Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Начало раздробления Древнерусского государства»
Оценка 4.7

Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Начало раздробления Древнерусского государства»

Оценка 4.7
doc
20.06.2021
Конспект открытого урока в 6 классе    по теме  «Начало раздробления Древнерусского государства»
6 класс Руссь.doc

                                                                         image1

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение

«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»

 

368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: Хочу такой сайт [email protected]

 

Конспект открытого урока в 6 классе

  по теме

«Начало раздробления Древнерусского государства»

 

Разработала урок

учитель истории и обществознания

Мусаева Майсарат Магомедовна

                  

Тип урока:  урок изучения нового материала

Цель:  обеспечить глубокое и прочное усвоение программного содержания данной темы.

Задачи:

1)    Охарактеризовать обстоятельства, при которых начался процесс раздробления Древнерусского государства.

2)    Сформулировать основные причины раздробленности Древнерусского государства.

3)    Показать, какую роль сыграл процесс политической раздробленности в жизни Древнерусского государства.

4)    Развивать ассоциативное мышление учащихся с помощью наглядных пособий (карта, репродукции картин и миниатюр в учебнике, портреты).

5)    Продолжить формирование умений показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

6)    Обеспечить усвоение основных понятий темы.

Основные понятия: рать, уделы, эксплуатация, раздробленность.

Имена:  Изяслав Ярославич, Святослав Ярославич, Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Владимирович.

Даты:  1068 г., 1097 г., 1111 г., 1113 – 1125 гг., 1125 – 1132 гг., 1132 г.

План изучения нового материала:

1.     Характеристика Древнерусского государства в правление сыновей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

2.     Причины раздробленности Древнерусского государства.

3.     Государственное управление в период раздробленности.

Оборудование:

·        Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009

·        Карта «Раздробленность на Руси в XII – первой четверти XIII в.».

·        Электронное приложение (презентация «Начало раздробления Древнерусского государства»)

 

 

 

 

 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

I) Организационный момент

Приветствие учащихся: «Здравствуйте, ребята. Садитесь».

Проверка готовности к уроку.

Отметка отсутствующих на уроке.

 

II) Постановка учебной задачи

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы начинаем новый этап в изучении истории Древнерусского государства. В правление Ярослава Мудрого Русь была не только единым, но и могущественным государством.

Вопрос: назовите годы правления Ярослава Мудрого.

Обратим внимание на тему сегодняшнего урока: Начало раздробления Древнерусского государства.

Запишите в тетрадь число и новую тему.

Что же такое раздробление, почему оно вдруг началось в едином, могущественном государстве? Каким образом стало управляться некогда единое, а теперь раздробленное государство? Это мы и постараемся сегодня выяснить.

 

III) Изучение нового материала

1. Правление потомков Ярослава.

Сюжетное повествование, сопровождающееся показом по карте.

Чтобы понять, почему произошло дробление Древнерусского государства, прежде всего выясним, кто пришел к власти после смерти Ярослава Мудрого. Киевским князем становится старший сын Ярослава Мудрого Изяслав, которому отец завещал Киев. Двум другим сыновьям, Святославу и Всеволоду, достались соответственно Чернигов и Переяславль. Старшим среди сыновей объявлялся Изяслав, князь Киевский. Они создают новый свод законов – «Правду Ярославичей».

Тем временем резко обостряется обстановка на южных границах государства. Появились воинственные половецкие племена, которые вытеснили господствовавших здесь печенегов.

Вопрос: кто окончательно разбил печенегов и в каком году?

 Половцы заняли обширную территорию между Днепром и Доном. Это были кочевые племена, в жизни которых важную роль играли грабительские войны. В 1068 году половцы во главе с ханом Шаруканом совершают первый грабительский набег на Русь. Произошла битва на р. Альте. Против половцев вышло войско под командованием трех Ярославичей, но несогласованность их действий привела к победе половецкого войска. Изяслав вернулся в Киев с  остатками русской рати.

Запишите новое для вас слово. Киевляне на вече решили продолжать войну, а Изяслав был против, он боялся вооружать народ.

Вопрос: как вы думаете, почему киевляне хотели продолжения войны с половцами?

Изяслав покидает Киев. Святослав и Всеволод объединились против брата, сумев вызвать поддержку народа. Киевский престол перешел к Святославу. Началась усобица между сыновьями Ярослава Мудрого.

Вопрос:  вспомните, что такое усобица?

В 1093 году престол по наследству перешел к сыну Изяслава Святополку. Т.о. внутри государства шли междоусобицы, а половцы продолжали нападать на Русь и грабить ее.

