Конспект открытого урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-". 6 класс
Оценка 4.6

Конспект открытого урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-". 6 класс

Оценка 4.6
pdf
25.06.2020
Конспект открытого урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-". 6 класс
Конспект открытого урока Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- . 6 класс.pdf

 «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» (3 урок из 4-х по теме)

Конспект открытого  урока

 

6 класс.  Преподаватель русского языка и литературы  Андреева А. Ю.

 

Тип урока: закрепление изученного материала.

 

Цели урока:

развивающие: 

-создание благоприятной  ситуации для развития интереса, внимания, памяти, мыслительной мобильности,  развития навыков орфографической зоркости учащихся;

-находить смежные и сопоставительные компоненты, межпредметные связи; развивать метапредметные представления, а именно:  применять  в лингвистике элементы математики;

-формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к предмету, к процессу познания путем разнообразных методов и приемов;  -развивать самостоятельность ученика, ответственность, способность объективно оценивать  результаты своей деятельности.

 

Воспитательные: 

-воспитывать внимательное отношение к слову.

-содействовать формированию чувства уверенности в своих силах, воспитанию бережного, внимательного отношения к родному языку, формированию умения работы в парах.

-   способствовать формированию чувства  любви  к русскому языку и литературе; интереса к классической  поэзии;

-прививать интерес ко всем сферам науки: гуманитарным, точным наукам.

 

Обучающие: 

-   способствовать формированию навыка видеть в тексте слова с приставами

ПРЕ- и ПРИ-, умения выделять приставки ПРЕ- и ПРИ-, различать приставки

ПРЕ- и ПРИ-, их лексическое значение, правильно их писать; - обратить внимание  учеников на  близкие по звучанию, но разные по значению слова;

-   обогащать словарный запас учеников, обращая внимание на значение и правописание  слов.

 

Задачи урока:

1   продолжить работу с изученной орфограммой, углубляя понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

2   развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость; формировать навык написания приставок пре-, при-;

3   отрабатывать  навык написания приставок пре-, при-.

 

Методы и приёмы: 

репродуктивный, частично-исследовательский, самостоятельная работа, метод компьютерных демонстраций, компьютерных тренажеров, практическое обучение – упражнения, письменные и устные: тренировочные, воспроизводящие, на развитие логического мышления, его скорости, памяти, речи, внимания, коррекционные; методы проблемного обучения; игровые.

 

Оборудование: 

интерактивная доска, классная доска. Презентация с теоретическими сведениями, практическими заданиями, интерактивными слайдами, слайдами  для проверки выполненных заданий. Онлайн-тесты по теме (Интернет), мультимедийный  интерактивный тренажер «Самолёт».

 

Дидактический и раздаточный материал учебники, рабочие тетради  учащихся, дифференцированные раздаточные карточки с заданиями – карточки по группам:

-                     карточка 1 (уровень запоминания и устранения пробелов в знаниях по теме), 

-                     карточка 2 (уровень отработки умений и навыков) (см. приложение),  -дополнительное задание на карточках – для детей с высоким уровнем усвоения материала, 

-информативные раздаточные карточки «Узелок на память».

 

Ход урока

1.   Организационный момент. 

 Взаимопроверка  дом. задания  - упр. 212 (обзорная). Заставка -слайд 3 Домашнее задание – на доске и слайд 28.

 

2.   Актуализация знаний по теме :

 

А) Игра «Данетка».  

На подступах к основной теме.

 

Убедиться в правильности утверждения. Ответить + или –

(Вопросы не записывать!)

 

1. В русском языке есть приставки, написание которых неизменно, например, во-, до-, за-, изо-,  на-, над-, надо-, недо-, о-, об-, от-, пере-, по-, под- и др.

 

2.Правописание приставок, оканчивающихся на З, С, зависит от глухости-звонкости начального звука корня

 

3.Приставка С – не исключение из этого правила

 

4.Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ- не зависит от лексического значения слова

 

5.Приставки на согласный могут изменять начальную корневую букву И на Ы

 

 

Ключ

 

1

+

2

+

3

-

4

-

5

+

 

         Взаимопроверка:

 

Критерии:

1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» Больше –    «2»

 

          Б). Поэтическая разминка (Слайд 4)

Задание  отвечающему  у доски (устно). В отрывке из стихотворения И. Расуловой  найти  слова с приставками и определить, к какой группе они относятся. 

 

ПРИСТАВКИ ПРИ- И ПРЕ-

  

Я в фантастической стране!

