Конспект по литературному чтению на тему " Звуки [з] [з']. Буквы З з."
Оценка 4.7

Конспект по литературному чтению на тему " Звуки [з] [з']. Буквы З з."

Оценка 4.7
docx
05.12.2024
Конспект по литературному чтению на тему " Звуки [з] [з'].  Буквы З з."
буква з.docx

Тема урока: Звук [з,з.]. Буквы З,з

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [з,з], буквами З, з.

Познавательные УУД:

ž  принимать учебную задачу;

ž  решать учебную задачу под руководством учителя;

ž  учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой з;

ž  группировать изученные буквы;

ž  определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные  УУД: 

ž  вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и  умения, совершенствовать имеющиеся;

ž  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

ž  осваивать новые виды деятельности,

ž  участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные  УУД:

ž  отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

ž  работать в паре;

Регулятивные УУД:

ž  определять цель учебного задания;

ž  контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

ž  отвечать на итоговые вопросы.

 

Ход урока:

1.                 Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите вы нас строго,

Ведь учились мы немного.

- Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

 

2.     Актуализация опорных знаний.

- В начале урока мы  проведем дыхательную разминку и  повторим то, что уже знаем.

Упражнения «Именинный пирог» «Конфетка» «Сластена»

Молодцы! Ну а теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

    1)звуки бывают гласные  и…

        твёрдые  и…

        звонкие   и…       

     2). Звуки слышим, произносим, а буквы…

     3). В слове столько слогов, сколько… гласных.

     4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

     5)  После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)

      Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

  А)Работа в группах.

На столе лежат карточки со словами, положите  их перед собой и внимательно слушаем мой вопрос .( Слайд1)

Задание для 1 ряда:

-найдите  слова, которые состоят из одного слога (день, мяч, дом, стол )

Задание для 2 ряда:

-найдите  слова ,которые состоят из 3-х слогов ( карандаш, зайчата, девочка)

Задание для 3 ряда:

-назовите слова, ударение в которых падает на первый слог( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, космос, ручка)

Задание для всех: Вспомните скороговорку со словом трава( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора)

Составьте предложение с первыми тремя словами  мороз, день, лыжи)

Трава, дом, цветы

В каком слове  имеет хитрая буква?( Ели, )Почему?( обозначает два звука)

3.    Постановка учебной цели.

 

Учитель: Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Полосатую тельняшку
Натянули на Коняшку.
Полосатый хвост и нос!
Эй, откуда ты Матрос
?( зебра) (Слайд 2)

 

 Правильно, это зебра. А где живут зебры?( в Африке)

А это животное дикое или домашнее? ( дикое)

Учитель: Зебра–  это животное похоже на лошадь, только грива у нее густая и короткая, а шкура с полосатым рисунком. Зебры имеют хорошее зрение и развитый слух. Живут в саваннах Африки. Держатся табунами до 30 голов, питаются травой.

Каждая зебра имеет свой рисунок полосок, который не повторяется.

Какой незнакомый звук есть в слове зебра?з′ ]

 

 Кто скажет ,какая тема нашего урока? (Звук  з′ ] , [ э ])

-Звук  [з], [з] и буква, которая их обозначает.

 

А теперь давайте составим схему этого слова на доске.(выходит ученик и составляет у доски схему, а дети сигналами подтверждают правильность или неправильность составления схемы)

- Произнесите слово зебра  по слогам.

-Сколько в слове слогов?  ( 2 слога)

Девочки  произнесут  только первый слог.?( зеб )

Мальчики  произнесите второй слог ?(ра)

Работаем с первым слогом:

-Сколько звуков мы слышим в этом слоге? 3 звука з′ ] , [ э ], [ б ]

-Первые 2 звука сдружились и образуют слияние и к ним примыкает какой согласный твердый звук( б)

Работаем со вторым слогом:

-Назови второе слияние.( ра)

-Как обозначить эти звуки на схеме? ( твердым слиянием)

Просигнальте верно ли составлена схема?( уч-ся поднимают сигналы)

Проверим на экране .(Слайд 2)

Учитель: Где у нас в селе можно встретить  зебру?( на пешеходном переходе)(Слайд 3)

А для чего нужен пешеходный переход?( для безопасного перехода дороги пешеходом) Значит слово «зебра» - многозначное,  т.к имеет несколько  смысловых значений, а пишется одинаково.

А вот и еще одна загадка, послушайте

Не корова, а с рогами: 
«Кто же я?» – узнайте сами. 
Тоже травку я жую, 
Тоже молоко даю, 
Утром рано просыпаюсь, 

На лужок я отправляюсь, 
Там до вечера пасусь, 
Ну, и как же я зовусь? (коза)(Слайд 4)

Учитель:Кто составит схему этого слова на доске?( ученик составляет схему, дети сигналят)

 

-С какими новыми звуками мы сегодня будем работать?( [  з′ ] [  з ])

-Кто сформулирует цели нашего урока?