По предложению Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, в 1097 году в городе Любече состоялся съезд всех потомков Ярослава Мудрого (показать на карте). На повестке дня стояли 2 вопроса: организация борьбы с половцами и прекращение междоусобиц. Князья договорились, что будут сообща бороться с половцами и что отныне «каждый владеет отчиной своей». Весной 1111 года объединенное русское войско нанесло сокрушительный удар половцам, обезопасив т.о. южные рубежи государства.

Как вы думаете, какие последствия имел Любечский съезд? Назовите его положительные и отрицательные стороны.

В 1113 году Святополк умирает (скорее всего отравлен). Он не пользовался популярностью у населения, прослыв алчным и вероломным князем. После его смерти в Киеве началось восстание. По решению вече на престол пригласили очень популярного в народе человека, который прославился в борьбе с половцами -  уже известного нам Владимира Мономаха. Киевским князем Мономах стал в возрасте 60 лет, будучи умудренным правителем, известным на Руси вдохновителем и руководителем многих походов против половцев, противником княжеских усобиц.

 

 Великий князь сразу же приступил к государственным делам. Был издан новый свод законов – «Устав Владимира Мономаха», который значительно улучшал положение должников. Он вошел в состав «Русской Правды».

Вопрос: а какие другие ее составляющие вы уже знаете?

Как и дед, Владимир Мономах управлял государством с помощью наместников, своих сыновей. Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава (1125 – 1132) принято считать временем восстановления единства Древнерусского государства.

 

2. Причины раздробленности Древнерусского государства.

В 1132 году умер Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха. После его смерти наступило время, которое русский летописец охарактеризовал горькими словами: «раздрася вся Русская земля». Именно с этой даты принято считать начало раздробленности Русского государства. Прежде всего, выясним, что такое раздробленность.

Давайте попробуем выделить основные причины феодальной раздробленности Древнерусского государства:

Составим таблицу «Причины раздробленности»

Политические

Экономические

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Вопрос: вспомните, каким образом еще Ярослав Мудрый управлял государством?

Правильно. Постепенно в этих городах стала складываться местная княжеская династия, стали формироваться органы местного управления (свое вече, свое народное ополчение). Постепенно каждая русская земля – волость начинала обособляться от власти киевского князя. Местное население поддерживало своего князя, который отстаивал их интересы. Запишите первую политическую причину – Сложившийся порядок управления в Древнерусском государстве.

Вопрос: давайте вспомним, каким образом на Руси передавалась великокняжеская власть?

Правильно. А как вы думаете, если вдруг старший сын великого князя умирал, то кто должен был стать следующим великим князем – его сын или его брат? Видите, какой спорный вопрос! Так и случилось в Древнерусском государстве: княжеские роды разрастались, и князья сами запутались, у кого из них больше прав. Запишите следующую полит. причину – Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола.

А как следствие – частые княжеские раздоры, перетекающие в военные столкновения. Это третья причина.

А какие же были экономические причины феодальной раздробленности на Руси?

Во-первых, изменился порядок владения землей. Князья присваивают себе земли и наделяют ими своих старших дружинников. Основой богатства дворян становится не дань и раздел военной добычи, а эксплуатация зависимого населения вотчин.

Вопрос: что такое вотчина?

Запишите новое слово: эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.

Князья теперь старались укрепить свое княжество, а не переходить на другой княжеский престол. Князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет морской торговли.

Боярские вотчины, как и крестьянские, имели натуральный характер.

Вопрос: что такое натуральное хозяйство?

 

Поэтому торговля между ними была развита слабо. В условиях господства натурального хозяйства каждая крупная земля-волость могла развивать свое хозяйство самостоятельно. Это третья экономическая причина.

Так должна выглядеть таблица (показать слайд из презентации, чтобы ребята могли исправить ошибки, если они есть)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное управление в период раздробленности.

Аналитическое описание с использованием настенной карты.

Таким образом, мы видим, что причин для раздробления Древнерусского государства было достаточно много. В результате Русь в середине XII века раскололась на 15 самостоятельных земель-княжеств. Давайте назовем основные (к доске вызывается 1 ученик, показывает и называет княжества и их центры).

Вопрос: количество княжеств и их границы постепенно менялись. Давайте подумаем, почему?

Правильно. Кстати, земли, которые выделял князь младшим членам княжеского рода в наследственное владение, назывались уделами – запишите новое для вас слово. Удельные князья официально были вассалами великого князя.

