведения: 09.02.2018г

Место проведения: МКОУ « Зубутли – Миатлинская СОШ»

Класс:  9 «Б»

Тема урока: «Сложноподчинённое предложение».

Структура урока была выбрана, на мой взгляд, рациональная, которая была логичной, последовательной, благодаря включению приемов активизации мыслительных процессов ребенка на разных этапах урока. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена активных видов деятельности, объединенных одним сюжетом.

           Использовала технологии:

1.         Деятельностного метода:

·        самоопределение к деятельности;

·        актуализация знаний;

·        самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону;

·        включение в систему знаний и повторения;

·        рефлексия деятельности;

 

2.       Личностное ориентирование:

·        оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться

·        стимулирование учащихся: хвалю, показываю достижения, обращаюсь к самолюбию ученика.

3.        Здоровьесберегающие технологии:

·        состояние психологического микроклимата

·        учет социально-психологического развития детей

 

Приемы, применяемые для достижения поставленных задач на уроке: эвристическая прием сравнения, применение наглядных средств, компьютерной презентации,  работа по заданному плану, дифференцированная, самостоятельная деятельность обучающихся на уроке, взаимопроверка.

В ходе  урока с целью углубления восприятия (сопровождение вербальной информации зрительной) были использованы схемы,  вербально–иллюстративные опоры – слайды с компьютерной презентации.

Мотивация обучающихся поддерживалась и развивалась за счет интересного им тематического содержания урока, атмосферы непринужденности. Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны.  Рациональность использования времени, и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой  урока.

Я считаю, что такие уроки очень удачны – видны не только знания обучающихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания. Таким образом, цели и задачи урока были достигнуты.

            Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 9 класса

        Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

         А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На некоторых этапах урока использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

          Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

          Цели в течение урока были достигнуты.

          Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.

 

Использовала систему дидактических принципов:

·        Принцип деятельности - ребенок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности.

·        Принцип целостности – изучать явления неразрозненно, а во взаимной связи.

·        Принцип психологической комфортности.

           Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ученик успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

 

Заместитель директора по УВР  ____________

 

                                           Отзыв о посещенном уроке

учителя  русского языка и литературы Омаровой А. М.

Дата проведения: 09.02.2018г

Место проведения: МКОУ « Зубутли – Миатлинская СОШ»

Класс:  9 «Б»

Тема урока:  «Сложноподчинённое предложение».

Ход урока продуман до мелочей, чётко выверен во времени, оптимален по содержанию, разнообразен по средствам, приёмам, методам обучения, способам организации учебной деятельности. На начальном этапе урока была представлена презентация с вопросами и заданиями

Повторение  учебного материала продолжено во взаимодействующих группах и организовано доступно, научно, наглядно и эффективно.

Помимо презентации, в качестве средств наглядности были использованы тексты произведений поэтов и писателей.

Хорошо просматривается высокий уровень сформированности как специальных (работа с раздаточным материалом), так и общеучебных (взаимодействие в группах) навыков. Высоки мотивации учащихся и активность их познавательной деятельности, степень самостоятельности в получении новых знаний и способность к  исследовательской деятельности.

Применяемые методы (наглядные, словесные и практические) и применяемые информационно-коммуникационные технологии, позволили учителю сохранить познавательную активность учащихся в течение всего урока, а следовательно, достичь цели и выполнить поставленные задачи.

Логическим завершением урока стала защита созданных в группах проектов, а также творческое домашнее задание: визитная карточка

На уроке царила атмосфера сотрудничества.

 

 

 

Учитель русского языка и литературы _____________

 

 

 

 

 

 

«Береги честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

Опережающие задания:

1.     Выяснить значение слова «честь».

2.     Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

Цели урока:

образовательные:

-  обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

-   проследить развитие характера Петра Андреевича;

-   обучение сравнительной характеристике героев;

-   познакомить с понятиями «долг» и «честь»;

-   дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

развивающие:

-   развивать умение учащихся анализировать текст;

- развивать способности к умозаключениям;

-   развивать навыки работы со словарями;

воспитывающие:

-   воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;

-   включить учащихся в философский поиск;

- воспитывать любовь к художественным произведениям.

 

Словарная работа:

 

Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

 

Ход урока.

   Береги честь смолоду.

                                 Пословица.

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

–  Здравствуйте, садитесь.

– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

 

II. Вступительное слово учителя.

170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года... Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.

Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье - это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

И вечно  будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится        никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

 

III. Обсуждение прочитанного.

− Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. - Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» - образ Митрофанушки.

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

− Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)

− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

 

IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

 

 

1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

- Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

– Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей — мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

 

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

 

 

2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр влюбился.)

− Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.)

− Как поступает Швабрин?  (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.) 

− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

 

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

 

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

 

 

 

3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

 

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

 

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

4. Отношение к Маше Мироновой

 

 

 

4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)

– Какой ответ они получают? (Отказ.)

– Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

– Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

– Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

 

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» - говорит он Швабрину.)

– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

 

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

– Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)

V. Составление схемы взросления главного героя.

− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.

− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

10

5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

10

4) Отказ присягнуть бунтовщику.

10

3) Поединок за честь девушки.

10

2) Благодарность за спасение.

10

1) Уплата долга за проигрыш.

– Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

VI. Понятие чести. Работа со словарями.

− На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почёт, уважение. Воздать честь.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почёта.

– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)

− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)

 

VII. Опрос домашнего задания.

− А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)

 

VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.

И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.

«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы - такой, как она сложилась.

Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

 

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по группам:

1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

2 группа – «Отношение автора к народной войне».

3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв о посещенном открытом  уроке

учителя русского языка и литературы Гаджиевой Б. Д.

Дата проведения: 18.04.2017

Место проведения: МКОУ «Акнадинская СОШ»

Класс:  8

Тема урока:  «Береги честь смолоду» по повести А. С. Пушкина  «Капитанская дочка»

Оборудование: мультимедийная презентация портрет. А. С. Пушкина

       Урок  Гаджиевой Б. Д. учителя русского языка и литературы, организован и проведен на достаточно высоком профессиональном уровне. По своему типу урок изучения нового материала с элементами систематизации и обобщения материала. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таких форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам. На протяжении всего урока учитель использовал мультимедийную презентацию, что позволило сэкономить время урока в ходе объяснения нового материала, а также при первичном закреплении материала. Багажат Джимильдиевна умело сочетала разные методы и способы закрепления материала, которые помогали ученикам правильно строить свои рассуждения и делать выводы. В процессе урока была проведена физкультминутка для снятия усталости и одновременного закрепления знаний по теории литературы. Подведение итогов урока показал, что дети хорошо усвоили материал по данной теме.

         Урок  Гаджиевой Б. Д. является инновационным, интересным, познавательным. На примере данного урока была  показана системность обучения, которая имела место в методике учителя. Также этот урок был примером того, что учитель в своей работе активно применяет элементы информационно-коммуникативной, здоровьсберегающей, личностно-ориентированной технологий. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.



Заместитель директора по УВР _____________________

 

 

 

 

 

Отзыв о посещенном открытом  уроке

учителя русского языка и литературы Гаджиевой Б. Д.

Дата проведения: 18.04.2017

Место проведения: МКОУ «Акнадинская СОШ»

Класс:  8

Тема урока:  «Береги честь смолоду» по повести А. С. Пушкина  «Капитанская дочка»

 

          Оборудование: мультимедийный проектор,  памятки как работать в группах» Учитель русского языка и литературы владеет методикой объяснения нового материала. В начале урока учитель сообщила тему, а цель урока поставила как проблемную ситуацию, дав возможность учащимся самостоятельно поставить цели урока, тем самым создала благоприятный психологический микроклимат, настрой на четкую и организованную работу.

Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таких форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам. Этапы урока логичны.   Наглядность и доступность изучаемого материала обеспечивается эффективностью использования ИКТ на различных этапах урока.

        Содержание заданий для закрепления материала подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли ориентироваться в своей системе знаний и имели возможность самооценки собственной работы.

В течение урока наблюдается хорошее учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать ученику – учителя, учителю – ученика. Урок Гаджиевой Б. Д.  является инновационным, интересным, познавательным. На примере данного урока была  показана системность обучения, которая имела место в методике учителя.  В процессе урока была проведена физкультминутка для снятия усталости и перехода к закреплению изучаемого материала.

        На всех этапах урока Багажат Джимильдиевна прививала любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, воспитывала внимательное и бережное отношение к родному слову.

Урок был отлично спланирован, цели были достигнуты, оценивание было проведено объективно.

 

Учитель  русского языка и литературы ________________

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».

Конспект открытого урока  по русскому языку в 8 классе на тему: «Сложноподчинённое предложение».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2019