Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 132 г. Тюмени
Конспект
по формированию элементарных
математических представлений
для детей старшего дошкольного возраста
«На помощь Смешарикам»
Воспитатель первой категории
Маренина Т.А.
Тюмень, 2019г.
Цель: формирование навыков вычислительной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные: -
упражнять детей в прямом и обратном счете в
пределах 10, ориентировке в пространстве, во времени;
- различать и правильно называть геометрические
фигуры;
Развивающие:
- создать условия для развития логического
мышления, сообразительности, внимания;
- развивать воображение, смекалку, зрительную
память;
- способствовать формированию мыслительных
операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим заданиям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу,
выполнять ее самостоятельно.
Методические
приемы:
- организационный;
- игровой;
- словесный (вопросы, беседа, логические
задачи);
- наглядный (демонстрационный материал);
- проблемный;
- личностно-ориентированный подход;
- анализ занятия;
- рефлексия;
- поощрение.
Интеграция
образовательных областей:
Познавательное
развитие
Художественно - эстетическое
развитие
Физическое развитие
Социально - Коммуникативное
развитие
Речевое развитие
Демонстрационный материал:
название планет, мяч, конверты с заданиям, клей - карандаш, «бортовой» компьютер, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал:
карточки - задания, фломастеры, геометрические фигуры, медали: «Знатоку математики».
Предварительная работа: знакомство с математическими сказками, стихами, загадками, настольными играми; разучивание физкультминуток, стихов математического содержания.
Группа оформлена в «космической» тематике.
Воспитатель:
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Звуки SOS появляется Пин:
Пин: Помогите, помогите!
Воспитатель: Здравствуй Пин, что у тебя случилось?
Пин: Ой, извините! Здравствуйте дети и взрослые!
Мои друзья попали в беду. Смешарики захотели побывать в космосе, на моей ракете, но потеряли управление и их разбросал Метеоритный дождь по разным планетам Солнечной системы. Помогите им вернуться на Землю.
Воспитатель: Ой, что - же делать, что - же делать? (задумывается) Мне кажется надо помочь! Ребята, вы готовы помочь Смешарикам и отправиться в космическое путешествие вместе с Пином?
Дети: Да!
Пин: Мы с Вами посетим планеты Солнечной системы, где нас ждут увлекательные задания, решив которые мы сможем помочь нашим друзьям.
Воспитатель: А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие?
Дети: на ракете
Воспитатель: Для того чтобы построить модель ракеты Вам необходимо выполнить графический диктант. Ребята, у Вас на столах листочки пододвиньте их к себе, чтобы было удобно, возьмите фломастер. Внимание ребята, мы начинаем графический диктант:
От красной точки начали – 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вверх.
Воспитатель: Ракета построена, давайте дадим название нашей ракете (дети предлагают названия и выбирают название «Дружба»).
Пин: Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем отсчет. Ребята, помогайте мне!5, 4, 3, 2, 1 - Пуск.
Воспитатель: Вот, молодцы, ребята! Смотрите, наша ракета набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство (На экране полет ракеты - видео полёта).
Пин: Ребята, мы с Вами приближаемся к планете - Меркурий. Первая, самая близкая к Солнцу планета.
Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой - страшный холод и мертвый покой.
Воспитатель: Ребята, на планету Меркурий попала Нюша, ей опасно здесь находиться, нам необходимо как можно скорей прийти ей на помощь. Чтобы помочь Нюше добраться до планеты Земля нам необходимо проверить вашу ловкость и смекалку. Ведь это не простой, а самый любознательный мяч на свете.
Конверт с заданием № 1 Игра: «Вопрос - ответ» с
мячом.
Игра проводится в кругу. Мяч бросать прямо в руки.
Вопросы:
- Назови дни недели.
- Сколько месяцев в году.
- Сколько дней в неделе.
- Сколько цветов у радуги.
- Назови рабочие дни недели.
- Назови выходные дни.
