Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование навыков вычислительной деятельности: упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, ориентировке в пространстве, во времени; - различать и правильно называть геометрические фигуры;- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; - развивать воображение, смекалку, зрительную память; - способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания; - воспитывать интерес к математическим заданиям; - воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Иконка файла материала Конспект по математике.docx

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение          

                                      детский сад № 132 г. Тюмени                                                                 

 

 

      

                                             

                                   Конспект

             по формированию элементарных

              математических представлений

       для детей старшего дошкольного возраста

                  «На помощь  Смешарикам»

 

 

 

                                      Воспитатель первой категории         

                                                        Маренина Т.А.                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                               Тюмень, 2019г.                                                              

Цель: формирование навыков вычислительной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                              - упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10,                    ориентировке в пространстве, во времени;
- различать и правильно называть геометрические фигуры;
Развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать воображение, смекалку, зрительную память;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим заданиям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Методические приемы:
- организационный;
- игровой;
- словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
- наглядный (демонстрационный материал);
- проблемный;
- личностно-ориентированный подход;
- анализ занятия;
- рефлексия;
- поощрение.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие                                                                                                      Художественно  - эстетическое развитие                                                                                        Физическое развитие                                                                                                         Социально - Коммуникативное развитие                                                                                           Речевое развитие

Демонстрационный материал:

название планет, мяч, конверты с заданиям, клей - карандаш, «бортовой» компьютер, мультимедийное оборудование.        

Раздаточный материал:

карточки - задания, фломастеры, геометрические фигуры, медали: «Знатоку математики».

Предварительная работа: знакомство с математическими сказками, стихами, загадками, настольными играми; разучивание физкультминуток, стихов математического содержания.

Группа оформлена в «космической» тематике.

Воспитатель:

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните без точного  счета

Не сдвинется с  места любая работа.

                                                                                                                                            Звуки SOS  появляется Пин:

Пин: Помогите, помогите!

Воспитатель:  Здравствуй Пин, что у тебя случилось?

Пин: Ой, извините! Здравствуйте дети и взрослые!

Мои друзья попали в беду. Смешарики захотели побывать в космосе, на моей ракете, но потеряли управление и их разбросал Метеоритный дождь  по разным планетам Солнечной системы. Помогите им вернуться на Землю.

Воспитатель:   Ой,  что - же делать, что - же делать? (задумывается) Мне кажется надо помочь! Ребята, вы готовы помочь Смешарикам и  отправиться в космическое путешествие вместе с Пином?

Дети: Да!

Пин: Мы с Вами посетим планеты Солнечной системы, где нас ждут увлекательные задания, решив которые мы сможем помочь нашим друзьям.

Воспитатель: А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в  космическое путешествие?

Дети: на ракете

Воспитатель: Для того чтобы  построить модель ракеты Вам необходимо выполнить графический диктант.  Ребята, у Вас на столах листочки  пододвиньте  их к себе, чтобы было удобно, возьмите фломастер. Внимание ребята, мы начинаем графический диктант:

От  красной точки начали – 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вверх.

Воспитатель: Ракета построена, давайте дадим название нашей ракете (дети предлагают названия и выбирают название «Дружба»).

Пин: Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем отсчет. Ребята, помогайте мне!5, 4, 3, 2, 1 - Пуск.

Воспитатель: Вот, молодцы, ребята! Смотрите, наша ракета набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство (На экране полет ракеты - видео полёта).

Пин: Ребята, мы с Вами  приближаемся к планете - Меркурий. Первая, самая близкая к Солнцу планета.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой - страшный холод и мертвый покой.

Воспитатель: Ребята, на планету Меркурий попала Нюша, ей опасно здесь находиться, нам необходимо как можно скорей прийти ей на помощь. Чтобы помочь Нюше добраться до планеты Земля нам необходимо проверить вашу ловкость и смекалку. Ведь это не простой, а самый любознательный мяч на свете.

Конверт с заданием № 1 Игра: «Вопрос - ответ» с мячом. 

Игра проводится в кругу. Мяч бросать прямо в руки.

