МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ» г. ЛИПЕЦКА
Конспект открытого занятия
«Ознакомление с новым видом деятельности
по дополнительной общеобразовательной программе.
Цирковые жанры»
Возраст учащихся: 10-12 лет
Продолжительность занятия: 30 минут
Подготовила:
Арбузова Мария Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
ЦРТ «Левобережный»
а
г. Липецк, 2022 г.
Цель: раскрытие потенциала учащихся в области физической культуры и эстетического сознания посредствам овладения основами циркового искусства.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с цирковым искусством, видами жанров;
- обогатить и активизировать словарь учащихся специфическими терминами и понятиями циркового искусства: дрессировщик, жонглёр, арена, эквилибрист, акробат, иллюзионист и т. д.;
- расширить и систематизировать знания детей о цирке как об одном из видов творческой и профессиональной деятельности человека;
- научить учащихся владеть своим телом, оценивать свое физическое состояние и регулировать (корректировать) его в процессе тренировочной деятельности;
- формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков по основам циркового искусства;
- формировать у учащихся музыкально-ритмические навыки, культуру движений;
- познакомить учащихся со спортивными снарядами степ-платформой и легким пластиковым летающим диском тарелкой фрисби.
Развивающие:
- развивать художественно-образное мышление, воображение, эмоциональность, музыкальность и артистизм;
- развивать у учащихся физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость (на основе обучения разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений);
- развивать способность учащихся координировать свои действия;
- мотивировать на дальнейшее знакомство с цирковым искусством.
Воспитательные:
- воспитать интерес и уважение к цирковому искусству и к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- приобщать учащихся к здоровому образу жизни и гармонии тела;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Тип занятия: практическое.
Вид занятия: комбинированное.
Методы обучения: словесный, наглядный (демонстрационный), практико-ориентированный, проблемно-поисковый, игровой.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, головной микрофон, презентация, степ-платформы (7 шт.), гимнастические коврики (7 шт.), тарелки фрисби (7 шт.) магнитная доска, столик, разноцветные маркеры, макет афиши, карточки с буквами (7 наборов), звездочки, магниты.
План занятия:
1. Организация начала занятия - 2 мин.
2. Вводная часть занятия - 3 мин.
3. Сообщение темы и целей занятия - 2 мин.
4. Основная часть. Выполнение тренировочных упражнений и заданий - 20 мин.
5. Подведение итогов, рефлексия - 3 мин.
Ход занятия:
Слайд 1
1. Организация начала занятия (2 мин.).
Звучит музыка «Парад -алле».
Дети под руководством педагога входят в зал и встают перед степ-платформами.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арбузова Мария Вячеславовна. Я – педагог дополнительного образования Центра развития творчества «Левобережный», руководитель цирковой студии «Каскад» хочу пригласить вас в мир цирка. Внимание на экран!
Слайд с видео о цирке, где действие происходит на арене (30 сек.)
Слайд 2
2. Вводная часть (2 мин).
Ребята, а вы были когда-нибудь в цирке? (Ответы детей).
Что вам больше понравилось и запомнилось в цирковом представлении? (Ответы детей).
Я согласна с вами, цирк – это удивительное место с особой магической энергией.
Слово «цирк» происходит от латинского circus - круг.
Ребята, а знаете ли вы, как называется площадка, на которой проходит представление? (Манеж, арена). Да, и она круглая.
Слайд 3
Ребята, очень хочется создать атмосферу цирка с вашей помощью. Предлагаю прямо сейчас встать в круг.
Учащиеся встают в круг.
Мы с вами сегодня небольшой, но очень дружный цирковой коллектив, предлагаю всем зарядиться положительными эмоциями на занятии на весь сегодняшний день.
Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу крепкие рукопожатия и улыбки. По моей команде «Ап!».
Учащиеся выполняют действие.
Молодцы, у нас действительно все сегодня получится!
И я предлагаю вам попробовать себя в роли артистов разных цирковых жанров.
Звучит музыка.
Ребята, а как вы узнаете, что в город приехал цирк? (Ответы детей).
Слайд 4
(раздать маркеры во время текста)
Конечно, за несколько недель до представления в городе появляются афиши, из которых мы узнаем, какой цирк приезжает к нам, когда и где будет представление, а также имена и фамилии цирковых артистов, принимающих в нем участие. И поскольку мы с вами цирковой коллектив, у нас должна быть и своя афиша. Обратите внимание на доску. Наша афиша почти готова, не хватает только имен артистов.
Сегодня вы - главные артисты и необходимо на афише написать свои имена. Подходите, выбирайте себе образ, берите маркер и подписывайте свои имена.
Оформление афиши. (1 мин.).
Отличная получилась афиша, а теперь, пора готовиться к представлению. Встаньте, пожалуйста, лицом ко мне перед степ-платформами.
3. Сообщение темы и целей занятия. (2 мин.)
Слайд 5
Тема нашего занятия «Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной программе. Цирковые жанры».