Попал туда в прекрасном сне.

Пренеобычный сон, ну, очень. В ракете пригрунтился точно.

Сияет светом розовым планета,

Похожая на Марс по всем приметам.

Прикрыл глаза, боясь вспугнуть виденье. Чуть приоткрыл и, будто наважденье,

Приблизились два существа предлинных, Колючки прилепились к ним обильно.

Преграды из камней преодолели,

Претонкими вдруг голосочками запели.

Прислушался я к песням их красивым,

Пресладкий звук! Но тут рубин массивный Упал, прижав траву, меня коснулся...

 

От страха закричав, я сразу же проснулся.

 

Ирина Расулова

 

 

 

3.   Повторение и обобщение алгоритма правописания приставок ПРЕ- и  ПРИ-.

 

-Повторение, обобщение теоретических сведений (пассивное - визуальное)  (Компьютерная демонстрация теоретического материала) + Помощник, сопровождающий демонстрацию опорным графическим  (или жестом) сигналом (Шаталовский приём).  (Слайды 5 - 10) 

 

Примеры графических сигналов (по согласованию с учениками):

Сближение:          

 

Приближение:           

 

Пере -:                       

 

И тому подобное.

 

-Интегрирование  материала русского языка и литературы (Слайды 13-

18) (устно). «В мире сказок  А. С. Пушкина». Викторина «Найди исчезнувшее слово»

 

Вывод: приставки ПРЕ- и ПРИ- придают слову в поэтическом тексте определенный «привкус». 

 

4. Отработка навыков и умений по теме.

 

-Самостоятельная работа (Слайд 19)

Взаимопроверка в парах (по 20 слайду)

 

-«Лови ошибки!» (Слайд 21)

Задание – выписать слова в исправленном виде.  

 

Придание гласит: превидение, прижившееся в престройке старинного замка, превидится каждому, кто пресядет на гранитные приступки…          Однажды приезжий предворный господин пребывал на прероде. Пройдя приблизительно половину намеченного пути, он преостановился на привал. Прикрасный вид предстал перед ним: морской прибой омывал причудливой формы берег.

Приодолев небольшой пригорок, можно было приблизиться вплотную к причалу. Господин пресел на пребрежный песок, перекусил, прегубил вина, превел себя в порядок, причесался и, осмотрев себя придирчивым взглядом, остался доволен.

 

 

Самопроверка  (по слайду 22)

Предание гласит: привидение, прижившееся в пристройке старинного замка, привидится каждому, кто присядет на гранитные приступки…

     Однажды приезжий придворный господин пребывал на природе. Пройдя приблизительно половину намеченного пути, он приостановился на привал. Прекрасный вид предстал перед ним: морской прибой омывал причудливой формы берег.

        Преодолев небольшой пригорок, можно было приблизиться вплотную к причалу. Господин присел на прибрежный песок, перекусил, пригубил вина, привел себя в порядок, причесался и, осмотрев себя придирчивым взглядом, остался доволен.  

 

-«Взять на заметку» (Слайд 23) Информация к сведению.

Подготовиться  к зачетным вопросам – через урок. Таблица выдается каждому. Вложить в учебник!

 

-Игра «Найдись,  словечко!» (На пополнение словарного запаса и на  запоминание орфографии  слов).  Фронтально.(Слайд 24)

 

-Тестирование (Слайд 25)

Задание: распределить по колонкам цифрами. 

Взаимопроверка в парах (по слайду 24)

 

Критерии

1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Более – «2»

 

-Работа  по дифференцированным карточкам:

          -Карточка № 1 (Сигнал - жёлтый круг) (на запоминание и устранение пробелов в знаниях по теме). Комментированное выполнение  заданий под контролем учителя.  (См. Приложение 1)

 -Карточка № 2 (Сигнал – зелёный круг) (уровень отработки умений и навыков). (См. Приложение 2)

 Самостоятельная работа. Помощь учителя по требованию.

          -Дополнительное задание для детей с высоким уровнем усвоения материала.  (См. Приложение 3)

 

         4. Подведение итогов урока.

 Выставление оценок за работу на уроке. 

Домашнее задание; упражнение 214 стр. 118 (Слайд26)

 

Презентация к уроку: «Правописание приставок ПРЕ-  и ПРИ- ».  6 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

           Карточка 1 (Уровень запоминания)

Задание 1 

1.      Вставьте пропущенные буквы в словах. Проверь себя.

