КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация словаря по теме «Осень»
- формирование и закрепление ранее изученных грамматических категорий (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с числительными и существительными)
- развитие связной речи, составление простых предложений по картинке, совершенствование точного по- следовательного воспроизведения словесного материала.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;
- развитие навыков словоизменения, словообразования.
- развитие памяти, зрительного внимания и восприятия.
- развитие координации речи с движением. Воспитательные:
- воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Ход НОД.
Орг.момент и введение в тему.
В зал входят дети. Приветствие гостей.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. СЛАЙД 2 (картинка детского сада)
Введение в тему. Звучит музыка.
- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение. (Слушают)
- О каком времени года говорит нам автор? (Об осени). СЛАЙД 3.
- Как вы догадались? Молодцы!
- Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А давайте мы с вами отправимся в путешествие. Если мы сего- дня говорим про осень, то наше путешествие можно назвать каким? (Осенним)
Отправляться всем в дорогу, Нам давно уже пора.
Чтоб в пути нам было легче - скажем дружно мы «Ура»!
Включается фонограмма «Шуршание осенних листьев»
По тропинке мы идем Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем, Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли И к лесочку подошли!
Основная часть.
Ребята, наша первая остановка СЛАЙД 4
Л. – Станция Лесная! Вот она какая!
Перед нами лес большой, словно терем расписной!
Давайте вдохнём осенний свежий воздух, но перед этим вспомним какие правила мы должны соблюдать? Ответы детей:
1. Носиком вдыхаем. Плечи не поднимаем.
2. Ротиком выдыхаем.
3. Щёки не надуваем.
4. Воздушная струя плавная, длительная.
Выполнение дыхательной гимнастики.
Кружатся листики над нами Тихо шуршат под ногами
(На выдохе произносим звук) -
Шшшшшшшшшшшшшшш
Кажется, каждый листочек Что-то поведать нам хочет (На выдохе произносим звук) - Ссссссссссссссссссссссссссс
Л. - Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев нападало. Про осень можно ска- зать много красивых слов. Поднимая листик, будем говорить, какая бывает осень. Саша, какая осень бывает? Аня, а ты какое слово придумала? И т.д.
(Дети поднимают листики, называя слово)
Л. - Ребята, посмотрите, а все ли листья одинаковые?
Образование относительных прилагательных.
Света, у тебя с какого дерева лист? (С березы) Значит он какой? Лист с дуба - и т.д.
Согласование числительных с существительными и прилагательными.
- А теперь, посмотрите, у кого есть одинаковые листья и встаньте вместе.
- Назовите, какой лист у нас один?
- Один кленовый лист,…
- Назовите, каких листьев два?
- Два дубовых листа,…
- Три березовых листа
А как называется явление, когда падают листья? (Листопад) СЛАЙД 5
Молодцы!
Динамическая пауза. Координация речи с движением.
- А давайте мы свами превратимся в листики. Повторяйте за мной движения. Листья осенние тихо кружатся (дети имитируют падающие листья ладонями) Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо-влево)
Будто опят закружится хотят (дети поднимаются и кружатся с листьями)
Дети отдают листья логопеду.
- Давайте немного отдохнём, присядем на пенёчки (стульчики).
(Логопед предлагает детям сесть на стульчики).
Ребята, а кого можно встретить в лесу? (Зверей)
Ребята, кто-то к нам идет. Это же лесные жители хотят рассказать нам, как они встречают осень. СЛАЙД 6 Зайчик ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК
Зайчик:
Пора мне зайчику линять, Пора мне шубку поменять. Белочки: СЛАЙД 7 ЗВУК !!!
Мы спешили, мы спешили, На зиму грибы сушили.
Орешков сделаем запас, Запасы выручают нас. Медведь СЛАЙД 8 ЗВУК!!! Летом по лесу гуляю,
Зимой в спячку я впадаю. А сейчас я строю дом,
Чтоб спалось мне крепко в нем. Л. – Ну что же, всё у вас толково К зиме, пожалуй, всё готово.
Вы все трудились! Так держать! Ну а нам пора играть!
Ребята, звери приготовили для вас игру. «НАЙДИ СВОЙ ДОМ»
Логопед раздает карточки –жилища и карточки с животными.
Л.-. У кого жилище – подойдите ко мне. А теперь, зверята, найдите свой домик. (Дети с карточками зверей подходят к своему домику)
Вопросы по ходу игры:
- Это чей дом? (Медведя)
- Как называется дом медведя? (Берлога)
- Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге)
- Это чей домик? (Белки)
- Как называется домик у белок? (Дупло)
- Где живет белка? (Белка живет в дупле)
- Дупло чье? (Беличье)
- Молодцы! Отправляемся дальше. Дети и логопед шагают по кругу. Зашагали ножки – раз, два, три Прямо по дорожке – раз, два, три Ну-ка веселее – раз, два, три
Станция Дачная у нас на пути. СЛАЙД 9
Л. – Мы пришли в огород. Вот так урожай растет. Появляется хозяйка. (Актер)
Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас! Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья и компоты.
