Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»
Оценка 4.9

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
математика
Детсад
13.01.2020
Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»
Формирование навыков вычислительной деятельности: упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, ориентировке в пространстве, во времени; - различать и правильно называть геометрические фигуры;- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; - развивать воображение, смекалку, зрительную память; - способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания; - воспитывать интерес к математическим заданиям; - воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Конспект по математике.docx

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение          

                                      детский сад № 132 г. Тюмени                                                                 

 

 

      

                                             

                                   Конспект

             по формированию элементарных

              математических представлений

       для детей старшего дошкольного возраста

                  «На помощь  Смешарикам»

 

 

 

                                      Воспитатель первой категории         

                                                        Маренина Т.А.                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                               Тюмень, 2019г.                                                              

Цель: формирование навыков вычислительной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                              - упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10,                    ориентировке в пространстве, во времени;
- различать и правильно называть геометрические фигуры;
Развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать воображение, смекалку, зрительную память;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим заданиям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Методические приемы:
- организационный;
- игровой;
- словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
- наглядный (демонстрационный материал);
- проблемный;
- личностно-ориентированный подход;
- анализ занятия;
- рефлексия;
- поощрение.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие                                                                                                      Художественно  - эстетическое развитие                                                                                        Физическое развитие                                                                                                         Социально - Коммуникативное развитие                                                                                           Речевое развитие

Демонстрационный материал:

название планет, мяч, конверты с заданиям, клей - карандаш, «бортовой» компьютер, мультимедийное оборудование.        

Раздаточный материал:

карточки - задания, фломастеры, геометрические фигуры, медали: «Знатоку математики».

Предварительная работа: знакомство с математическими сказками, стихами, загадками, настольными играми; разучивание физкультминуток, стихов математического содержания.

Группа оформлена в «космической» тематике.

Воспитатель:

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните без точного  счета

Не сдвинется с  места любая работа.

                                                                                                                                            Звуки SOS  появляется Пин:

Пин: Помогите, помогите!

Воспитатель:  Здравствуй Пин, что у тебя случилось?

Пин: Ой, извините! Здравствуйте дети и взрослые!

Мои друзья попали в беду. Смешарики захотели побывать в космосе, на моей ракете, но потеряли управление и их разбросал Метеоритный дождь  по разным планетам Солнечной системы. Помогите им вернуться на Землю.

Воспитатель:   Ой,  что - же делать, что - же делать? (задумывается) Мне кажется надо помочь! Ребята, вы готовы помочь Смешарикам и  отправиться в космическое путешествие вместе с Пином?

Дети: Да!

Пин: Мы с Вами посетим планеты Солнечной системы, где нас ждут увлекательные задания, решив которые мы сможем помочь нашим друзьям.

Воспитатель: А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в  космическое путешествие?

Дети: на ракете

Воспитатель: Для того чтобы  построить модель ракеты Вам необходимо выполнить графический диктант.  Ребята, у Вас на столах листочки  пододвиньте  их к себе, чтобы было удобно, возьмите фломастер. Внимание ребята, мы начинаем графический диктант:

От  красной точки начали – 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вверх.

Воспитатель: Ракета построена, давайте дадим название нашей ракете (дети предлагают названия и выбирают название «Дружба»).

Пин: Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем отсчет. Ребята, помогайте мне!5, 4, 3, 2, 1 - Пуск.

Воспитатель: Вот, молодцы, ребята! Смотрите, наша ракета набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство (На экране полет ракеты - видео полёта).

Пин: Ребята, мы с Вами  приближаемся к планете - Меркурий. Первая, самая близкая к Солнцу планета.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой - страшный холод и мертвый покой.

Воспитатель: Ребята, на планету Меркурий попала Нюша, ей опасно здесь находиться, нам необходимо как можно скорей прийти ей на помощь. Чтобы помочь Нюше добраться до планеты Земля нам необходимо проверить вашу ловкость и смекалку. Ведь это не простой, а самый любознательный мяч на свете.

Конверт с заданием № 1 Игра: «Вопрос - ответ» с мячом. 

Игра проводится в кругу. Мяч бросать прямо в руки.

