КОНСПЕКТ
открытого занятия: Изготовление коврика «Рождественская звезда»
(коллективная работа)
Провела педагог- организатор, рук.кружка Семкина А.В
Возраст:10-13 лет
Сроки: 19 января 2021 год.
Форма проведения: «Посиделки у Марьюшки» .
Цель занятия: создание оптимальных условий для приобщения обучающихся к обычаям и традициям русского народа через игровую и коллективную трудовую деятельность.
Задачи:
Воспитательные:осуществлять нравственно-эстетическое воспитание средствами игровой и трудовой коллективной деятельности.
Обучающие:повторять и закреплять знаний о лоскутном деле; закрепить умения составления орнамента из блоков, применять их в создании изделия в технике «квилт» и «пэчворк».
Развивающие: развивать творческие способности и фантазию детей; развивать трудолюбие, аккуратность, чувство цвета и гармонии.
Оборудование: выставка работ, стол, самовар, карточки с заданиями, раздаточный материал, музыкальный центр, плакаты, костюмы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Кабинет оформлен предметами деревенской старины. Гостей встречает Хозяйка.
Хозяйка:
Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается сначала
путь по морю моряка.
У кручины есть причина, Устихов – завязка слов
Начинается с зачина…
Сказка, песня и любовь.
Собрались мы вместе, коли,
Как там бают, чином-чин.
Начинаем с хлеба-соли,
С доброй песни наш зачин.
Звучит фонограмма русской песни. Марьюшка-хозяйка выносит хлеб-соль.
Марьюшка:
Раз ты пришёл на посиделки,
То потому принять изволь
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль.
Низко кланяется и подносит гостям хлеб-соль, предлагая попробовать. Затем отдаёт хлеб Хозяйке и продолжает посиделки.
Марьюшка:На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
1-ый воспитанник. При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
2-ой воспитанник:
Добрым чаем угощали
С мёдом, явно без конфет,
Как и нынче, мы общались –
Без общенья жизни нет!
3-ий воспитанник:А играли! Как играли!
Эти игры хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!
4-ый воспитанник: Наш досуг, порою, мелок
И, чего там говорить!
Скучно жить без посиделок –
Их бы надо возродить!
Хозяйка: И правда, на посиделках и пели, и плясали, и играли, и рукоделием занимались, и сказки сказывали.
(Инсценировка)
Дети показывают инсценировку сказки О. Высоцкой «Золотое яичко».
Марьюшка:Жили-были Дед да Баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко
Не простое – золотое…(показывает прихватку с яичком)
Выходят Дед и Баба. Баба толкает Деда и показывает на прихватку.
Баба:Эй, Старик, проснись скорей!
Дед:Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:Да смотри, что я нашла!
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла!
Дед:Ну снесла. Какое дело!
Что ты, Баба, обалдела?
Баба:Да яйцо-то не простое,
А гляди-ка, золотое!
Дед:Золотое? В самом деле!
Мы с тобой разбогатели!
Баба:Погляди – горит, как жар!
Дед:Не случился бы пожар…удеса…
Баба:Чудеса… В среду в город я поеду,Там базар бывает в среду.
Там яичко я продам.Вот обновок накуплю я:
Разных юбок 40 штук,Шаль в цветочках голубую.
До краёв набью сундук!
Дед:Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица,Наряжаться в разный хлам!
Нет уж, если мы богаты,Я построю вместо хаты
Трёхэтажные палатыИ беседки по углам!
Баба:А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки!
Дед:Пусть смеются, мне не жалко!
Баба:Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: (Роняет яичко).
Ох, яичко покатилось!
Покатилось и разбилось…
И скорлупки не осталось.
Всё куда-то подевалось…Дед и Баба садятся на лавку, горюют.
Марьюшка:Ну чего вы затужили?
От чудес одна беда…
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда!
Хозяйка:А яичко покатилось, но оно ведь не разбилось, а попало на диковинный коврик тонкой работы. Вот такой коврик, он называется Рождественская звезда.
Останавливает внимание на куклах, которые надевают на чайник.
Вот две куклы на виду,
Видно их в любом ряду.
Имя русское имеют.
Отгадайте на ходу
Имя русское, простое,
Как яичко золотое. (Матрёна, Акулина)
Дети угадывают, как зовут матрёшек, имена прикреплены с обратной стороны их платьев. Угадавшие получают призы.
Марьюшка:Как когда-то в век старинный,
В те далёкие года Проводились викторины
Типа: «что, где, когда».Проведу её сейчас.
Кому яичко попадёт, Тот ответ скорей даёт!
Викторина Марьюшки.
1. Что такое «квилт»?
- Это лоскутное стёганое одеяло или панно, состоящее из трёх слоёв: лоскутного верха, прокладки и подкладки и простёганного через три слоя мелкими стежками.
2. Размер стежка в квилте? - 4-6 стежков на 1 см.
3. Что такое маркировка?
- Нанесение рисунка для выстёгивания на изделии карандашом или мылом.
4. Что такое блок?
- Одинаковые по форме и размеру геометрические компоненты верхнего слоя квилта.
5. Что такое аппликация?
- Пришивание различных фигур из одной ткани на другую, подвёрнутые края (0,5см) первой пришиваются на основу мелкими потайными стежками.
6. Как переводится с английского языка слово «пэчворк»?
- «Пэч» - лоскуток, «ворк» - работа. «Работа с лоскутком».
7. Что такое «тёплые тона»? Что вы знаете о них?
- Сочетание «тёплые тона» связано с ассоциативными представлениями о цвете солнца, огня, т. е. источников тепла. Они выделяются на изделии сильнее, чем холодные тона.
8. Что вы знаете о холодных тонах? Назовите их.
- Понятие «холодные тона» связано с чувством холода , цветом металла, воды и льда. (Перечисляются тона.)
Практика.
I. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
Марьюшка: А яичко покатилось, покатилось, не разбилось!
К кому в руки попадёт, тот и разговор ведёт.
Хозяйка А теперь от меня вам угощенье:
На первом месте – пельмени мясные из теста,
На втором – пельмени картофельные,
На третьем – пельмени капустные
И тоже очень вкусные.
Марьюшка:Всех друзей и гостей приглашаем на пельмени!
Хозяйка(Вносит на блюде пельмени)
Пельмени с секретом – с заданьицем внутри. Предлагаю всем отведать .
В пельменях загадки по Т/Б, загадки по теме шитья, пословицы о труде.
Чтобы ваши пельмени улеглись у вас в желудках и им там было весело, давайте их порадуем нашим коллективным творчеством.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание:
Собрать орнаменты рисунков из треугольников, квадратов и полосок (картонных). Затем предлагается собрать по схеме рисунок изделия «Рождественская звезда».
(Дети выполняют задание)
Хозяйка: Поработали немножко,
Надо всем нам отдохнуть.
А потом наше яичко
Сказочный продолжит путь.
Звучит народная музыка.
Хозяйка:Продолжаем посиделки
И заводим разговор,-
Наша нитка-паутинка
Дивный создаёт узор.
Пожелать я вам хотела –
Поскорей, друзья, за дело!
Дети изготавливают верхнюю часть коврика «Рождественская звезда». Работа проводится по группам, даются индивидуальные задания. Идёт сборка общего полотна.
Хозяйка:В небе, будто от побелки,
Засветился млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Подведение итогов, поощрение детей.
Вам, ребята, леденцы –
Вы все были молодцы!
Марьюшка:Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад,Делу – время, а потехе
Рады люди как-никак…
Хозяйка:Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями, говоря:
Вместе: До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.