Конспект занятия
Театрального коллектива «Кукляндия»
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие»г.Орска»
группы 3 год обучения
руководитель: Малюченко Н.Л.,
педагог дополнительного образования
высшей кв. категории;
Дата проведения:18 февраля 2021 года.
Тема: «Образ и словесное действие в басне».
Цель: Формирование и закрепление навыков смыслового чтения через определение образа и словесного действия в басне.
Задачи:
Образовательные:
ü формирование умения определять образ и словесное действие в басне;
ü приобретение знаний об особенностях литературного произведения - басня;
ü приобретение навыков построения правильной, образной речи;
ü формирование интереса к глубокому изучению литературного материала.
Развивающие:
ü развитие познавательной активности учащихся;
ü развитие умений формулировать свою мысль;
ü развитие способностей и навыков к самообразованию, самостоятельного поиска творческого решения;
ü формирование умения работать в команде.
ü приобщение к красоте слова, общения, развития творческих, индивидуальных способностей.
Воспитательные:
ü воспитывать сопереживание, взаимоуважение и взаимовыручку;
ü воспитывать ответственность за собственное творчество и творчество партнёров;
ü воспитывать умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Методы обучения: информационный, поисковый, метод стимуляции воображения, практический.
Форма организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для рефлексии.
Продолжительность занятия: 40 мин
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
План занятия:
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Проверочный
2.1. Повторение пройденного материала. (5 мин.)
2.2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)
III. Основная часть:
3.1. Тренинг (10 мин.)
3.2. Чтение басни. (3 мин.)
3.3. Определение образа и словесного действия в басне.(15 мин.)
IV. Подведение итогов (3 мин.)
V. Рефлексия (1 мин.)
Ход занятия
I.Организационный момент
Занятие проводится в кабинете.
Педагог: - Здравствуйте ребята! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу слева, справа, мне. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы начнём наше занятие.
II. Проверочный
2.1. Повторение пройденного материала.
Педагог: Ответьте, мне, пожалуйста, кем является АКТЁР на сцене?
Ответы обучающихся
Педагог: Действующее лицо. Главная задача на сцене – действовать
А что является главным элементом театрального искусства?
Совершенно верно, действие! Как утверждает Станиславский: «Главным элементом нашего искусства является действие, действие подлинное, органическое, продуктивное и целесообразное”
Что значит действие подлинное, органическое, продуктивное и целесообразное?
Ответы обучающихся
Педагог: Каждое физическое действие должно быть активным действием, ведущим к достижению какой-либо цели, точно так же, как и каждая фраза, произнесенная на сцене. . И мы продолжаем изучать тему «Словесное действие».
Станиславский часто приводил мудрое изречение: “Да не будет слово твое пусто и молчание твое бессловесно”. Что же мы такое делаем с текстом, что бы оно было не пустым?
Ответы обучающихся
Педагог: Да, работа с текстом, сценическим материалом, всегда начинается с разбора, т.е.анализа текста. Линия физических действий – способ фиксации переживаний. Как мы называем процесс, работая (анализирую) авторский текст?
Ответы и рассуждения обучающихся
Педагог: Да, «присвоив» авторский текст, мы создаём свои «внутренние картинки», разгадываем мысли автора, что же он (чувствовал, видел, где находился и т.д.), создаём свой «внутренний» монолог (подтекст). Внутренний монолог (подтекст), рождает живое (органическое) действенное слово.
И сегодня, на практике, мы будем пробовать создавать «внутренний монолог» и «внутренние картинки», а затем картинки «оживлять» и получится ЧТО?
Ответы обучающихся
2.2.Сообщение темы и цели занятия
Педагог: “Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. Неважно, увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело – хотеть внедрять, а хотения порождают действия”. Сказал К.С. Станиславский.
Тема нашего занятия: «Образ и словесное действие в басне». И сегодня мы закрепим навыки смыслового чтения через определение образа и словесного действия в басне.
Педагог: Вспомним, что такое образ?
Ответы обучающихся.
Педагог: Образ это персонаж (действующее лицо) – в прозаическом или драматургическом произведении художественный образ человека (иногда фантастических существ, животных или предметов).
III. Основная часть.
3.1. Тренинг
Педагог: Прежде, чем перейти к основной, творческой, практической работе, мы должны подготовить своё тело (мышцы) и голосовой, речевой аппарат. С чего начинаем работу?
Ответы обучающихся
Педагог: Приступаем к тренингу. Проверяем опору. Начинаем с дыхания. Делаем вдох через нос (медленно поднимаемся на носочки, руки поднимаем медленно вверх).