И знакомиться мы сегодня будем с цирковыми жанрами. Поговорим о возможностях нашего тела и попробуем почувствовать свои мышцы.
А вы знаете, какие существуют цирковые жанры? (Ответы детей. Педагог помогает детям назвать жанры, задает наводящие вопросы, дает их характеристику).
4. Основная часть занятия. Выполнение тренировочных упражнений и заданий (20 мин.)
Слайд 6
Цирковое представление включает акробатику, конную езду, эквилибристику, дрессировку животных, жонглирование или жонгляж, иллюзион, клоунаду и многое другое.
Каждому цирковому жанру присущи свои выразительные средства – трюки, снаряды, специфические художественные приемы, атрибуты.
А главный герой цирка это кто? (Ответы детей: артист).
Слайд 7
Ребята, а как вы думаете, каким должен быть артист цирка? (Ответы детей: сильным, ловким, здоровым, обладающим знаниями и т.д.).
Я с вами согласна, а еще все артисты цирка должны быть внимательными и иметь быструю реакцию. И при подготовке номера, и при выполнении трюков, и при работе с животными нужно быть очень внимательным, а насколько вы внимательны, мы проверим прямо сейчас.
4.1. Игра на внимание «Ап!». (1 мин.)
В цирке существует очень много специальных слов, терминов и команд. С одной такой командой мы сейчас познакомимся.
При выполнении номера в цирке есть специальная условная команда «Ап!», которую подает один из участников номера к выполнению или завершению упражнения.
Слайд 8
Сейчас я буду давать команды и называть какое-то действие, которое вы выполняете только тогда, когда слышите слово «Ап!». Если я называю слово «Ап!», вы движение делаете, если нет, остаетесь просто стоять. Вам все понятно? Вопросы есть? Будьте внимательны.
· Поднимите руки вверх.
· Ап! Поднимите руки вверх.
· Опустите руки вниз.
· Ап! Опустите руки вниз.
· Ап! Присядьте.
· Встаньте.
· Ап! Встаньте.
· Ап! Попрыгайте.
· Ап! Похлопайте в ладоши.
Отличное начало! Уверена, все остальное у вас получится так же легко!
Любая тренировка у артистов начинается с разминки.
Мы с вами импровизированную разминку провели, приступаем к небольшой кардиотренировке.
Кардиотренировка – это фитнес-занятие, которое тренирует работу сердечно-сосудистой системы.
Вы готовы? (Ответы детей).
Тренировка у нас будет необычная с использованием спортивного снаряда степ-платформы, которая необходима не только для занятий степ-аэробикой, но и для выполнения силовых и кардио-упражнений.
4.2. Правила техники безопасности. (1 мин)
Слайд 9
(На экране картинки-символы демонстрирующие
правила по технике безопасности)
Ребята, напомню вам, что очень важно в цирке соблюдать технику безопасности. Этих правил много и мои артисты хорошо с ними знакомы.
Сегодня мы не будем выполнять сложные трюки, поэтому вам нужно запомнить только самое главное для сегодняшнего занятия – приступать к тренировкам и выходить на манеж в абсолютно хорошем настроении и великолепном самочувствии. Вы все себя хорошо чувствуете?
Важно, чтобы все были одеты в спортивную форму, и мы это условие с вами соблюдаем. Посмотрите, пожалуйста, на свою спортивную обувь. Проверьте еще раз, чтобы она была зашнурована. Ни на руках, ни на шее не должно быть никаких украшений.
Во время выполнения тренировки необходимо соблюдать технику дыхания: вдох через нос и медленный выдох через рот. При правильном дыхании сердечный ритм не сбивается. Сложные трюки выполняются только под руководством педагога.
Итак, приступаем к нашей работе.
Слайд 10
4.3. Упражнения на степ-платформах. (5 мин.)
(каждое упражнение проговаривается и показывается педагогом)
У вас у всех получается замечательно.
Напоминаю, что сегодня мы говорим с вами о цирковых жанрах. Посмотрите, пожалуйста, на экран. И постарайтесь определить, в каком жанре работают артисты.
4.4. Знакомство с жанром акробатика. Просмотр видео выступления.
Слайд с видео (1 мин.)
В это время педагог раскладывает карточки стопкой посередине степ-платформы.
Вы посмотрели фрагмент выступления воспитанниц нашей цирковой студии.
В каком жанре выступали артисты? (Ответы детей).
Правильно, в жанре акробатика, а тех, кто владеет этим жанром, зовут акробатами.
Слайд 11
Акробатика – это основное направление, которому учатся мои юные артисты на занятиях. Акробатические элементы являются основой большинства номеров в нашей цирковой студии. Настоящее мастерство достигается многочасовыми и многолетними тренировками.
И сегодня предлагаю вам выполнить небольшой акробатический элемент. Посмотрите внимательно, как правильно нужно выполнять упражнение.
4.5. Игровое упражнение на степ-платформах. (3 мин.)