Пр…бить, пр…шить,  пр…школьный, пр…брежный,                         пр…добрый, пр…открыть, пр…сесть

? - ? = 6

2.      Найдите четвертое "лишнее”. Подчеркните его.

1. Пр…вязать, пр…винтить, пр…глушить, пр…бить;                         2. Пр…брежный, пр…забавный, пр…красный, пр…злой.

     3. Исправьте ошибки в словах, с избранным  словом  составьте сложносочинённое  предложение.

Пребежать, принеприятный,  придератся.

 

Задание 2  Вставить нужную букву в приставку ПРЕ- , ПРИ- .  

Пр… гадкий (очень), пр… землиться (приближ.),  пр..отворить (неполн. действ.), пр…ломиться (пере-), пр…колотить (присоед.),  пр…байкальский (близ.)

 

Задание 3

1.       Вставьте пропущенные  буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать, как мать, и пр...открыть тайны жизни, подобно мудрому отцу.

 

2.       Замените данные словосочетания одним словом.

Словосочетание

Одним словом

глава государства

 

помеха на дороге 

 

первое представление пьесы, фильма

 

нарушение законов

 

 

3.       Подберите антонимы с приставками пре- и при-.

 

антоним

удаление

 

очень мало                                

  

отбавлять   

 

отдалять

 

последующий

 

                                                                                                                   

 

 

  

 

 

Приложение 2 

              Карточка 2 (Уровень - умения и навыки)

Задание 1 

1.           Вставьте пропущенные буквы в словах. Проверьте себя. Пр…цепить, пр…вязанный, пр…морский, пр…усадебный, пр…сладкий, пр…кусить, пр…рвать.

? - ? = 2

2.           Найдите четвертое "лишнее”. Подчеркните его.

Пр..лететь, пр…шить, пр…умолкнуть, пр…странный;

Пр…волжский, пр…смешной, пр…добрый, пр…ступник.

 

3.           Исправьте ошибки в словах; с избранным  словом  составьте сложносочиненное предложение.

Прекрепление,  прикосатся 

 

Задание 2 

Выделить приставки ПРЕ- и ПРИ- и исправить ошибки. 

 

 

 

Хитрая мангуста

 

Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прекрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на полку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче премостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стену, и рама поехала вбок. Когда рама преблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан.  Прикрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

(По Б. Житкову)

Задание 3

2.     Вставьте недостающие буквы:

Осенью лес пр…умолкает. Пр…слушайтесь! Какая стоит необыкновенная  тиш…! В предчувствии  х…л…дов  пр…тихли птицы. Ветка слегка прогнулась и пр…к…снулась  к твоему лицу.    Природа з…вёт,  м…нит к себе. Кажется, что пр…одолимы все пр…пятствия.

 

3.     Замените данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ- или ПРИ-:

 

Словосочетание

Одним словом

 

Очень странный случай

 

Сделать животное ручным

 

Город очень изменился

 

Насытиться чем-либо с избытком

 

 

4. Подберите антонимы с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

 

антоним

уважение

 

отдалять

 

очень  горький

 

уродливый

 

отбить

 

 

 

 

Дополнительное задание

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали  впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча.

Это пр…летел  злой-пр…злой Змей Горыныч.  Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису

Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча  непр…одолимые  пр…пятствия.

 

 

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» (3 урок из 4-х по теме)

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» (3 урок из 4-х по теме)

ПРЕ- и ПРИ-, их лексическое значение, правильно их писать; - обратить внимание учеников на близкие по звучанию, но разные по значению слова; - обогащать словарный…

ПРЕ- и ПРИ-, их лексическое значение, правильно их писать; - обратить внимание учеников на близкие по звучанию, но разные по значению слова; - обогащать словарный…

Узелок на память». Ход урока 1

Узелок на память». Ход урока 1

Больше – «2»

Больше – «2»

Повторение, обобщение теоретических сведений (пассивное - визуальное) (Компьютерная демонстрация теоретического материала) +

Повторение, обобщение теоретических сведений (пассивное - визуальное) (Компьютерная демонстрация теоретического материала) +

Самостоятельная работа (Слайд 19)

Самостоятельная работа (Слайд 19)

Критерии 1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3»

Критерии 1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3»

Приложение 1

Приложение 1

Карточка 1 (Уровень запоминания)

Карточка 1 (Уровень запоминания)

Вставьте пропущенные буквы:

Вставьте пропущенные буквы:

Карточка 2 (Уровень - умения и навыки)

Карточка 2 (Уровень - умения и навыки)

Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов

Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов

Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов

Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020