Кунаковская С. В.,
учитель русского языка и литературы,
руководитель школьного музея
МОУ СОШ №9, ст. Расшеватская
Формы работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №9 с казачьими классами имени атамана А. В. Репникова»
Патриотическое воспитание в нашей стране представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В современной России патриотическое воспитание признано государством ключевым фактором для обеспечения национальной безопасности, устойчивого политического, социально-экономического развития страны. На федеральном уровне разработана и принята госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодёжи.
Российская педагогическая энциклопедия трактует патриотизм как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям[3].
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Великий педагог писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [4].
«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил президент России Владимир Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров». А для того чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как о национальной идее, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях» [5].
В МОУ СОШ №9 патриотическое воспитание всегда было целью воспитательной программы, но с присвоением школе статуса школы с казачьими классами в 2011 году сложилась определенная система воспитательной работы с циклограммой мероприятий, способствующих воспитанию гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, к Родине.
Нами проведен опрос среди учащихся школы по выявлению отношения подростков к патриотизму. По результатам анкетирования учащихся 5-11 классов можно сделать вывод, что опрошенные рассматривают патриотизм как гордость за свою причастность к великому прошлому своей страны, готовность встать на ее защиту, желание трудиться на благо отчизны. 100% респондентов ответили, что считают себя патриотами. Это не может не радовать.
В школе ведется планомерное воздействие на процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения, в том числе воспитание патриотизма и гражданственности. Велика роль в этом школьного музея. Используются следующие формы работы по патриотическому воспитанию в рамках школьного музея: экскурсии, уроки в музее, тематические вечера, классные часы, литературно-музыкальные композиции, разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея, проведение семейных, классных и школьных праздников [6].
В школе разработан годовой цикл мероприятий, посвященных памяти о годах Великой Отечественной войны: экскурсии по территории школьного двора и Парка Победы (сентябрь), квест «Дорогой памяти» (октябрь), экскурсии по музею (ноябрь), школьный интерактивный театр «Дневник Анны Франк», «Русский характер» (декабрь), классные часы ко дню освобождения Новоалександровского района от немецко-фашистских захватчиков (январь), фестиваль военно-патриотической песни, смотр-конкурс строя и песни «Статен, строен, уважения достоин» (февраль), отчет по общешкольному проекту «Наша Победа» (март), уборка в Парке Победы, высадка цветов, планируем закладку аллеи памяти, облагораживание памятников, поход «Моя станица. Моя история» (май).
Гражданскому воспитанию и формированию патриотических чувств может служить и эстетическая среда образовательного учреждения. Используется пространство кабинета: любимые пейзажи малой родины появились после реализации проекта «Моя родина – станица Расшеватская», высказывания, пословицы о казаках необходимы на классных часах, классный уголок расскажет о герое-станичнике.
В МОУ СОШ № 9 предметно-эстетическая среда предоставляет большие возможности для воспитания школьников. Разработан маршрут экскурсии по территории школьного двора и школьного Парка Победы. Начинается экскурсия от триумфальной арки, где 6 мая 2015 года состоялось открытие парка Победы, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Школьный Парк Победы является целым мемориальным комплексом, он стал для нас не только символом Великой Победы, но и символом нашей памяти о героях, завоевавших победу, и зримым воплощением нашего патриотизма. Ведь построен Парк по проекту старшеклассников на средства СПК колхоза «Родина» силами учащихся и работников школы. На территории 700 квадратных метров высажено около 400 видов всех растений. По аллеям размещены бюсты великих полководцев России – Александра Невского, Александра Суворова, Георгия Жукова. Следующий этап экскурсии - мемориальная экспозиция в школьном фойе. Проект «Стена Памяти» был подготовлен учителями и учащимися нашей школы под руководством директора Толоконниковой Т. В. Длительная подготовительная работа привела к изготовлению баннеров, на которых размещены фотографии жителей станицы, завоёвывавших Победу на фронте и в тылу.