Слайд
Предлагаю вам принять упор лежа, руки находятся на степ-платформе на ширине плеч, ноги на полу, чуть шире плеч. Перед вами лежит стопка карточек. Ваша задача, отрывая одну руку от степ-платформы, поочередно брать из стопки карточки, и раскладывать их на степ-платформе. Корпус при этом должен быть прямой, стараемся силу тяжести распределить между ногами и рукой, ваша задача не только разложить карточки, но и удержать равновесие. Опирайтесь на всю ладонь, пальцы необходимо расставить широко.
Задание понятно? У вас есть вопросы? Принимайте упор лежа. Напоминаю, что руки находятся на ширине плеч, а ноги чуть шире. Все готовы? Начали!
(Музыка, выполнение упражнения)
Молодцы, кто закончил, можете вставать. Посмотрите, у вас на степ-платформах лежат карточки с буквами. Какой жанр циркового искусства получится, если сложить эти буквы в нужном порядке?
4.6. Знакомство с цирковым жанром «Жонгляж, жонглирование».
(5 мин.)
Слайд 12
На экране появляется слово «Жонгляж» и определение.
Жонгляж - искусство жоглировать предметами.
Жонглирование - вид циркового искусства.
Молодцы, это было не простое задание, но мы справились.
Одним из самых любимых цирковых жанров, является жонгляж или жонглирование.
Кто-то из вас пытался научиться жонглировать 3-мя апельсинами?
Да, это не просто. Кажущееся таким легким мастерство на самом деле достигается многочасовыми и многолетними тренировками.
(раздать тарелки во время текста)
За одно занятие сложно овладеть этим искусством в совершенстве, но сегодня мы попробуем выполнить несколько акробатических трюков, для которых в качестве реквизита будем использовать немного необычный, но хорошо знакомый большинству из вас реквизит. Узнаёте? (Ответы детей).
Да, это обычные тарелочки-фрисби, которые используют для игр. Это тоже спортивный снаряд - легкий пластиковый летающий диск.
Показ техники выполнения.
Выполнение упражнений.
Контроль педагогом выполнения упражнений (индивидуальная работа).
Дорогие друзья, сейчас мы заканчиваем это упражнение. Давайте по моей команде «АП!» попробуем выполнить его одновременно. Приготовились. Можем начинать? «Ап!». Молодцы!
Я видела, что не у всех сразу получилось это упражнение, нужно время для его отработки, дома можете потренироваться. Положите тарелочки на стэп-платформы.
(пока дети кладут тарелочки взять шляпу)
4. 7. Беседа о жанре иллюзия. (4 мин.)
А сейчас хотелось бы вспомнить еще один вид циркового искусства.
Ребята, напомните, как называется самый таинственный цирковой жанр?
Правильно – это фокусы или иллюзион. Искусство фокусов и иллюзий является одним из самых древних.
Слайд 13
Каких известных фокусников знаете вы? (Ответы детей.)
Слайд 14
(Эмиль Кио, Амаяк Акопян, Гарри Гудини, Дэвид Копперфильд, братья Сафроновы - фото с подписями на слайде).
Предлагаю и вам побыть сегодня иллюзионистами и из цилиндра достать … кролика.
Педагог достает волшебный цилиндр.
Любой фокус сопровождается загадочной музыкой (зазвучала музыка), перед выполнением трюка иллюзионист делает магические движения. Вот такие или любые другие, какие вы придумаете. Теперь каждый из вас изобразит необычное движение и опустит руку в волшебный цилиндр.
Учащиеся выполняют движения и достают из цилиндра брелок в виде кролика, к которому прикреплен пригласительный билет на посещение цирковой студии «Каскад».
5. Подведение итогов. (3 мин.)
Слайд 16
Теперь у каждого из вас на память о сегодняшнем занятии есть сувенир и пригласительный билет на занятия в цирковую студию «Каскад».
Надеюсь, что не только брелки будут напоминать о сегодняшней встрече, но и знания, которые вы сегодня получили на нашем занятии.
Что нового вы узнали? (Ответы детей).
С какими цирковыми жанрами познакомились? (ответы детей)
Чему необычному научились? (Ответы детей).
Ребята, а сейчас я покажу вам элементы, а вы попробуйте угадать к какому жанру циркового искусства они относятся.
(Музыка и показ элементов)
Рефлексия
Для любого артиста лучшая награда - это аплодисменты зрителей. Давайте поздравим друг друга с первым выступлением, бурными овациями.
Ребята, обратимся к нашей афише. Предлагаю ее украсить звездочками. Если вам занятие понравилась, то прикрепите желтую звездочку.
Спасибо большое за позитивную оценку нашего занятия. Я рада, что вам понравилось. И наша афиша стала более яркой, наверняка на наше следующее представление придет еще больше зрителей.
Хочется признаться, что мне тоже очень понравилось с вами заниматься. Если у вас появилось желание больше узнать о цирковом искусстве, я буду рада видеть вас на занятиях.
А сейчас я с вами прощаюсь и говорю до свидания, до новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.