Конспект по литературному чтению: Творчество К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон»(1 класс)

  • docx
  • 24.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала чуковский.docx

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК «Школа России»

 

 

Тема урока:  Творчество К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо уметь читать», совершенствовать навыки чтения целыми словами

Задачи:

·         

формировать умение читать по ролям

·         

·         

развивать речевые умения, воображение, образное мышление, память

·         

и внимание

·         

познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского

·         

·         

работать в творческом коллективе с распределением ролей и задач, работать в команде

·         

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные:

ориентироваться в учебнике

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

учиться работать в паре, группе;

Личностные: 

выражать свои эмоции; понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;

 

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные : учебник «Литературное чтение 1 класс», проектор, презентация

Дополнительные: раздаточный материал (конверты с заданиями карточки), плакат чудо-дерево, иллюстрации к произведениям, выставка книг К.И. Чуковского.

 

 

 

 

 

Ход урока


                                                                     

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.

Значит с вами мы должны стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.

Актуализация знаний

- С творчеством каких писателей мы знакомились на прошедших уроках?

( Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Пушкин., (портреты на доске)

- Что запомнили о каждом из писателей?

- Как называется раздел, где мы знакомились с творчеством этих писателей? (Как хорошо уметь читать).

- Сегодня мы продолжим путешествие по нашему разделу.

- Посмотрите на слова на слайде.

- Попробуйте прочитать эти слова.

(Радость, жадность, доброта, хитрость, улыбка.)

- Какие из этих слов вы возьмёте с собой в путешествие? Итак, в путь.

Формулирование целей и задач урока

Урок у нас сегодня не простой, а немножко волшебный. Мы познакомимся с творчеством такого волшебника, имя которого знают все дети.

Речевая разминка.
- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко. 
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
-А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорок? (К. Чуковский) .

 - Конечно, это К.И. Чуковский. Прекрасный детский поэт. Он хорошо известен детям и взрослым. (Презентация о Чуковском)

- Откройте учебник на стр.96-97, назовите тему урока: «Произведения К.И. Чуковского Путаница. Телефон»

Работа по теме урока.

Самоопределение к деятельности.
- Кто  из вас читал сказки К.И.Чуковского? Кому читали взрослые? Хотите в гости к сказкам? Тогда, пойдёмте.

Игра «Угадай –ка».Закончите строчки, которые  прочтёте самостоятельно.
«Добрый доктор ……….(Айболит)!
Он под деревом ………..(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и ……………..(волчица).
И жучок, и ………………(червячок),
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый…………………(доктор Айболит)!» (входит доктор Айболит)
5. Знакомство с новым материалом.
Молодцы, дети, я вижу, вы хорошо отдохнули, а сейчас мы познакомимся с очень интересной сказкой «У меня зазвонил телефон»

Работа над произведением «Телефон»

1) Просмотр видеосказки .

Задачи для учащихся перед просмотром: запомнить всех персонажей (слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру, бегемот)

Физминутка.

Изобразить жестами всех персонажей сказки (называю я зверей)

2) Работа над содержанием

-Что необычного в этой сказке?

-Что показалось смешным?

3) Словарная работа

Дюжина- 12 штук

Дребедень- ерунда, чепуха

Газели - вид антилопы

Галдели - громко говорили

Пуд- русская мера веса – 16 кг

4) Чтение отрывка по ролям с.96

Учитель: Сколько персонажей в разговоре?

Ученики: Два.

Учитель: Как называется разговор 2-х лиц?

Ученики: Диалог.

Работа в парах.

Учитель: Вы сейчас поработаете в парах, поучитесь читать диалог по ролям. Распределите роли.

- Давайте проверим.

Чтение вслух.

 

 Как нужно читать слова героев?

-Какое настроение после чтения?

-О ком это стихотворение?

-Что произошло с героем?

-Чему учит сказка?

3. Упражнение в чтении сказки «Телефон»( отрабатывается выразительное чтение).

4.Знакомство со сказкой «Путаница» Первичное чтение.

Чтение с доски по ролям:

Ведущая: Замяукали котята:

Дети: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

Ведущая: А за ними и утята:

Дети: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!

Ведущая: Свинки замяукали:

Дети: Мяу, мяу!

Ведущая: Кошечки захрюкали:

Дети: Хрю, хрю!

Ведущая: Уточки  заквакали

Дети: Ква,ква!

Ведущая: А лягушки,вдруг, закрякали!

Дети    :Кря, кря!

Ведущая: Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Ребенок: Му-у-у!

Ведущая: Прибежал медведь

И давай реветь:

Ребенок: Ку-ка-ре-ку!

Ведущая:

Только заинька был паинька:

Не мяукал  и не хрюкал                                    

Под капустою лежал,  по-заячьи лопотал                                                  

И зверюшек неразумных  уговаривал:                      

 Заинька: «Кому велено чирикать – не мурлыкайте! 

Кому велено мурлыкать – не чирикайте!   

Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»                             

Ведущая:

Но веселые зверята- поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят, зайца слушать не хотят.

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли, море синее зажгли.

 Море пламенем горит, выбежал из моря кит:

Ребенок: «Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

Ведущая: Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушенными грибами.

Тушат, тушат, не потушат.

Заливают, не зальют.

Ведущая: Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать- и потухло.

Ведущая:

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ручками захлопали:  раз, два, три!

Ножками затопали:  раз, два, три!

Кошки замурлыкали:  мяу, мяу!

Птички зачирикали:   чик-чирик!

Лягушата квакают:   ква-ква!

А утята крякают:    кря, кря!

Ведущая:

То-то рада детвора, сказка кончилась.

Дети:  Ура !

Закрепление . 

-Какое событие произошло в этой сказке?  

-Кто не мяукал и не хрюкал, а был паинькой – значит послушным?

 -Почему крокодил не смог потушить море?

-Кто же помог потушить море? Что вам понравилось больше всего?

-Кому сказка понравилась?

-Чему она нас учит?

Повторное чтение по цепочке .

 

.Путешествие по страницам книг К.И.Чуковского.

-Ребята, русская народная пословица гласит «Кто много читает, тот много знает». Мы сейчас будем отгадывать загадки, вспомним сказки К.И.Чуковского, а если что не отгадаем, значит сделаем вывод для себя «Чтобы много знать , нужно всем нам читать».

1.Свинки замяукали
Мяу-мяу
Кошечки захрюкали
Хрю-хрю. (Путаница).

2. И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу”.(“Федорино горе”)

3. И к полосатым
Бежит он тигрятам
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам. (Доктор Айболит).

 

4.Ехали медведи
на велосипеде
А за ними кот задом наперед. (Тараканище).

 

5. Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.

(Муха-Цокотуха).

6. Ох, и трудная это работа - 
Из болота тянуть бегемота. (Телефон).


Итог урока:

-Назовите тему урока

-Какие цели мы поставили вначале урока (дети называют цели)

-Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери Муры «Чудо - дерево»

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

 

Рефлексия

-Давайте украсим наше Чудо – дерево сапожками разного цвета:

Зелёный

Урок прошёл плодотворно, всё понятно

Жёлтый

Есть небольшие проблемы

Красный

Скучно, неинтересно

Домашнее задание: прочитать все отрывки и по желанию выучить.