- Назови три дня подряд, не используя название
дней недели.
- Какое сейчас время года.
- Какое время года начнется после весны.
- Какое время года будет после лета.
- Какое время года будет перед зимой.
- Какое время года было до весны.
- Сосчитай количественным счетом до 10.
- Сосчитай порядковым счетом до 10.
- Сосчитай обратным счетом от 10.
- Назови соседей числа 6, 4, 8, 10 , 2, 5.
- «Четвертый лишний?».
- Столица нашей Родины.
- Сколько цветов у нашего флага, назови их.
Пин: Молодцы ребята, нестерпимая жара и страшный холод теперь не страшны Нюше, а наш корабль уже взял курс к планете Венера.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно!
Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна!
Звуки SOS. Звучит звукозапись: «Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер. Приняты сигналы SOS от Кроша, его похитили космические пираты. Помогите, кто может! Кто может, помогите!».
Пин: Что же делать, ребята? Космические пираты это очень опасно! Но мы обязательно спасем Кроша, если выполним очередное задание.
Конверт с заданием№ 2 (Продолжи логический ряд)
Воспитатель: В этом задании вы ребята должны продолжить логический ряд и приклеить недостающие геометрические фигуры.
Пин: Молодцы ребята, все готово - Крош свободен. А нам пора снова в полет.
Звуки SOS: Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер.Корабль «Дружба» притягивает «Черная дыра», чтобы увеличить мощность мотора нам нужно выполнить физминутку:
На болоте две
подружки, две
зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет, всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!
Воспитатель: Молодцы ребята, «Черная дыра» нам больше не страшна. И мы смело отправляемся дальше. Прямо по курсу планета Марс.
Пин: Марс - четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету.
Марс - таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво - красного цвета.
Назвали планету в честь бога войны.
На планете Марс нашей помощи просит Бараш. Марс полон таинственных загадок и Барашу от этого страшно.
Воспитатель: Ребята Марс приготовил для нас непростое задание, выполнив которое мы сможем спасти Бараша. А должны вы, дети правильно разгадать загадки.
Конверт с заданием № 3 «Математические загадки»
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?...(круг)
2. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…(квадрат).
3. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь?...(треугольник).
4. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал).
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь…(прямоугольник)
Во время отгадывания загадок, угадывающий ребёнок выкладывает изображения геометрических фигур на фланелеграфе.
Пин: Ребята, вы такие молодцы! Так быстро справились с заданием, и Бараш отправился на Землю. А теперь прошу Вас пристегнуть ремни, мы с вами отправляемся на планету Юпитер.
Юпитер - царь планет!
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой,
Так просто невозможно,
Ведь это жидкая планета.
Ребята, на планете Юпитер есть крохотный участок твердой почвы в длину не больше двух шагов, а вокруг него - горячая жидкость. На этом крохотном участке оказался Копатыч и он с надеждой ждет вашей помощи.
Воспитатель: Ребята, помочь Копатычу выбраться с планеты Юпитер очень нелегко. Юпитер хитрая планета и пытается нас запутать. Но, я думаю, вы справитесь с ее заданием.
Конверт с заданием № 4 «Сосчитай»
Воспитатель: Надо сосчитать сколько ракет летит направо, сколько налево, сколько вверх и сколько вниз.
Дети выполняют задание, считая ракеты, находят цифру и обводят её в круг.
Пин: Ребята, Копатыч так доволен, что вы такие смекалистые и благодарит вас за помощь.
Прошу всех занять свои места, мы отправляемся на планету Сатурн.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Срочное сообщение: «Очень холодно. Кругом лед. Страшно. Помогите. Лосяш».
Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь холода? (Дети: Нет!)
Тогда мы незамедлительно летим на помощь Лосяшу.
Пин: Ребята, чтобы Лосяш встретился с друзьями, Сатурн приготовил непростое испытание.
