Конспект по ФЦКМ в подготовительной к школе группе с НЗ
Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Возраст: подготовительная к школе группе с НЗ
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: ознакомление с историей счетных устройств
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представления о предметах облегчающих труд людей
2. Закреплять представления о компьютере, его составных частях.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое восприятие
2. Развивать зрительное восприятие.
3. Развивать ППП: память, мышление, внимание.
4. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
Словарная работа:
Активизация словаря: пальцы, устройства, узелок
Обогащение словаря: калькулятор, счеты, узелковые счеты.
Оборудование: картинки с изображением счетных устройств, счеты, калькулятор, картинки «Части компьютера»
№ |
Структурная часть |
Задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Индивидуально-дифференцированный подход |
Примечание |
1 |
Вводная часть |
Р1 Р2 Р3 Р4 В1 |
Ребята, подходите все ко мне. Встанем красиво, спина прямая, ноги вместе, руки опущены. Ребята, вы были когда-нибудь в музее? А что вы там видели? А хотите сегодня побывать в музее? Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы. Ребята, вы умеете считать? А на пальцах рук мы можем посчитать до 10? Давайте посчитаем до 20. Ну что получилось? Ребята, сейчас у нас много счетных устройств. А вы хотите узнать, как люди считали раньше? Тогда отправимся в музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности. А на чем можно отправиться в музей? На чем мы сегодня отправимся, вы узнаете отгадав загадку: Машина отлично задачу решила Мигала, гудела, старалась, спешила Рисует, играет, учит меня. Какое же имя имеет она? (машина времени) Садимся поудобнее, закрыв глаза и считаем до 10. Пуск! Вот мы и попали в музей. |
Отвечают на вопросы воспитателя
Загадка про машину времени
Путешествие в музей |
Арина, ты была в музее?
Марк, мы можем посчитать на пальцах до 10? |
|
2 |
Основная часть |
О1 О2 Р1 Р2 Р3 Р4 В1 |
Вспомните правила поведения в музее. Что можно и нельзя делать в музее? Давайте подойдем к первому экспонату Что это такое? А как вы думаете, почему они стоят на первом месте? Да, они были самыми древними устройствами для счета. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. Давайте попробуем посчитать, используя пальчиковый счет. Удобно считать? Почему? Да пальчиковый счет оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30. Следующим шагом в развитии счета стало использование палочек, камешком, бусин. Посмотрите на счеты разных стран и народов: деревянные (делали из зарубок на дощечках), узелковые (на веревках). Но вскоре появился специальный прибор-абак. Это деревянная счетная доска, посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их. Абак был усовершенствован и на счет появились другие счетные устройства: По десятку на шесточке Сели умные кружочки И считают громко вслух, Только слышно: стук да стук (СЧЕТЫ) Рассмотрите их внимательно. Как устроены счеты? Счеты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Эту счетную машину, вы, наверное, знали. Что-то бабушкины счеты Брать с собою неохота Лучше я возьму ребята, В школу новый …. (калькулятор) А теперь подойдем к следующему экспонату. Отгадав загадку, вы узнаете, какое счетное устройство было следующим: Он рисует, он считает, Проектирует заводы, Даже в космосе летает, И даёт прогноз погоды. Миллионы вычислений Может сделать за минуту. Догадайся что за гений? Ну, конечно же…(компьютер). Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля) Это французский ученый, который первый изобрел компьютер в 17 в.) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура) С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка) Какое устройство поможет нас вывести на бумаге информацию? (принтер) Это мы назвали запасные части компьютера. Сейчас я вам предлагаю поиграть в интересную игру «Пазлы» -системный блок и монитор А какие вы знаете современные компьютеры? (смартфон, ноутбук, планшет) Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение. Компьютер-друг детей и взрослых, Он создан был давно. Пришёл из Франции далёкой Огромный и простой. Но шли года, века, эпохи, Компьютер стал другим. Он вычитает, прибавляет, Рисует, с нами говорит! Передаёт, хранит, стирает, Играет, учит, развивает. Всем этим занимается глава- Микропроцессор-голова! Отсюда следует ,друзья, Компьютер нужен для труда, Обогащения ума, С ним просто весело всегда. |
Вспоминают правила поведения в музее -рука и нога человека
Неудобно
Загадка про счеты
Загадка про калькулятор
Отвечают на вопросы воспитателя
Игра «Пазлы»
|
-не разговаривайте громко -не загораживайте своей спины музейные экспонаты -при входе в музей есть гардеробная, где можно оставить верхнюю одежду или ненужные вещи -не кушайте в музее -экспонаты трогать руками нельзя -если у вас возникают вопросы во время экскурсии, не прерывайте рассказ экскурсовода -внимательно слушайте экскурсовода
Маша, что можно делать с помощью компьютера?
Арина, чем компьютер отличается от калькулятора?
|
Картинки вывешиваю на доску. |
3 |
Заключительная часть |
Р1 Р2 Р3 Р4 В1 |
Наша экскурсия подходит к концу. Пора возвращаться обратно в детский сад. Занимайте места в машине времени. Закрываем глаза. Начали отсчет от 10 до 1. 10, 9…… Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Скажите, где мы сегодня были? Как считали люди раньше? Какие были изобретены предметы для счета? О каких предметах мы сегодня беседовали? Для чего нужен калькулятор? Что вам понравилось на занятии? Что для вас показалось трудным? Ребята, вы большие молодцы. |
Возвращение обратно в детский сад Отвечают на вопросы воспитателя
Подведение итогов Оценка деятельности детей Рефлексия |
Ева, где мы сегодня были? Саша, какие были изобретены предметы для счета? |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.