Вывод: Раздробление Русского государства имело, конечно, и положительные, и отрицательные стороны. Но в целом не исчезло понятие Русская земля, у народов, населяющих Русское государство, по-прежнему была единая религия, единый язык, единая древнерусская народность, на территории государства по-прежнему действовал единый свод законов – Русская Правда.

Физминутка: музыка, учитель говорит, что снова кочевники напали на Русь. Предлагает несколько упражнений  (натянуть стрелы, закрыть землю, вытащить меч). Молодцы, отстояли свои земли!!!

 

IV. Первичное повторение.

Повторительно – обобщающая беседа:

- Кто пришел к власти на Руси после смерти Ярослава мудрого?

- Какой смысл был в проведении Любечского съезда? В каком году это произошло?

- На что была направлена политика Владимира Мономаха? Какие важные мероприятия он провел?

- Что такое феодальная раздробленность? Когда она началась на Руси?

Ребята, а как вы думаете, можно ли решения Любечского съезда считать началом феодальной раздробленности? (учитель выслушивает предположения ребят).

Вообще существует несколько точек зрения по поводу начала раздробленности Древнерусского государства: 1) 972 г., после смерти Святослава – ведь он первый разделил единое государство между сыновьями; 2) 1015 г., после смерти Владимира Святого; 3) 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого (по завещанию он уже официально разделил государство); 4) 1097 г.; 5) 1132 г., после смерти Мстислава Великого. Но все-таки принято считать, что раздробленность началась именно после 1132 года, а до этого Русское государство все таки было централизованным.

- Перечислите причины феодальной раздробленности на Руси.

 

V. Подведение итогов.

 

1. Итак, ребята, давайте подводить итоги нашего урока!

- что вы сегодня узнали на уроке?

- что для вас было особенно интересным?

-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

-давайте похлопаем, друг другу, тем самым поблагодарим друг друга за работу!!!

 

 

 

Учащиеся приветствуют учителя (встают около своих парт).

Проверяют свою готовность к уроку.

Дежурный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: 1019 – 1054 гг.

 

Слайд 1.

 

 

Записывают число и новую тему: «Начало раздробления Древнерусского государства».

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

Показ по карте.

 

 

Ответ: в 1036 г. Ярослав Мудрый разбил печенегов под Киевом.

 

Показ по карте

Слайд 3. Записать в тетрадь:

1068 год – битва на р. Альте. Восстание в Киеве

 

 

 

 

 

 

Рать – войско

 

 

Ответ: потому что половцы совершали бы постоянные набеги и разграбляли город; половцы мешали осуществлению торговых связей с Византией.

 

 

 

Ответ: княжеская война на Руси.

 

 

 

 

Слайд 4. Записать в тетрадь:

1097 год – Любеческий съезд

Основные положения съезда:

·        «каждый держит отчину свою»

·        совместная борьба с половцами

(запись в тетради)

 

 

1111 год – победа объединенного русского войска над половцами. (запись в тетради)

 

Ответ: Положительные – произошло объединение русских земель для борьбы с половцами, прекратились на какое-то время междоусобицы. Отрицательные – решение «каждый держит отчину свою» только закрепляло уже начавшееся в результате междоусобиц разделение единого государства.

 

Слайд 5 .

1113 – 1125 гг. – правление Владимира Мономаха  (запись в тетради)

Владимир Мономах

 

Устав Владимира Мономаха – новый свод законов (запись в тетради)

 

 

 

Слайд 6. Записать в тетради.

Ответ: «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей».

 

 

Записать в тетрадь: Мстислав Владимирович (1125-1132 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7. Запись в тетрадь:

1132 год – начало политической раздробленности на Руси Раздробленность – ослабление центральной власти в феодальных государствах.

 

 

Слайд 8.

Составляют таблицу.

Примерные ответы:

- Ярослав Мудрый назначал своих сыновей в качестве наместников в самые важные города.

(учащиеся по ходу рассуждений записывают причины раздробленности в тетрадь; учитель эти причины проговаривает)

 

 

 

 

1. Сложившийся порядок управления в Древнерусском государстве.

- Киевский престол на Руси передавался от отца к старшему сыну.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов (старший сын, следующий брат и др.)

 

 

 

 

 

2. Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола.

3. Частые княжеские раздоры, перетекающие в военные столкновения

 

1.Изменение порядка владения землей.

 

 

 

 

Ответ: наследственное земельное держание

Записывают: эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.

 

 

2.Упадок заморской торговли.