-Чему мы должны научиться на уроке?

 

Ученик:

(Узнать все о   звуках [з], [з'] , познакомиться с буквой, которая их обозначает;

Уметь отличать новые звуки и букву;  читать слоги, слова с новой буквой)

Давайте еще раз произнесем новые звуки.

Обратите внимание на положение наших зубов. Они сомкнулись  и стали преградой для воздуха, поэтому звук образуется согласный или гласный?( согласный)

В слове коза и зебра мы услышали звуки [  з′ ] [  з ]), значит они бывают (мягкими и твердыми)

А теперь положим нашу ладошку на  горлышко и попробуем почувствовать , работает ли моторчик .( дети делают вывод ,что звук звонкий)

Посмотрим теперь на  нашего звуковичка ( Слайд 5)

Правильно ли одет наш звуковичок? Посмотрите на его шапочку, на его обувь.

А теперь пришло время познакомиться с буквой , которая обозначает данные звуки.

Все: В платье звук мы наш нарядим

В букву звук наш превратим

6.Знакомство с новой буквой (Слайд 6)

А на что похожа наша буква?( на цифру 3)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (Слайд 7)

hello_html_m14c12338.png

З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.  (Слайд 8)

 

Учитель:А теперь посмотрите ,как выглядит письменная буква З. Мы будем с вами учиться писать ее  на следующем уроке.( Слайд 9 )

  Наступил  торжественный момент . Пришло время заселить нашего новосела в ленту букв.

На каком этаже он поселится?( на втором, где живут все звонкие согласные)

Учитель: Звук з заселился на втором этаже, но выбрал себе в соседи , живущего под ним звук с. Он считает, что жить с этим звуком  в паре будет куда веселее чем одному. Поэтому их еще называют парными согласными. И завтра мы с вами подробнее поговорим об этой парочке звуков З и С.

Буква  «З» благодарит вас за то, что вы  помогли найти ей дом, и к ней уже спешат гости. Давайте прочитаем  слоги, которые получились после встречи нашего новосела с соседями гласными звуками.(слайд 10)

 

7. Физминутка.(Слайд11)

Слон большой ушами машет,
Пчела
маленькая пляшет.
Слон большой, почти огромный,
А размер у пчелки - скромный!

 

Как называются слова , которые мы с вами услышала в нашей физминутке?( антонимы) Давайте продолжим наш пары антонимов и дальше.

Большой- маленький

Трусливый -……(смелый)

Горький -…(сладкий)

Глубокий-….(мелкий)

Громкий- ………(тихий)

Звонкий-……..(глухой)

Твердый -……….(мягкий)

 

8.Закрепление новых знаний. Чтение слов, текста.

А теперь попробуем поиграть в  игру «Камень- вата» со звуками [  з′ ] [  з ]

а) Работа по группам. Если в слове слышим твердый звук, то встают мальчики. Если мягкий, то – девочки.

Учитель: гроза, Зина, зубр, зебра, азбука, обезьяна, задача, зима, зубы, зерно) Молодцы!

б)Чтение слов.  Работа с электронным приложением.

Игра «Составляем слова»

 

( Дети составляют слова : заноза, роза, зола, зубры, зерно, розы, зима )

 

А теперь внимательно посмотрите на экран и попробуйте отгадать по первым звукам изображенных  животных  загаданное  слово.(Слайд 12)

( на экране появляются  зебра, обезьяна, олень, пингвин, аист, рысь, кенгуру)

Дети составляют слово зоопарк.

А что такое зоопарк?( зоологический парк(парк животных), место, где в условиях неволи содержатся животные, чтобы люди могли с ними познакомиться, а ученые могли их изучать )

Учитель: На картинке мы видим московский зоопарк. Ему уже исполнилось 104 года со дня открытия. Ученые изучали условия жизни животных, привезенных  из разных стран и наблюдали, как они могут привыкать  к новым  условиям.

-А где живут звери в зоопарке?( они живут в вольерах, на специальных отгороженных  территориях, которые приближены к естественным условиям обитания этих животных.

-А кто из вас  был в зоопарке? ( уч-ся отвечают)

Сейчас мы прочитаем с вами рассказ о ребятах, которые тоже были вместе со своей учительницей в зоопарке.( Слайд14)

Предварительно прочитаем слова, которые нам встретятся в тексте, по слогам на экране.

Прочитаем по слогам, а затем целым словом.( (слайд 15)

зо-о-парк

зве-ри

за за-бо-ром

за-ин-те-ре-со-ва-ли

за-пол-за-ли

вы-пол-за-ли

 

-Чем отличается слово заползали от выползали?( заползали вовнутрь, выползали – наружу)

 

Учитель:  А теперь я вам прочитаю текст, а вы меня внимательно послушаете и постараетесь определить тему текста.