Упражнения на дыхание («звукоподражатель»
Вспомните звуки природы и воспроизведите их.
Свистит ветер: Сссссссссс...
Шумит лес: Шшшшшшш….
Жужжит пчела или оса: Жжжжжжжжж...
Звенит комар: Ззззззз....
Упражнение «Насос»
Я, поршень насоса, а вы, воздушный шар. Накачиваю воображаемый воздушный шар, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звукоподражателями: поршень насоса - Ссссссссс! Ссссссссс! Ссссс!; воздушный шар – Шшшшш! Шшшшш! Шшшшш!
Педагог: Голосовые упражнения начнём с «мычания», разогреваем мышцы гортани – Мммммммм! Мммммммм! Мммммммм! Мммммммм!
Упражнения «Больной зуб»
Вообразите, что у вас слегка побаливает зуб, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке [м] тихо стонете. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
Педагог: Развитие голосового диапазона укрепляет мышцы дыхательно-голосовой опоры, придаёт голосу гибкость звучания и интонационное многообразие.
Упражнение «Этажи»:
Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройденные:
и первый этаж.,
и второй этаж,
и третий этаж,
и четвёртый этаж,
и пятый этаж,
и шестой этаж.
Проверяйте опору звука, «подлаивая» слово «этаж». Слова «и первый, и второй, и третий...» как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр. Теперь спускайтесь вниз:
И шестой этаж,
и пятый этаж,
и четвертый этаж,
и третий этаж.
и второй этаж,
и первый этаж.
и подвал…
Педагог: Практические упражнения для выработки регистра
1. Упражнение на ощущение нижнего регистра.
Встаем прямо, ноги слегка расставлены и как бы ударяя (воображаемый) мяч об пол, при одновременном произнесении звукосочетания: «БА, БА, БА, БА, БА». Постарайтесь ощутить вибрацию звука в грудной полости и опору его на диафрагму при этом. Звук посылать как можно ниже. После каждого звукосочетания делать добор воздуха.
2. Упражнение на ощущение верхнего регистра.
Встаем прямо. Ноги слегка расставлены и будто подбрасывает(воображаемый) мяч вверх. Одновременно произносить звукосочетания:«МИ, МИ, МИ, МИ, МИ». Посылать звук как можно выше. Постарайтесь ощутить ладонью левой руки вибрацию звука в головных резонаторах, почувствовать опору на диафрагму.
3. Упражнение на ощущение среднего регистра.
Встаем прямо, ноги слегка расставлены, отбрасываем воображаемый мяч. Произносить звукосочетания:«МА, MA, MA, МА, МА», посылая звук вперёд, как бы бросая мяч в стенку.
Артикуляционные упражнения
«Звукоряд»
Произнести на одном дыхании 3 раза: «А-О-У-Ы-И»
«Скороговорки»
В четверг четвёртого числа, в
четыре с четвертью
часа,
Два дровосека, два дровокола, два
дроворуба,
Говорили про Ларьку, про Варьку – Ларькину
жену,
Что у них во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова, выдворить давно пора,
А Ларька с Варькой,
всё хиханьки – да –
хаханьки,
Как детишки махоньки. И
не собираются, дрова со двора выдворять.
Педагог: Тренинг окончен. Спасибо! Прошу занять свои места.
3.2. Чтение басни
Педагог: А сейчас, переходим к практической работе. Каждый из вас подготовил для сегодняшнего занятия, из своего репертуара басню.
Обучающие отвечают.
Педагог: Начинаем с первого в учебном полукруге.
Обучающие поочерёдно читают баню (заранее подготовленную), после проходит оценивание выступления и коллективное обсуждение.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Подведём итог нашего занятия. Какой вывод каждый из вас сделал, работая со сценическим материалом и что должен знать актёр, выходя на сцену?
Обучающие отвечают.
Педагог: Актёр, должен знать не только то, о чем говорит, но и о чем молчит в течение всего диалога. В работе над текстом учится поиску непрерывного внутреннего монолога, ведь и в жизни человека он непрерывен. Человеческой мысли постоянно сопутствует внутренняя речь, когда проговариваются порой не только слова, но и целые фразы, монологи. Поток мыслей, скрытый во внутреннем монологе, питает, вызывает к жизни слова, сказанные вслух.
Педагог: Что у нас сегодня получилось? Над чем нужно работать?
Рассуждения детей
Рефлексия.
Оценим свою работу (выбрав карточку) и прочитайте, что же вам желает смайлик. И, по театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Всем спасибо! До встречи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.