 

 

 

Ответ: производство необходимого для жизни.

 

 

 

4.     Господство натурального хозяйства.

Слайд 9.

Политические

Экономические

1.Сложившийся порядок управления

2.Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола

3.Частые княжеские раздоры (военные конфликты)

1.Изменение порядка владения землей

2.Упадок заморской торговли

3.Господство натурального хозяйства

 

 

 

 

Работа с настенной картой  и параллельно с картой в учебнике (стр. 82). Класс помогает отвечающему у доски, если тот затрудняется в ответе.

 

Ответ:

- каждый князь стремился укрепить свое маленькое княжество

- княжеские роды росли, князь выделял своим детям землю, происходило еще большее дробление

Удел – наследственное владение младших членов княжеского рода. (запись в тетради)

 

 

 

Фронтальная беседа

- его сын Изяслав

- княжеские раздоры совпали с набегами кочевников; необходимо найти решение. В 1097 г.

- на укрепление Руси. Руководил походами против половцев. Принял новый свод законов.

- ослабление центральной власти в феодальных государствах. В 1132 г.

- да, так как решения Любечского съезда сразу стали нарушать.

 

 

 

 

 

 

- Политические:

1.Сложившийся порядок управления.

2.Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола.

3.Частые княжеские раздоры (военные конфликты).

Экономические:          

1.Изменение порядка владения землей.

2.Упадок заморской торговли.

3.Господство натурального хозяйства.

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают Д/З в дневник

·        § 9 и вопросы к нему

·        Записи в тетради выучить

·        Письменно ответьте на вопрос: Распад Древнерусского государства совпал с экономическим расцветом земель. Можно ли считать это случайностью?

VI домашнее задание:

 

А) п. 9;     

Б) составить 3 вопроса, которые начинаются со слов: почему, зачем, кто

В) задания по карточкам (Приложение) и/или письменная работа: характеристика исторической личности Владимира Мономаха (при желании учащихся можно выбрать другого политического деятеля, с которым

познакомились на уроке, или если успели сделать характеристику Мономаха на занятии). 

 

VII Рефлексия:

 

А) давайте подумаем, какая группа сегодня работала активнее всех?

 

Б) а теперь давайте оценим себя!

 

Анализ урока учащимися

 

Примерные вопросы: Чем вы занимались на уроке? Какие трудности вы испытали на уроке? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?

 

-Давайте составим синквейн к слову «Раздробленность»

 

Очень приятно было работать с вами. Всем огромное спасибо.

 

 

 

 

Директор МБОУ "Мегебская СОШ"                   Виштаев М. М.

 

Зам.директора по УВР                                              Омарова П. И.

 

 

 

 

                                                                         image1

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение

«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»

 

368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: Хочу такой сайт [email protected]

 

Отзыв коллег на открытый урок

учителя истории и обществознания

Мусаевой Майсарат Магомедовны

МБОУ "Мегебская СОШ"                   

«Начало раздробления Древнерусского государства»

6 класс

 

Основное содержание урока полностью соответствовало  содержанию программы и учебника, так как учебные задачи взяты по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Соблюдались принципы доступности, научности. Отмечались ценностные ориентации – чувство коллективизма князей при нападении, единства и целостности государства, не смотря на удельную раздробленность. Приемы обучения и учения (методов обучения) соответствовали  решению триединой образовательной цели:

- проблемный метод – постановка проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;

- частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, в стратегии «Паук».

-  через картографический  метод  при работе с картой ;

 - условно - графическая наглядность - заполнение схемы – стратегии  «Паук».

1. Формы обучения (индивидуальная,  групповая, коллективная) соответствовали решению основной дидактической задачи урока.

2. Предложенные задания  использованы целесообразно:

- в таблице «ЗХУ», обучающиеся поставили для себя цели и задачи;

- в 1 задании (решение познавательной задачи по отрывку из «Повести временных лет») учащиеся узнали о начале раздробления Древнерусского государства (время и что это такое), также наглядно увидели на сравнении двух карт.

-  во 2 задании (работа в группах) узнали

о сложившихся политических обстоятельствах на Руси, о княжеских усобицах,  причинах распада Киевского государства; о решениях Любечского съезда, о мудром правителе Владимире Мономахе в 12 веке и его сыне Мстиславе, призывавших к единству Руси. Уяснили новые понятия: удел, эксплуатация.

-в 3 задании рассуждали по проблеме урока: Феодальная раздробленность – положительное или отрицательное явление? Выяснили, что это явление противоречивое и имело как положительные последствия. Так и отрицательные.