Конверт с заданием № 5 «Расставь пропущенные цифры»
Воспитатель: В этом задании, ребята, вы должны вписать в пустые окошки самолета соседей указанных чисел цифрами.
Пин: Молодцы! Вы выручали Лосяша из царства льда и снега, и он скоро увидит своих друзей.
Воспитатель: Посмотрите, мы приближаемся к группе холодных планет: Уран, Нептун, Плутон.
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
На одной из этих планет попал в беду Ежик. Он замерз до кончиков своих иголок и надеется, что помощь придет к нему как можно быстрее.
Пин: Наш бортовой компьютер показывает на планету Уран. Ежик там. Мы должны выполнить задание, чтобы помочь Ежику вернуться на Землю.
Конверт с заданием № 6 «Подбери правильный математический знак и запиши его в круг между предметами»
Воспитатель: Мы сможем помочь Ежику вернуться домой если подберем правильный математический знак и запишем его в круг между предметами.
Детям раздаются карточки, где изображены предметы и между ними круг, в который надо поставить знак: «Больше – меньше».
Пин: Молодцы! Вот и Ежик спасен от холода и уже очень скоро будет в теплом домике рядом со своими друзьями. Мы смогли помочь почти всем попавшим в беду Смешарикам. Остались только Кар Карыч и Совунья которых необходимо спасти из ледяного плена. И мы отправляемся на планету Нептун, где нашей помощи ждет Кар Карыч.
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Чтобы Кар Карыч вернулся на Землю, необходимо выполнить задание, которое требует от вас смекалки и внимания.
Конверт с заданием №7 «Шуточные математические задачи»
Пять ребят в футбол играли.
Одного домой забрали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет. (4)
***
Потеряла Золушка башмачок.
Прибежала с праздника - и молчок.
Стали ей потерянный примерять.
Сколько же у Золушки их опять? (2)
***
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?) (2)
***
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок? -
Два, но дедушке дадим,
И останется...(1)
***
У меня есть братик Миша
И сестреночка Ириша.
Сосчитайте поскорей,
Сколько же в семье детей? (3)
Пин: Ребята, Кар Карыч передает вам благодарность за помощь и просит сообщить, что он уже на пути к дому.
Воспитатель: А нам с вами предстоит отправиться на планету Плутон. На этой планете нас ждет Совунья. Плутон самая удалённая от Солнца планета. Это самая холодная и очень маленькая планета.
Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
Пин: Ребята, самая маленькая планета оказалась самой хитрой планетой и чтобы освободить Совунью, для нас подготовлено непростое испытание. Ну, Плутон не знает, какие наши ребята молодцы и как быстро они справляются со всеми испытаниями.
Конверт с заданием № 8 «Найди цифру»
Воспитатель: Я буду показывать предмет, а вы будете говорить, какая цифра здесь спряталась:
Часы – 0
Замок – 6
Змея – 3
Гусь – 2
Матрешка – 8
Топор – коса- 7
Пин: Ребята, вот и Совунья шлёт вам пламенный привет с Земли.
Вы такие молодцы мы с Вами побывали на всех планетах солнечной системы и справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад. Отправляемся в обратный путь. Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем обратный отсчет. Ребята, помогайте мне! 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!
Вам понравилось путешествие? А помогать тому, кто в беде? (Ответы детей).
Ведущий: Вы молодцы, ребята! Помогли всем Смешарикам вернуться на Землю.
Звучит музыка, на экране появляются все Смешарики
Крош: Дорогие ребята, огромное Вам спасибо за то, что вы вовремя пришли нам на помощь и не побоялись страшного холода, неизведанных и таинственных планет и хотим от всех нас, вручить медали: «Знатоку математики».
Список литературы:
1. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С. Е. Ярославль. Академия развития 2009г..
2. Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет. Ред. А. А. Столяра Изд. Просвещение 1991г.
3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
5. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
6. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А. А. Смоленцева.
7.Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 - 6 - 7 лет. А.В. Белошистая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.