Конспект открытого урока в "класс-комплект" тема: фонетический разбор слова, 3 класс .

  • doc
  • 17.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока фонетический разбор.doc

 

Предмет: Русский язык.

Тема: «Фонетический разбор слова».

 

Цель: повторить правила переноса слов; научить применять алгоритм выполнения фонетического анализа слова.

УУД:

Предметные: знают языковые единицы: звук, буква; находят, сравнивают и классифицируют буквы и звуки. Особенности различия звуков и букв. Анализ слова.

Личностные: имеют желание учиться, адекватное представление о поведении, выражают положительное отношение к процессу познания

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проверяют написанное, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы, осуществляют анализ, делают выводы, находят способы решения проблемной задачи.

Коммуникативные: строят высказывание в устной форме владеют способами совместной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки со словами.

Ход урока:

 

№ п/п

Этапы работы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку.

Приветствуют учителя.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний.

1.      Минутка чистописания.

ци цы // щи щи //

цирк, птицы, щипцы ///

 

2.      Повторение правила переноса и деления слов на слоги.

– Вы уже знаете, что слова делятся на слоги.

– Как узнать, сколько слогов в слове?

– Как разделить слова на слоги?

 

 

На доске записаны слова:

Ли-са,  ма-ли-на,  ма-й,  те-тра-дь,  ли-мон,  и-ва,  въ-езд,  я-ма, 

пять, ю-ла.

- Найдите слова, которые неправильно разделены на слоги. Объясните причину ошибки. Разделите эти слова на слоги правильно, запишите в тетради. По окончании работы выполните взаимопроверку.

- К нам за помощью обратился первоклассник. Послушайте его рассказ и определите, какое правило он не усвоил? Помогите ему правильно перенести слова.

РАССКАЗ ПЕРВОКЛАССНИКА

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва  я перенёс:

Е-

Два, –

Так получил за это «два».

Укол  я перенёс:

У-

Кол 

И получил за это «кол».

Опять  я перенёс:

О-

Пять 

Теперь, наверно, будет «пять».

 

– А вы как думаете, ребята?

- Помогите первокласснику правильно перенести слова, расскажите правило переноса слов.

 

 

 

 

Выполняют чистописание в тетради.

 

 

 

 

- Сколько гласных, столько и слогов.

  - При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог. Поэтому слово нужно пропеть.

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

- Слова переносятся по слогам. Нельзя переносить одну букву. Нельзя переносить две одинаковые буквы. При переносе буква Й переносится с гласной.  Слова с Ъ и Ь переносятся с буквой после которой они написаны.

3

Постановка темы и цели занятия.

 

- Вы знаете, что слова можно записывать по-разному: буквами, с помощью транскрипций и с помощью звуковых моделей.

- Посмотрите на доску.

Лимон – [л’имон]

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Цель урока?

- Верно. На сегодняшнем уроке нам предстоит учиться проводить фонетический анализ слова устно, а затем записывать его.

 

 

 

 

 

 

- Фонетический разбор слова.

 

4

Изучение новой темы.

1. Чтение  алгоритма  «Как  выполнять  фонетический  анализ слова».

Учебник с.9.

Физкультминутка

2. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму.

1) Запишем слово, разделим на слоги, запишем его с помощью транскрипции: Ракета, ра-ке-та, [рак’э́та].

2) Запишем  слово  по  буквам  в  столбик  и  рядом  транскрипцию [  ] звука.

3) Дадим характеристику звукам.

4) Подсчитаем количество букв и звуков.

    р –  [р] – согласный, твердый, непарный.

    a –  [а] – гласный, безударный.

    к –  [к’] – согласный, глухой, парный ([г]).

    е –  [э] – гласный, ударный.

    т – [т] – согласный, глухой, парный ([д]).

    а –  [а] – гласный, безударный.

  6 б., 6 зв.

 

 

- Как вы думаете, для чего надо уметь выполнять фонетический разбор слов?

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, выполняют фонетический анализ слова, рассуждают и действуют последовательно, согласно указаниям алгоритма:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают фонетический анализ слова луна.

Слова различаются правописанием и произношением. И редко, когда произношение и написание совпадают, чаще всего они различаются. Для того, чтобы правильно писать слова, надо уметь различать их на слух, охарактеризовывать звуки, знать их буквенное обозначение и еще очень многое, что нам предстоит изучать на уроках русского языка.

5

Итог урока.

Рефлексия.

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

-  Чему мы научились?

-  Кому было трудно?

-  Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

- Где вам пригодятся эти знания?

- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

 

- Все получилось;

 

 

- были затруднения;

 

 

 

- ничего не получилось.

 

 

- Почему вы так думаете?

- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

-  Спасибо за урок.

 

 

6

Домашнее задание

Выучить алгоритм фонетического разбора.

Учебник с. 4, упр. 4

 

 

 

 

 

 

Ли-са, ма-й,

ма-ли-на,  

те-тра-дь, 

ли-мон,  

и-ва, въ-езд,

пять, ю-ла.

я-ма,