- после выполнения  3 задания сделали вывод о том, сколько образовалось княжеств, что Русь не утратила внутренней целостности;

- в 4 задании (стратегия «Паук») отметили положительные и отрицательные последствия раздробленности.

Практическая направленность реализована через включение проблемного задания «Феодальная раздробленность – положительное или отрицательное явление?»; решение проблемы дает понимание единства – государственного, религиозного и культурного. Учащиеся класса умеют работать с картой, определяют причины и последствия феодальной раздробленности, ориентируются в системе феодальных взаимоотношений, умеют делать выводы с полученных знаний. Методы обучения чередовались в зависимости от уровня сложности материала и уровня его понимания учащимися: в начале урока, на этапе введения в новый материал, был использован проблемный метод, далее чередовались эвристическая беседа, частично-поисковый метод, самостоятельная работа учащихся. В качестве средств обучения использовались: раздаточный материал («Феодальная лестница»), мультимедийная презентация к уроку, иллюстративный материал в объеме учебника. Были организованы: фронтальная устная проверка понимания по вопросам учителя; индивидуальная работа учащихся с пройденным материалом с последующим выявлением неточностей и пробелов в знаниях учащихся. Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Смена заданий поддерживала работоспособность учащихся на разных этапах урока. Учащиеся показали умение слушать друг друга, слушать учителя и отвечать на его вопросы.

Нормы педагогической этики соблюдены. Урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики научились определять причины и последствия  раздробленности, ориентируются в системе феодальных взаимоотношений, умеют делать выводы с полученных знаний.

 

 

 

 

Директор МБОУ "Мегебская СОШ"                   Виштаев М. М.

 

Зам.директора по УВР                                              Омарова П. И.

 

 

 

 

                                                                         image1

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение

«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»

 

368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: Хочу такой сайт [email protected]

 

Отзыв родителей на открытый урок

учителя истории и обществознания

Мусаевой Майсарат Магомедовны

МБОУ "Мегебская СОШ"                  

«Начало раздробления Древнерусского государства»

6 класс

Тип урока – урок открытия нового знания и его структура соответствовали  цели, содержанию и методам.

К началу урока у обучающихся была отмечена стопроцентная готовность к уроку: на партах лежали  тетради, учебники, ручки и дневники.

Воспитательная эффективность заключалась в сознательном отношении к учению.

В ходе проведения урока были применены такие средства обучения как наглядные пособия, письменные упражнения, эмоциональными средствами служил подбор дидактического материала определенного содержание, который должен быть увлечь учеников своей яркостью и познавательной стороной. Из средств наглядности применялись схемы, таблицы, карты.

На протяжении всего урока прослеживалась связь нового материала с ранее изученным. Использовались индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная формы работы. 

При этом теоретическая информация сопровождалась пояснениями, примерами, основные исторические даты отображались на доске. Центральные моменты темы записывались учениками. Учитель следил за соблюдением единого орфографического режима, фиксацией понятий, терминов и персоналий в ученических тетрадях.

Домашнее задание не сводилось к чтению параграфа, а было дифференцированным.

Цели, поставленные на уроке, достигнуты.  

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

      Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками.

      Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

    Активность детей  можно оценить как высокую.

 

 

Родители 6 класса


Скачано с www.znanio.ru

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Электронное приложение (презентация «Начало раздробления

Электронное приложение (презентация «Начало раздробления

I ) Организационный момент

I ) Организационный момент

Появились воинственные половецкие племена, которые вытеснили господствовавших здесь печенегов

Появились воинственные половецкие племена, которые вытеснили господствовавших здесь печенегов

Весной 1111 года объединенное русское войско нанесло сокрушительный удар половцам, обезопасив т

Весной 1111 года объединенное русское войско нанесло сокрушительный удар половцам, обезопасив т

Русская земля». Именно с этой даты принято считать начало раздробленности

Русская земля». Именно с этой даты принято считать начало раздробленности

А как следствие – частые княжеские раздоры, перетекающие в военные столкновения

А как следствие – частые княжеские раздоры, перетекающие в военные столкновения

Таким образом, мы видим, что причин для раздробления

Таким образом, мы видим, что причин для раздробления

Что такое феодальная раздробленность?

Что такое феодальная раздробленность?

VI домашнее задание: А) п

VI домашнее задание: А) п

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Паук») отметили положительные и отрицательные последствия раздробленности

Паук») отметили положительные и отрицательные последствия раздробленности

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2021