Конспект: «Оценочный анализ и ведение записей в социальной работе».
Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми и инвалидами, является оценочный анализ. Оценочный анализ – это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки1. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.
Иногда начинающие путают термины «оценка» и «оценочный анализ». Разница между ними заключается в том, что оценочный анализ представляет собой исследовательский процесс изучения, а не просто оценку, т.е. не составление досье на кого-то для представления в суд, а длительный процесс постоянного накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы сформулировать план его «лечения».
Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, разделяющие цели и средства.
Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их.
Разумеется, анализ такого рода в отношении лиц пожилого возраста и инвалидов может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.
В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета.
Исследования, касающиеся того, что должно быть выявлено в процессе оценочного анализа показывают, что, в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента, собирается большой объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, характеризующей сущность индивида.
Оценочный анализ – это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.
Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.
Исходя из этого, можно рекомендовать:
1. Развивать самоконтроль при рассмотрении полученных данных;
2. Быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо;
3: Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.
Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.
Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.
Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.
Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.
Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.
Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.
Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной заранее закодированной информацией и для записей личных характеристик каждого клиента пожилого возраста. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников2.
Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена матрица – 7 дней недели. По вертикали – дни недели, по горизонтали –критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.
Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.
Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.
Итак, в ходе исследования, было выявлено, что оценочный анализ – это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных, а ведение записей начинает признаваться как основное умение, где возможно, принимают участие их клиенты.
Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения.
В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.
При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.
Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения.
Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации.
При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).
В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.
Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен родного дома. Здесь они обретают определенные социальные гарантии и защищенность.
Инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются следующие виды услуг: материально-бытовые, услуги по организации питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, организация получения образования инвалидами с учетом их физических и умственных возможностей и способностей, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, содействие в организации ритуальных услуг.
Дополнительные услуги, оказываются и специализированными отделениями помощи на дому создаваемыми в муниципальных ЦСО или при органах социальной защиты населения, — это обслуживание на дому (включает наблюдение за состоянием здоровья, оказание экстренной помощи), выполнение медицинских процедур (перевязок, инъекций по назначению лечащего врача), оказание санитарно-гигиенических услуг, кормление ослабленных больных, проведение санитарно-просветительской работы.
Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, организация экстренной медико-психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических и иных консультаций.
Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские, включение подопечных в посильную трудовую деятельность в соответствии с их физическими и психическими способностями, правовые услуги.
Целью деятельности ЦСО является осуществление социального обслуживания инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эффективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;
- оказание социально-бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
- содействие в оптимизации у граждан, обслуживаемых центром, возможности реализации своих потребностей;
- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;
- анализ уровня социально-бытового обслуживания населения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении.
Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие подразделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания, чьи характеристики представлены ниже.
Отделение социального обслуживания на дому (ОСО). ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра.
Отделение Дневного пребывания (ОД П)
ОДП является полустационарным структурным подразделением центра
и обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и
активному передвижению, организации их питания, общения и отдыха,
привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного
образа жизни.
В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, психолога, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность обслуживания в отделении устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. Правда необходимо отметить, что пожилой человек, инвалид, нуждающийся в социальной и другой помощи, имеет возможность повторно через год (в каждом регионе устанавливаются свой регламент) пройти обслуживание в отделении дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания выделяются помещения для кабинетов доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских, комнаты психологической разгрузки, медицинских кабинетов (чаще всего это кабинет стоматолога) и т. д.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.
Отделение срочного социального обслуживания (ОССО)
ОССО предназначается для оказания престарелым гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
В штаб ОССО вводятся должности специалиста по социальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуществляется выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее последующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:
* услуги по организации питания, быта, досуга;
* социально-медицинские услуги;
*социальные;
* социально-психологические;
* правовые услуги.
Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т. д.
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета — управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.
Ещё один управленческий аспект – организаторская работа с инвалидами. Сейчас можно услышать или прочитать: состоялся пробег инвалидов на колясках, открылось выставка художественно-прикладных работ инвалидов, прошёл фестиваль творчества инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов и т.д. Все эти мероприятия совершаются не сами собой. Они – результат больших организаторских усилий. Проведение таких мероприятий – поле приложения труда социальных работников. Нужно найти заинтересованных людей, организации, помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы, распространить рекламу, организовать продажу изделий и т.д. и т.п. Можно встретить немало примеров продуманной организации социальной защиты, оказания разносторонней помощи инвалидам.
В последние годы в России сформировались основные направления в социальной политике, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав.
Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.
Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», "Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды›› и др.
Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованы комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т. п.
Помимо государственных органов управления имеются и ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.
В системе социального обеспечения действуют управления, отделы, сектора, которые назначают пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Это — окружные, муниципальные, районные управления, куда ежедневно обращаются сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в социальном обеспечении и поддержке.
Управленческие функции по делам инвалидов выполняют также органы министерств обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.
Есть необходимость рассмотреть опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов; безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.
В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь детям-инвалидам и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки:
- информационный блок — создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, зашиты и развития детей-инвалидов и их семей;
- учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис ребенка-инвалида: «Помоги мне сделать все самому»;
- блок прагматической школы — предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду;
- блок медицинского оздоровления — создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления детей-инвалидов, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.
В Курской области создан центр медико-социальной реабилитации для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.
В Санкт-Петербурге создана программа социальной реабилитации детей для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (центральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабовидящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника — детям-инвалидам».
В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).
Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).
В Ростовской области создано 22 дома-интерната, из них — 9 общего типа, 10 — психоневрологических, 3 — детских.
В последние годы в Ростовской области введены в эксплуатацию 4 интерната: в г. Волгодонске на 130 мест, в с. Новый Егорлык Сальского района, в Миллеровском и Кашарском районах на 50 мест каждый.
В стационарных социальных учреждениях области проживает около 5 тысяч престарелых и инвалидов.
Комитет труда и социального развития и администрации стационарных учреждений Ростовской области принимают все меры, чтобы условия проживания в интернатах были приближены к домашним. Престарелые и инвалиды обеспечены благоустроенным жильем, необходимой мебелью, питанием (в том числе детским), постельными принадлежностями, одеждой, обувью.
92 врача, 645 человек среднего и 1630 человек младшего медицинского персонала оказывают проживающим повседневную медицинскую помощь. Ежегодно проводятся профилактические осмотры врачами узких специализаций; по заключению медицинских работников нуждающиеся своевременно госпитализируются в стационарные лечебно-профилактические учреждения.
Системой в работе домов-интернатов стало проведение активирующей терапии, комплекса мероприятий по социально-трудовой реабилитации с целью поддержания личностного и социального статуса престарелых и инвалидов.
В результате комплекса проводимых терапевтических и психологических мероприятий отмечается положительная динамика в самочувствии проживающих, активизация физической и умственной деятельности.
Созданные 59 отделений милосердия, 2 геронтологических отделения позволили улучшить уход за тяжелобольными.
Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах направлены на сохранение и восстановление физического, психологического статуса, восстановление потребности трудиться, укрепление психологической приспособляемости проживающих. Во многом этому способствует введение в штат интернатов психологов, воспитателей и социальных работников.
К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемые поезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, бытового, социально-психологического и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.