Вопросы:
- Назови дни недели.
- Сколько месяцев в году.
- Сколько дней в неделе.
                                                                                                           - Сколько цветов у радуги.
- Назови рабочие дни недели.
- Назови выходные дни.
- Назови три дня подряд, не используя название дней недели. 
- Какое сейчас время года.
- Какое время года начнется после весны.
- Какое время года будет после лета.
- Какое время года будет перед зимой.
- Какое время года было до весны.
- Сосчитай количественным счетом до 10.
- Сосчитай порядковым счетом до 10.
- Сосчитай обратным счетом от 10.
- Назови соседей числа 6, 4, 8, 10 , 2, 5.
- «Четвертый лишний?». 
- Столица нашей Родины.
- Сколько цветов у нашего флага, назови их.

Пин: Молодцы ребята, нестерпимая жара и страшный холод теперь не страшны Нюше, а наш корабль уже взял курс к планете Венера.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно!

Жарища без меры!

Солнца не видно сквозь облака.

Жизнь невозможна!

Звуки SOS. Звучит звукозапись: «Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер. Приняты сигналы SOS от Кроша, его похитили космические пираты. Помогите, кто может! Кто может, помогите!».

Пин: Что же делать, ребята? Космические пираты это очень опасно! Но мы  обязательно спасем Кроша, если выполним очередное задание.

 

 

Конверт с  заданием№ 2 (Продолжи  логический ряд)

Воспитатель: В этом задании вы ребята должны продолжить логический ряд  и приклеить недостающие геометрические фигуры.

Пин: Молодцы ребята, все готово - Крош свободен. А нам пора снова в полет.

Звуки SOS: Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер.Корабль «Дружба» притягивает «Черная дыра», чтобы увеличить мощность мотора нам нужно выполнить физминутку:

На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет, всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!

Воспитатель: Молодцы ребята, «Черная дыра» нам больше не страшна. И мы смело отправляемся дальше. Прямо по курсу планета Марс.

Пин: Марс - четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету.

Марс - таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво - красного цвета.

Назвали планету в честь бога войны.

На планете Марс нашей помощи просит Бараш. Марс полон таинственных загадок и Барашу от этого страшно.

Воспитатель: Ребята Марс приготовил для нас непростое задание, выполнив которое мы сможем спасти Бараша. А должны вы, дети правильно разгадать загадки.

 

 

Конверт с заданием № 3  «Математические загадки»

1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?...(круг) 

2. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…(квадрат).

3. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь?...(треугольник).

4. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал).

5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь…(прямоугольник)

Во время отгадывания загадок, угадывающий ребёнок выкладывает изображения геометрических фигур на фланелеграфе.

Пин: Ребята, вы такие молодцы! Так быстро справились с заданием, и Бараш отправился  на Землю. А теперь прошу Вас пристегнуть ремни, мы с вами отправляемся на планету Юпитер.

Юпитер - царь планет!

Уж очень он тяжел.

И медленно плывет.

А наступить ногой,

Так просто невозможно,

Ведь это жидкая планета.

Ребята, на планете Юпитер есть крохотный участок твердой почвы в длину не больше двух шагов, а вокруг него - горячая жидкость. На этом крохотном участке оказался Копатыч и он с надеждой ждет вашей помощи.

Воспитатель: Ребята, помочь Копатычу  выбраться с планеты Юпитер очень нелегко. Юпитер хитрая планета и пытается нас запутать. Но, я думаю, вы справитесь с ее заданием.

Конверт с заданием № 4 «Сосчитай»

Воспитатель: Надо сосчитать сколько ракет летит  направо, сколько налево, сколько вверх и сколько вниз.

Дети выполняют задание, считая ракеты, находят цифру и обводят её в круг.

Пин: Ребята, Копатыч так доволен, что вы такие смекалистые и благодарит вас за помощь.

Прошу всех занять свои места, мы отправляемся на планету Сатурн.

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Срочное сообщение: «Очень холодно. Кругом лед. Страшно. Помогите. Лосяш».

Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь холода? (Дети: Нет!)

Тогда мы незамедлительно летим на помощь Лосяшу.

Пин: Ребята, чтобы Лосяш встретился с друзьями, Сатурн приготовил непростое испытание.

Конверт с заданием № 5 «Расставь пропущенные цифры»

Воспитатель: В этом задании, ребята, вы должны вписать в пустые окошки самолета соседей указанных чисел цифрами.

