Конспект открытого урока развития речи
в 1 классе
по теме «Осень»
Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием осень.
Закрепить представления о приметах осени.
Задачи:
-закрепить элементарные представления о приметах осени;
- уточнение понятий сентябрь, октябрь, ноябрь
-обогащение и активизация словарного запаса;
- уточнение понятий овощи, фрукты
-их значение для человека
-способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей
-воспитывать уважение к труду на земле
-воспитывать позитивное отношение друг к другу, умение работать в коллективе
- способствовать формированию положительной мотивации учения
Планируемые результаты образования:
научиться определять понятия «Осень, осенние месяцы, овощи, фрукты », их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.
Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование:
компьютер, презентация, проектор, рабочая тетрадь Е.Бортниковой , раздаточный
материал.
Ход урока.
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вводная часть:
-Ребята, сегодня мы буде говорить о времени года. Чтобы узнать о каком ,отгадайте загадку:
Несу
я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – …
Актуализация знаний.
- Ребята , рассмотрите картинку ( слайд 1).Что вы на ней видите? Когда это бывает? Что вы знаете про осень? Какого цвета осень?( жёлтого). Какие изменения в природе происходят осенью?( Похолодание, дожди, листопад и тд.) Что в это время делают люди?( собирают урожай). Как одеваются? Как ведут себя животные, птицы?( готовятся к спячке, запасают корм), (улетают в тёплые страны).
Давайте вспомним, как называются три осенних месяца?
Вслед
за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
- сентябрь -
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
- октябрь -
***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
- ноябрь –
- Молодцы. Мы с вами отправимся в путешествие по осени. Но на чем мы поедем? Посмотрим, что у вас на партах? Вот я вижу листки бумаги и карандаши.
Работа по теме урока.
Нам надо дорисовать дорогу. Взяли листики, положили перед собой. Нам надо написать прямые линии. Взяли карандаши, пишем. (прямые линии)
- Посмотрим, что у нас получилось? (вывешиваются листы на доску и получаются рельсы) У нас получились рельсы. А какой транспорт может проехать по рельсам? Посмотрите, на чем мы поедем? ( на доске висит – поезд, машина, самолет)
Мы поедем на поезде.
На доске появляется поезд, но на нем нет колес.
- Посмотрите, мы сможем поехать на этом поезде? (нет)
- Почему, нет? (нет колес)
- У меня есть тут несколько колес. Скажите какие подойдут для нашего поезда?
На доске несколько геометрических фигур. Учащиеся должны выбрать круг.
- Правильно, колеса круглые.
- Возьмите конверты. Достаньте круги. Разложите их на большие и маленькие круги. Покажите мне большой красный круг, маленький желтый круг, большой желтый круг, маленький красный круг.
- Молодцы. Сложите круги в конверты. Я не случайно выбрала эти два цвета – красный и желтый. Это мои любимые цвета. Осенью много желтого и красного. А что желтеет и краснеет осенью. (подсказка – дерево с листьями)Слайд 2
- Правильно, листья на деревьях осенью желтеют, краснеют. Отправляемся на нашем поезде. Дети встают друг за другом (Проходим круг, встаем посередине класса)
-Мы приехали в лес. Поднялся ветер( запись шума ветра).
- Давайте поиграем:
Ветер
по лесу летал, |
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают
лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. |
- Осень перекрасила листья и разбросала их. Давайте их соберем. Разделимся на две команды. Одна будет собирать желтые листья, другая – красные.
Учащиеся собирают листья и отдают их педагогу и воспитателю.
- Молодцы. Помогли собрать все листья. Собираемся в обратный путь путь. Первым встает …, за ним…, следом встает …., между … и т.д. Поехали. (проходим круг)
♫ Звучит музыка дождя.
- Послушайте, что это? (это капает дождь)
- Как капает дождь, давайте покажем.
Капля раз, капля два, Дети по раскрытой ладони стучат другой
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом, Стучат все быстрей
Все бегом, бегом, бегом. Стучат и топают ногами.
Мы зонты свои раскрыли, Поднимают руки вверх
От дождя себя укрыли. Изображают зонтики.
- Вот какая погода осенью – то солнце светит, то дождик капает.
- Давайте поиграем в игру. Вот у нас есть зонтик. Пока звучит музыка – значит светит солнышко и мы гуляем. Как только музыка прекращается, значит пошел дождик и мы должны спрятаться под зонтик.