О чем этот текст?  (Этот текст о том, как живут животные в зоопарке)

- Можно ли подобрать другой заголовок к этому тексту?(  Звери в зоопарке. Животные в зоопарке. Поездка в зоопарк.)

Теперь вы прочитаете текст по одному предложению очень внимательно, потому что потом мы поиграем в игру, в которой важно запомнить текст.

Игра «Да ,нет»

А сейчас поиграем в игру « Да или нет». Я буду вам произносить предложения, а вы должны согласиться со мной или нет.(Да или нет)

-За забором дети увидели бегемота.( Нет, льва )

-Ребята встретили в зоопарке слона. ( Да)

-Слон поливал спину водой? (Нет, песком.)

-Зимой змеи спят в норах? ( Да)

-В зоопарке нет аквариумов.(Нет, есть)

 В аквариуме живут лещи и окуни. ( Нет, сомы и налимы)

Кто из перечисленных животных вызывает у вас особый интерес и желание узнать о них еще больше?(змеи)(слайд 16)

 

Учитель: В мире существует более 2000 видов различных змей— больших, маленьких, ядовитых, неядовитых,  и т.д.

У змей слабое  зрение и слух, поэтому реагируют они в основном только на движущиеся объекты. Кобра, которую мы видим якобы танцующей под звуки флейты, на самом деле ее не слышит, а реагирует только на вибрацию ноги, которой человек постукивает  и готовится к атаке. Но в любом случае, даже если кобра нападет, то ничего страшного не произойдет, так как яд всегда удаляют заранее.

       Змея постоянно высовывает язык для того, чтобы распознать информацию об окружающей среде и объектах. Ее язык настолько чувствителен, что улавливает «информацию» из воздуха.

Почти все змеи охотятся за движущейся добычей.  Издавна известно, что основная пища змей — грызуны.

Много интересных фактов о жизни животных можно узнать из специальной литературы. Она называется  научно-популярной.(слайд17) К ним относятся энциклопедии, справочники, журналы и атласы, которые вы можете взять в библиотеках. )

8.Физминутка.

Дети выполняют упражнения для развития двух полушарий. Спасибо, садитесь.

А сейчас мы поупражняемся в произношении звуков з ,произнесем скороговорку.

Скороговорка: Две козы и два бизона потоптали все газоны.( уч-ся произносят с ускорением 3 раза)

 

9.Работа над закреплением материала.

У вас на столах лежат картинки с изображением разных животных. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Задание заключается в выполнении звуковой схемы к слову.

В этом вам поможет кружок возле картинки.( красный кружок символизирует самое трудное задание, желтый – задание полегче, а синий- самое легкое Оцените свои способности и выполните задание а потом вы обменяетесь им  с соседом и выполните взимопроверку.

А теперь проверим ваши работы, глядя на экран (Слайд 18,19,20)

10.Рефлексия

 

Давайте подведем итог урока.

-С какими звуками мы сегодня познакомились на уроке?

-Какой буквой обозначаются эти звуки?

-Интересно ли было на уроке?

-Какие задания вам больше всего понравились?

Каким стало ваше настроение?

На парте у вас лежат листочки -разукрашки, в которых вам надо отыскать и закрасить все буквы з. Если вы считаете , что у вас на уроке все получилось и вы работали активно, то раскрасьте буквы з в красный цвет. Если вы старались работать хорошо, но не все у вас получалось, то в – желтый. А те, кому надо еще много потрудиться, чтобы работать без ошибок –в синий.

 

 

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.

 

 

 

 

 

 

-


 

Тема урока: Звук [ з,з . ]

Тема урока: Звук [ з,з . ]

После твёрдых согласных пишутся гласные

После твёрдых согласных пишутся гласные

А это животное дикое или домашнее? ( дикое)

А это животное дикое или домашнее? ( дикое)

А для чего нужен пешеходный переход?( для безопасного перехода дороги пешеходом)

А для чего нужен пешеходный переход?( для безопасного перехода дороги пешеходом)

А теперь пришло время познакомиться с буквой , которая обозначает данные звуки

А теперь пришло время познакомиться с буквой , которая обозначает данные звуки

Физминутка.( Слайд11) Слон большой ушами машет,

Физминутка.( Слайд11) Слон большой ушами машет,

Дети составляют слова : заноза, роза, зола, зубры, зерно, розы, зима )

Дети составляют слова : заноза, роза, зола, зубры, зерно, розы, зима )

Чем отличается слово заползали от выползали?( заползали вовнутрь, выползали – наружу)

Чем отличается слово заползали от выползали?( заползали вовнутрь, выползали – наружу)

Ее язык настолько чувствителен, что улавливает «информацию» из воздуха

Ее язык настолько чувствителен, что улавливает «информацию» из воздуха

Какие задания вам больше всего понравились?

Какие задания вам больше всего понравились?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2024