Вопросы:
- Назови дни недели.
- Сколько месяцев в году.
- Сколько дней в неделе.
                                                                                                           - Сколько цветов у радуги.
- Назови рабочие дни недели.
- Назови выходные дни.
- Назови три дня подряд, не используя название дней недели. 
- Какое сейчас время года.
- Какое время года начнется после весны.
- Какое время года будет после лета.
- Какое время года будет перед зимой.
- Какое время года было до весны.
- Сосчитай количественным счетом до 10.
- Сосчитай порядковым счетом до 10.
- Сосчитай обратным счетом от 10.
- Назови соседей числа 6, 4, 8, 10 , 2, 5.
- «Четвертый лишний?». 
- Столица нашей Родины.
- Сколько цветов у нашего флага, назови их.

Пин: Молодцы ребята, нестерпимая жара и страшный холод теперь не страшны Нюше, а наш корабль уже взял курс к планете Венера.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно!

Жарища без меры!

Солнца не видно сквозь облака.

Жизнь невозможна!

Звуки SOS. Звучит звукозапись: «Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер. Приняты сигналы SOS от Кроша, его похитили космические пираты. Помогите, кто может! Кто может, помогите!».

Пин: Что же делать, ребята? Космические пираты это очень опасно! Но мы  обязательно спасем Кроша, если выполним очередное задание.

 

 

Конверт с  заданием№ 2 (Продолжи  логический ряд)

Воспитатель: В этом задании вы ребята должны продолжить логический ряд  и приклеить недостающие геометрические фигуры.

Пин: Молодцы ребята, все готово - Крош свободен. А нам пора снова в полет.

Звуки SOS: Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер.Корабль «Дружба» притягивает «Черная дыра», чтобы увеличить мощность мотора нам нужно выполнить физминутку:

На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет, всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!

Воспитатель: Молодцы ребята, «Черная дыра» нам больше не страшна. И мы смело отправляемся дальше. Прямо по курсу планета Марс.

Пин: Марс - четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету.

Марс - таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво - красного цвета.

Назвали планету в честь бога войны.

На планете Марс нашей помощи просит Бараш. Марс полон таинственных загадок и Барашу от этого страшно.

Воспитатель: Ребята Марс приготовил для нас непростое задание, выполнив которое мы сможем спасти Бараша. А должны вы, дети правильно разгадать загадки.

 

 

Конверт с заданием № 3  «Математические загадки»

1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?...(круг) 

2. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…(квадрат).

3. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь?...(треугольник).

4. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал).

5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь…(прямоугольник)

Во время отгадывания загадок, угадывающий ребёнок выкладывает изображения геометрических фигур на фланелеграфе.

Пин: Ребята, вы такие молодцы! Так быстро справились с заданием, и Бараш отправился  на Землю. А теперь прошу Вас пристегнуть ремни, мы с вами отправляемся на планету Юпитер.

Юпитер - царь планет!

Уж очень он тяжел.

И медленно плывет.

А наступить ногой,

Так просто невозможно,

Ведь это жидкая планета.

Ребята, на планете Юпитер есть крохотный участок твердой почвы в длину не больше двух шагов, а вокруг него - горячая жидкость. На этом крохотном участке оказался Копатыч и он с надеждой ждет вашей помощи.

Воспитатель: Ребята, помочь Копатычу  выбраться с планеты Юпитер очень нелегко. Юпитер хитрая планета и пытается нас запутать. Но, я думаю, вы справитесь с ее заданием.

Конверт с заданием № 4 «Сосчитай»

Воспитатель: Надо сосчитать сколько ракет летит  направо, сколько налево, сколько вверх и сколько вниз.

Дети выполняют задание, считая ракеты, находят цифру и обводят её в круг.

Пин: Ребята, Копатыч так доволен, что вы такие смекалистые и благодарит вас за помощь.

Прошу всех занять свои места, мы отправляемся на планету Сатурн.

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Срочное сообщение: «Очень холодно. Кругом лед. Страшно. Помогите. Лосяш».

Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь холода? (Дети: Нет!)

Тогда мы незамедлительно летим на помощь Лосяшу.

Пин: Ребята, чтобы Лосяш встретился с друзьями, Сатурн приготовил непростое испытание.

Конверт с заданием № 5 «Расставь пропущенные цифры»

Воспитатель: В этом задании, ребята, вы должны вписать в пустые окошки самолета соседей указанных чисел цифрами.