Игра «Дождик»
- Молодцы. Никто не промок? Тогда поехали дальше. Первым встает …, за ним … и т.д. Поехали. (проходим круг, останавливаемся около овощей и фруктов)
- Посмотрите, здесь лежат фрукты и овощи. Кто-то их собрал, а мы поможем их разложить. Вот у нас две корзины. Сюда мы будем складывать овощи, а сюда – фрукты. (учащиеся раскладывают фрукты и овощи по корзинкам).
- Где растут овощи ? слайд 3 ( на огороде).Где растут Фрукты? Слайд 4( В саду).
- Что можно приготовить из овощей, из фруктов?
Задание из рабочей тетради Л. Бортниковой « Знакомство с окружающим миром».
- Молодцы.
Рефлексия (подведение итогов урока)
Закончилось наше путешествие:
Все старались, не ленились
И чему-то научились….
-Что вы узнали для себя новое?
-Какие задания понравились больше всего?
-Что показалось трудным?
- Вы все хорошо работали на уроке и за это осень хочет угостить вас своими дарами- вкусными , сочными яблоками.
На уроке проводилась работа по развитию:
Слухового и зрительного внимания.
Мышления.
Памяти.
Активизации словарного запаса по лексическим темам: осень, транспорт, фрукты, овощи.
Связной речи по лексическим темам: осень, транспорт, фрукты, овощи.
Общей и мелкой моторики.
Согласования речи с движением
Знаний основных цветов.
Знаний о геометрических фигурах и их дифференциации
Понимания значений: перед, за. между, после
· Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, т.к. каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов
· Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В процессе НОД осуществлялась интеграция всех образовательных областей, перечисленных выше, например: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…), «Познавательное развитие» ( обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, отзывчивости на музыку, произведения искусства, художественное слово..), «Речевое развитие» ( развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса), «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности).
·
· В процессе НОД старалась задавать вопросы на сообразительность, находчивость, смекалку, логическое мышление – все это способствовало эффективности мероприятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
·
· Приемы, используемые на занятии носили игровой и обучающий характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от лица Осени), способствовали заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта. В процессе составления «Говорящего письма» старалась побуждать детей к проявлению инициативы, самостоятельности.
·
· В процессе НОД, в соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.
·
· Во время мероприятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над ними, старалась быть в позиции «рядом».
·
· Во время НОД отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
·
Применяла дифференцированный подход к детям (детям, быстро справившимся с заданиями, давала дополнительные, привлекала к участию малоактивных, робких детей, обращала внимание на неусидчивых. В процессе НОД были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности ( репродукции картин, поделки из природного материала и детские рисунки, пособия к играм, схемы…)
Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие детей, способствовала раскрепощению детей в процессе релаксационной паузы. Для смены деятельности и повышения дальнейшей умственной работоспособности воспитанников была проведена физкультминутка муз/игра-танец «Осенние листья», которая соответствовала тематике занятия.
·
Словесная игра
«Какая осень?», Интерактивная игра «Узнай по тени», динамическая пауза в виде
игры – драматизации.
· Здоровьесберегающие технологии: включение динамической паузы объединенной с пальчиковой гимнастикой в середине НОД, соответствующей тематики помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой.
· Применение дифференцированного подхода было необходимо в процессе продуктивной деятельности с детьми данной группы, так как уровень подготовленности у них разнится. Я разделила детский коллектив на небольшие группы. Дети одной группы занимались изготовлением деревьев с осенней листвой из нестандартного оборудования, дети другой группы собирали домики, индивидуально двое детей собирали машинку и автобус (конструирование), а третья группа детей готовила листву для макета участка методом обрывания бумаги. Мною учитывалось настроение детей и оказывалась помощь при затруднениях.
использование словесной и дидактической игр, викторины способствовало закреплению полученных ранее знаний о периоде золотой осени в природе. Положительные эмоции, в процессе игровой деятельности помогли сконцентрировать внимание детей на решении образовательных задач, которые были не навязаны педагогом извне, а стали личной целью каждого участника взаимодействия.
Речь педагога была четкой, лаконичной, выразительной. Во
время занятия использовался демократический стиль общения, выслушивались ответы
каждого ребенка, побуждались к высказыванию дети нерешительные.
Все
моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были
интегрированы моменты из образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие».
Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то я сама
на него отвечала. В середине занятия с целью снятия статического напряжения,
повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена
динамическая пауза.
Осуществлялся индивидуальный подход: старалась вовлечь в беседу малоактивных
детей (привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания). Затрудняющимся
при ответе детям помогала напоминанием, дополнительным объяснением, учитывала
особенности мышления и темп восприятия каждого ребенка.
Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был
предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании
вопросов разного уровня сложности с учетом уровня знаний каждого ребенка. Также
старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать
над детьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.