Конспект по музыке
Оценка 4.9

Конспект по музыке

Оценка 4.9
docx
03.03.2024
Конспект по музыке
Урок музыки в 5 классе.docx

Урок музыки в 5 классе

Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Цель урока: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Задачи урока:

Образовательные:

-ознакомление с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров внутри оперы на примере оперы Н.А. Римского - Корсакова "Садко";

-закрепление у учащихся знания о средствах выразительности в музыке;

-анализ  музыкального произведения при помощи полученных ранее знаний;

-закрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

-совершенствование навыков вокально–хорового исполнения.

Развивающие:

-развитие интереса к предмету, умения характеризовать музыкальные образы;

-развитие самостоятельного творческого мышления;

-формирование художественно – эстетического вкуса;

-активизация фантазии и воображения;

-развитие  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-развитие  коммуникативных  навыков, формирование  навыков  самооценки и рефлексии.

Воспитательные:

-воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

-развитие интереса к вокальному искусству;

-пробуждение интереса к богатейшим возможностям музыкального языка;

-воспитание патриотических чувств.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, репродукции картин, изображения театров, ноты, раздаточный материал - музыкальные словари, слова песни " Заиграйте, мои гусельки ", билеты с заданиями, рисунки с масками.

Музыкальный материалН. Римский-Корсаков.Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»; Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; Песня «Эмоции».

Ход урока

Приветствие.

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, кто из вас бывал в театре? (Ответы уч-ся).

Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира: Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Оперный театр в Минске, Театр Ла Скала в Милане, Гранд-Опера в Париже.

Сегодня мы отправимся в оперу.

Основная часть(учебное содержание)

Опера-это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.

Какие виды искусства объединяет опера?

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

Итак, я приглашаю вас в театр.

Работа в парах

Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билеты, один на двоих. Билеты необычные, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать название спектакля.

 

 

 

 

 

Кроссворд

 

1

2

3

4

5

 

1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.

2.Высокий женский голос.

3.Главная мысль музыкального произведения.

4.Большой коллектив музыкантов.

5.Высокий мужской голос.

(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор. По вертикали - слово «Садко»).

Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.

Сообщение учащегося

Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус и совершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях. Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.

Слушание музыки

 (Слушание песни «Ой, ты, тёмная дубравушка»)

Песня Садко

Ой ты, темная дубравушка!

Расступись, дай мне дороженьку:

Сквозь туман – слезу горючую

Я не вижу света белого.

Всколыхнися ты, трость-дерево,

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гусельки яровчаты.

Слушай ты, волна зыбучая,

Ты, раздольице широкое,

Про мою ли участь горькую

Да про думушку заветную.

- Какой голос у главного героя?

- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?

- Что чувствовал в душе Садко?

(Ответы уч-ся. Голос - высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре - звучание арфы. Печаль, обиду, досаду, сожаление).

- Песня Садко пробуждает спящую природуПоднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.

 Физкультминутка

- Давайте исполним песню «Эмоции» и изобразим театральные маски.

(Исполнение песни «Эмоции»)

Вокально-хоровая работа

- Антракт окончен. Опера продолжается. Давайте вместе с главным героем Садко развеселим морскую царевну Волхову и её подруг. Но прежде прохлопаем ритмический рисунок и вспомним распевы песни «Заиграйте, мои гусельки». Мелодию пропеваем внутренним голосом, распевы - вслух.

(Распевание)

Песня «Заиграйте, мои гусельки» - это развите образа Садко. Забыв печаль и обиду, каким становится герой оперы? (Ответы уч-ся: весёлый, радостный, удалой).

- С каким настроением будем петь песню? (Ответы уч-ся: весело, звонко, легко, радостно).

(Исполнение песни «Заиграйте, мои гусельки)

Давайте обратимся к картине М. Врубеля «Волхова», чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны.

(Ответы уч-ся. Высокий женский голос – сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Спокойная, нежная, убаюкивающая, любовная, ласковая. Музыкальный образ: нежная, любящая, ласковая, человечная. Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная).

Заключительная часть

Индивидуальная работа учащихся

- Вы хотели бы получить пригласительные билеты на следующий спектакль? Переверните листики, на которых написаны ваши имена. Вот они, снова необычные. Надо соединить стрелочкой слова в левой колонке с их точным определением в правой колонке.

- Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу? (Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).

Рефлексия

- Былина «Садко» повествует об историческом прошлом русского народа. А чему она может научить нас, современных людей? Кому служил Садко? (Своему народу). Какая мечта была у Садко? (Прославить родную землю). Любил ли Садко свою Родину, свой народ? (Конечно).

-Человек, любящий свой народ, свою Родину, готовый ради неё на героический поступок, называется патриот. Садко был патриотом.

- Хотели бы вы служить своему народу или добрыми делами прославить родную землю? (Ответы уч-ся).

- Стремитесь к этому, у вас всё впереди! Вот и закончилось наше первое путешествие в музыкальный театр. У вас на партах лежат картинки-маски, на которых изображены две эмоции. Если вам понравился урок-путешествие, то покажите весёлую маску, а если не очень, то грустную. (Ответы уч-ся).

Оценки вы узнаете после того, как будут проверены ваши работы. До свидания.

 


 

Урок музыки в 5 классе Тема.

Урок музыки в 5 классе Тема.

Мотивация учебной деятельности -

Мотивация учебной деятельности -

Кроссворд 1 2 3 4 5 1

Кроссворд 1 2 3 4 5 1

Мои гусельки яровчаты. Слушай ты, волна зыбучая,

Мои гусельки яровчаты. Слушай ты, волна зыбучая,

Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная)

Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024