Пин: Молодцы! Вы выручали Лосяша из царства льда и снега, и он скоро увидит своих друзей.

Воспитатель: Посмотрите, мы приближаемся к группе холодных планет: Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры.

Света нет и нет жары.

Вечная зима и ночь.

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,

И на Плутоне колотун!

На одной из этих планет попал в беду Ежик. Он замерз до кончиков своих иголок и  надеется, что помощь придет к нему как можно быстрее.

Пин: Наш бортовой компьютер показывает на планету Уран. Ежик там. Мы должны выполнить задание, чтобы помочь Ежику вернуться на Землю.

Конверт с заданием № 6 «Подбери правильный математический знак и запиши его в круг между предметами»

 

Воспитатель: Мы сможем помочь Ежику вернуться домой если подберем правильный математический знак и запишем его в круг между предметами.

Детям раздаются карточки, где изображены предметы и между ними круг, в который надо поставить знак: «Больше – меньше».

Пин: Молодцы! Вот и Ежик спасен от холода и уже очень скоро будет в теплом домике рядом со своими друзьями. Мы смогли помочь почти всем попавшим в беду Смешарикам. Остались только Кар Карыч и Совунья которых необходимо спасти из ледяного плена. И мы отправляемся на планету Нептун, где нашей помощи ждет Кар Карыч.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко.

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Чтобы Кар Карыч вернулся на Землю, необходимо выполнить задание, которое требует от вас смекалки и внимания.

Конверт с заданием №7 «Шуточные математические задачи»

Пять ребят в футбол играли.

 Одного домой забрали.

 Он в окно глядит, считает,

 Сколько их теперь играет. (4)

                  ***

Потеряла Золушка башмачок.

Прибежала с праздника - и молчок.

Стали ей потерянный примерять.

Сколько же у Золушки их опять? (2)

                   ***

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько  стало щенят?) (2)

                  ***

Сколько бубликов в мешок

Положил ты,  Петушок? -

Два, но дедушке дадим,

И останется...(1)

                  ***

У меня есть братик Миша

И сестреночка Ириша.

Сосчитайте поскорей,

Сколько же в семье детей? (3)

Пин: Ребята, Кар Карыч передает вам благодарность за помощь и просит сообщить, что он уже на пути к дому.

Воспитатель: А нам с вами предстоит отправиться на планету Плутон. На этой планете нас ждет Совунья.  Плутон самая удалённая от Солнца планета. Это самая холодная и очень маленькая планета.

Несётся в пространстве далёкий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Пин: Ребята, самая маленькая планета оказалась самой хитрой планетой и чтобы освободить Совунью, для нас подготовлено непростое испытание. Ну, Плутон не знает, какие наши ребята молодцы и как быстро они справляются со всеми испытаниями.

 

Конверт с заданием № 8 «Найди цифру»

Воспитатель: Я буду показывать предмет, а вы будете говорить, какая цифра здесь спряталась:

Часы – 0

Замок – 6

Змея – 3

Гусь – 2

Матрешка – 8

Топор – коса- 7

Пин: Ребята, вот и Совунья шлёт вам пламенный привет с Земли.

Вы такие молодцы мы с Вами побывали на всех планетах солнечной системы  и справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад. Отправляемся в обратный путь. Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем обратный отсчет. Ребята, помогайте мне!  5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Вам понравилось путешествие? А помогать тому, кто в беде? (Ответы детей).

Ведущий: Вы молодцы, ребята! Помогли всем Смешарикам вернуться на Землю.

Звучит музыка, на экране появляются все Смешарики

Крош: Дорогие ребята, огромное Вам спасибо за то,  что вы  вовремя пришли нам на помощь и не побоялись страшного холода, неизведанных и таинственных  планет и хотим от всех нас, вручить  медали: «Знатоку математики».

 

 

 

 

 

 

                               Список литературы:

1. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С. Е. Ярославль. Академия развития 2009г..

2. Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет. Ред. А. А. Столяра Изд. Просвещение 1991г.

3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

5. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.

6. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А. А. Смоленцева.

7.Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 - 6 - 7 лет. А.В. Белошистая.