Ребята, помогите мне собрать урожай.
Л. – Поможем?
На столе макет грядки с овощами и деревья с фруктами.
Л. – Света, Маша, Егор, Костя, Ваня пойдут собирать овощи, а остальные ребята – фрукты. Хозяйка разда- ет корзиночки для урожая. Когда дети соберут урожай, логопед предлагает игру «Назови одним словом».
- Все собрали, а теперь можно и поиграть. Подходит к детям, достает грушу и спрашивает:
- Какой сок можно приготовить осенью из груш? СЛАЙД 10
(Из груш можно приготовить грушевый сок) ЩЁЛК после ответа детей
- Какое варенье можно сварить осенью из слив? СЛАЙД 11
(Из слив можно сварить сливовое варенье) ЩЁЛК
- Какое пюре можно приготовить осенью из яблок? СЛАЙД 12
(Из яблок можно приготовить яблочное пюре) ЩЕЛК
- Какой салат можно приготовить из огурцов? СЛАЙД 13
- Какую пасту можно приготовить из томатов? СЛАЙД 14
- А какой сок можно приготовить из яблока и моркови? (Яблочно-морковный) СЛАЙД 15
Хозяйка: Очень хорошо поработали садоводы и огородники полные корзины овощей и фруктов помогли мне собрать. СЛАЙД 16
Л. – Ну а нам пора дальше. Зашагали ножки – раз, два, три Прямо по дорожке – раз, два, три Ну-ка веселее – раз, два, три Станция погодная на пути!
Станция «Погодная» СЛАЙД 17 Игра «Волшебный мяч»
- Ой, ребятки, холодный осенний ветер подул и закатил к нам мяч.
Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать.
Если пошел дождь, значит погода какая? Если светит солнце, значит погода.
Если холодно на улице, значит погода Если дует ветер, значит погода
Если тепло на улице, то погода Если хмуро на улице, то погода.
- Молодцы, справились отлично. Продолжаем путешествие.
Зашагали ножки – топ-топ-топ! Прямо по дорожке – топ-топ-топ! Ну-ка веселее – топ-топ-топ!
Что-то интересное здесь нас ждет
Станция с красивым названием «Рассказовка». СЛАЙД 18
Л. – Вслушайтесь в название станции
- Догадались, что будем делать на этой станции?
Приходит Незнайка.
Н. – Я тоже знаю много об осени, послушайте мой рассказ:
После весны наступила осень.
Дует тёплый ветерок. Дожди идут редко, на деревьях распустились почки. Звери бегают, резвятся. У них нет забот, птицы не улетают на юг им и так хорошо люди загорают и купаются.
Л. – Ребятки, понравился вам рассказ Незнайки? Он всё правильно рассказал об осени?
Ребята, давайте по картинкам составим рассказ об осени. А ты, Незнайка, послушай.
Возьмите одну картинку, вернитесь на свое место и придумайте предложение. (Наступила осень. Стало хо- лоднее. Часто идут дожди. На дорогах лужи. Дует сильный ветер. Листья желтеют. Начинается листопад. Люди собирают урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Дети рады осени)
А теперь из ваших предложений мы составим рассказ. СЛАЙД 19 На экране по очереди появляются кар- тинки те же самые, как и у детей
Л.– У кого такая картинка? (У Кати.)
Катя назови свое предложение. И т.д. каждый ребенок называет свое предложение.
У нас получился замечательный рассказ. Кто сможет рассказать с помощью картинок наш рассказ от начала до конца?
Логопед: Вы порадовали меня, всё сделали без ошибок. Нам пора отправляться в детский сад.
Зашагали ножки – раз, два, три, Прямо по дорожке – раз, два, три. Ну-ка веселее – раз, два, три.
В детский сад идем мы, не грустим!
Логопед находит шкатулку.
Л. – Ой, ребята, посмотрите, что я нашла. Это сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит? (Открывают сундук, в нем листья-смайлики)
Рефлексия
- Ребята выберите тот листик, который соответствует вашему настроению. Какой красивый осенний букет получился. И видно, что у всех хорошее настроение.
Итог занятия
- В какое путешествие мы отправились в начале занятия? Что запомнилось больше всего? Какие задания по- нравились? Какие задания вызвали затруднения?
Л: Я очень рада, что вам понравилось путешествие. Думаю, что вы многое знаете теперь об осени.
Давайте попрощаемся с гостями: «До свидания!» Дети и логопед уходят.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.