Урок музыки в 5 классе
Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Цель урока: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Задачи урока:
Образовательные:
-ознакомление с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров внутри оперы на примере оперы Н.А. Римского - Корсакова "Садко";
-закрепление у учащихся знания о средствах выразительности в музыке;
-анализ музыкального произведения при помощи полученных ранее знаний;
-закрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
-совершенствование навыков вокально–хорового исполнения.
Развивающие:
-развитие интереса к предмету, умения характеризовать музыкальные образы;
-развитие самостоятельного творческого мышления;
-формирование художественно – эстетического вкуса;
-активизация фантазии и воображения;
-развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-развитие коммуникативных навыков, формирование навыков самооценки и рефлексии.
Воспитательные:
-воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
-развитие интереса к вокальному искусству;
-пробуждение интереса к богатейшим возможностям музыкального языка;
-воспитание патриотических чувств.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование: фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, репродукции картин, изображения театров, ноты, раздаточный материал - музыкальные словари, слова песни " Заиграйте, мои гусельки ", билеты с заданиями, рисунки с масками.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков.Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»; Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; Песня «Эмоции».
Ход урока
Приветствие.
Мотивация учебной деятельности
- Ребята, кто из вас бывал в театре? (Ответы уч-ся).
- Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира: Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Оперный театр в Минске, Театр Ла Скала в Милане, Гранд-Опера в Париже.
- Сегодня мы отправимся в оперу.
Основная часть(учебное содержание)
Опера-это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.
- Какие виды искусства объединяет опера?
(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).
- Итак, я приглашаю вас в театр.
Работа в парах
- Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билеты, один на двоих. Билеты необычные, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать название спектакля.
Кроссворд
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.
2.Высокий женский голос.
3.Главная мысль музыкального произведения.
4.Большой коллектив музыкантов.
5.Высокий мужской голос.
(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор. По вертикали - слово «Садко»).
- Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.
Сообщение учащегося
Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус и совершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях. Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.
Слушание музыки
(Слушание песни «Ой, ты, тёмная дубравушка»)
Песня Садко
Ой ты, темная дубравушка!
Расступись, дай мне дороженьку:
Сквозь туман – слезу горючую
Я не вижу света белого.
Всколыхнися ты, трость-дерево,
Разбуди-ка Ильмень-озеро!
Людям стали уж не надобны
Мои гусельки яровчаты.
Слушай ты, волна зыбучая,
Ты, раздольице широкое,
Про мою ли участь горькую
Да про думушку заветную.
- Какой голос у главного героя?
- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?
- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?
- Что чувствовал в душе Садко?
(Ответы уч-ся. Голос - высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре - звучание арфы. Печаль, обиду, досаду, сожаление).
- Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.
Физкультминутка
- Давайте исполним песню «Эмоции» и изобразим театральные маски.
(Исполнение песни «Эмоции»)
Вокально-хоровая работа
- Антракт окончен. Опера продолжается. Давайте вместе с главным героем Садко развеселим морскую царевну Волхову и её подруг. Но прежде прохлопаем ритмический рисунок и вспомним распевы песни «Заиграйте, мои гусельки». Мелодию пропеваем внутренним голосом, распевы - вслух.
(Распевание)
- Песня «Заиграйте, мои гусельки» - это развите образа Садко. Забыв печаль и обиду, каким становится герой оперы? (Ответы уч-ся: весёлый, радостный, удалой).
- С каким настроением будем петь песню? (Ответы уч-ся: весело, звонко, легко, радостно).
(Исполнение песни «Заиграйте, мои гусельки)
- Давайте обратимся к картине М. Врубеля «Волхова», чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны.
(Ответы уч-ся. Высокий женский голос – сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Спокойная, нежная, убаюкивающая, любовная, ласковая. Музыкальный образ: нежная, любящая, ласковая, человечная. Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная).
Заключительная часть
Индивидуальная работа учащихся
- Вы хотели бы получить пригласительные билеты на следующий спектакль? Переверните листики, на которых написаны ваши имена. Вот они, снова необычные. Надо соединить стрелочкой слова в левой колонке с их точным определением в правой колонке.
- Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу? (Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).
Рефлексия
- Былина «Садко» повествует об историческом прошлом русского народа. А чему она может научить нас, современных людей? Кому служил Садко? (Своему народу). Какая мечта была у Садко? (Прославить родную землю). Любил ли Садко свою Родину, свой народ? (Конечно).
-Человек, любящий свой народ, свою Родину, готовый ради неё на героический поступок, называется патриот. Садко был патриотом.
- Хотели бы вы служить своему народу или добрыми делами прославить родную землю? (Ответы уч-ся).
- Стремитесь к этому, у вас всё впереди! Вот и закончилось наше первое путешествие в музыкальный театр. У вас на партах лежат картинки-маски, на которых изображены две эмоции. Если вам понравился урок-путешествие, то покажите весёлую маску, а если не очень, то грустную. (Ответы уч-ся).
Оценки вы узнаете после того, как будут проверены ваши работы. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.