Пин: Молодцы! Вы выручали Лосяша из царства льда и снега, и он скоро увидит своих друзей.

Воспитатель: Посмотрите, мы приближаемся к группе холодных планет: Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры.

Света нет и нет жары.

Вечная зима и ночь.

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,

И на Плутоне колотун!

На одной из этих планет попал в беду Ежик. Он замерз до кончиков своих иголок и  надеется, что помощь придет к нему как можно быстрее.

Пин: Наш бортовой компьютер показывает на планету Уран. Ежик там. Мы должны выполнить задание, чтобы помочь Ежику вернуться на Землю.

Конверт с заданием № 6 «Подбери правильный математический знак и запиши его в круг между предметами»

 

Воспитатель: Мы сможем помочь Ежику вернуться домой если подберем правильный математический знак и запишем его в круг между предметами.

Детям раздаются карточки, где изображены предметы и между ними круг, в который надо поставить знак: «Больше – меньше».

Пин: Молодцы! Вот и Ежик спасен от холода и уже очень скоро будет в теплом домике рядом со своими друзьями. Мы смогли помочь почти всем попавшим в беду Смешарикам. Остались только Кар Карыч и Совунья которых необходимо спасти из ледяного плена. И мы отправляемся на планету Нептун, где нашей помощи ждет Кар Карыч.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко.

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Чтобы Кар Карыч вернулся на Землю, необходимо выполнить задание, которое требует от вас смекалки и внимания.

Конверт с заданием №7 «Шуточные математические задачи»

Пять ребят в футбол играли.

 Одного домой забрали.

 Он в окно глядит, считает,

 Сколько их теперь играет. (4)

                  ***

Потеряла Золушка башмачок.

Прибежала с праздника - и молчок.

Стали ей потерянный примерять.

Сколько же у Золушки их опять? (2)

                   ***

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько  стало щенят?) (2)

                  ***

Сколько бубликов в мешок

Положил ты,  Петушок? -

Два, но дедушке дадим,

И останется...(1)

                  ***

У меня есть братик Миша

И сестреночка Ириша.

Сосчитайте поскорей,

Сколько же в семье детей? (3)

Пин: Ребята, Кар Карыч передает вам благодарность за помощь и просит сообщить, что он уже на пути к дому.

Воспитатель: А нам с вами предстоит отправиться на планету Плутон. На этой планете нас ждет Совунья.  Плутон самая удалённая от Солнца планета. Это самая холодная и очень маленькая планета.

Несётся в пространстве далёкий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Пин: Ребята, самая маленькая планета оказалась самой хитрой планетой и чтобы освободить Совунью, для нас подготовлено непростое испытание. Ну, Плутон не знает, какие наши ребята молодцы и как быстро они справляются со всеми испытаниями.

 

Конверт с заданием № 8 «Найди цифру»

Воспитатель: Я буду показывать предмет, а вы будете говорить, какая цифра здесь спряталась:

Часы – 0

Замок – 6

Змея – 3

Гусь – 2

Матрешка – 8

Топор – коса- 7

Пин: Ребята, вот и Совунья шлёт вам пламенный привет с Земли.

Вы такие молодцы мы с Вами побывали на всех планетах солнечной системы  и справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад. Отправляемся в обратный путь. Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем обратный отсчет. Ребята, помогайте мне!  5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Вам понравилось путешествие? А помогать тому, кто в беде? (Ответы детей).

Ведущий: Вы молодцы, ребята! Помогли всем Смешарикам вернуться на Землю.

Звучит музыка, на экране появляются все Смешарики

Крош: Дорогие ребята, огромное Вам спасибо за то,  что вы  вовремя пришли нам на помощь и не побоялись страшного холода, неизведанных и таинственных  планет и хотим от всех нас, вручить  медали: «Знатоку математики».

 

 

 

 

 

 

                               Список литературы:

1. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С. Е. Ярославль. Академия развития 2009г..

2. Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет. Ред. А. А. Столяра Изд. Просвещение 1991г.

3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

5. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.

6. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А. А. Смоленцева.

7.Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 - 6 - 7 лет. А.В. Белошистая.

 

 

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «На помощь Смешарикам»

Конспект  по формированию элементарных  математических представлений для детей старшего дошкольного возраста  «На помощь  Смешарикам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020