Далее мы направляемся к необычному историческому объекту – зданию школы. Построенное в 1875 году, оно повидало многое. И вместе с жителями станицы страдало от немецко-фашистского ига: в годы оккупации станицы именно здесь располагался штаб, допрашивали активистов станицы, в 1943 году немцы взорвали школу, но стены уцелели, и отремонтированное в послевоенное время здание школы с радостью встречает нас сейчас, напоминая о годах войны каждому новому поколению. Завершается экскурсия у Памятника солдату. Здесь каждый год 9 Мая расположен пост №2. Почетное право стоять в карауле предоставляется лучшим ученикам 5-8 классов.
Так сама среда обогащает внутренний мир ученика, способствует становлению его гражданственности и патриотизма.
Одной из современных форм патриотического воспитания является квест-игра - активная ролевая игра, содержанием которой является продолжительный целенаправленный поиск, связанный с выполнением заданий. По правилам квеста участники игры проходят указанные организаторами станции, выполняя заранее подготовленные задания.
Исторический квест «Дорогой памяти!» проводим в октябре для учащихся с 5 — 11 класс. Мы предлагаем желающим начать квест с места вторжения немецко-фашистских войск в станицу Расшеватскую во время Великой Отечественной войны, удивиться, как родная школа выстояла под обстрелом фашистов, услышать рассказ очевидцев о злодеяниях гитлеровцев, узнать о Холокосте, пройти путь до места казни мирных жителей, попробовать себя в качестве историка, работающего с архивными документами, и самое главное — понять, что проходишь исторический квест вместе с друзьями, чтобы знать и помнить. Возможно передвижение на школьном автобусе или на велосипедах в зависимости от возраста участников
На станциях работают подготовленные учащиеся. В основе сюжета квеста - идея пройти путь через станицу от места, где немцы вошли в Расшеватскую, до места расстрела семнадцати мирных жителей.
На последней станции - Памятнике 17-ти мирным жителям – изучаем архивный документ - Акт районной комиссии по расследованию злодеяний, причинённых немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками[8]. В знак нашей общей печали о погибших, в знак нашей светлой памяти о них зажигаем свечи.
Патриотизма нет без духовно-нравственного воспитания. Сегодня для понимания происходящего особую значимость обретает осмысление патриотизма с духовно-нравственных позиций. В словаре «Основы духовной культуры» патриотизм определяется как положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания. Формула патриотизма: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». В соответствии с разработанной программой по духовно-нравственному воспитанию учащихся «Душа человека заключается в его делах» проводим квесты по главам из Библии – «Бытие», «Исход».
Как одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию зарекомендовал себя в МОУ СОШ № 9 проект «Школьный интерактивный театр». Целью его создания было сформировать у подрастающего поколения позитивное отношение к духовному началу в жизни, ориентировать молодежь на выбор вечных нравственных ценностей. В течение учебного года каждый класс готовит и показывает спектакль. Тематика постановок разнообразна. Особо запоминающимися стали спектакли «Дневник Анны Франк» (он стал победителем краевого этапа международного конкурса «Холокост – путь к толерантности» в 2016 году) и «Русский характер» по рассказу А. Толстого. Мы живём в казачьей станице, естественно, что спектакль «Зарисовки из казачьей жизни» стал одним из любимых. В 2019 году исполнилось 100 лет со дня страшной даты – расказачивания. Мы подготовили спектакль об этом событии на местном материале. Зарисовка длится 7 минут. Но чтобы правдиво изобразить жизнь станичников на перепутье, мы опросили многих стариков, перечитали горы статей и книг. Такая кропотливая работа по поиску материала о жизни малой родины в годы лихолетья оставила глубокий след в сердцах детей.
Одним из самых масштабных проектов по военно-патриотическому воспитанию является ежегодный февральский Смотр-конкурс строя и песни «Статен, строен, уважения достоин». В нем принимают участие все дети с 1 по 11 класс. Среди приглашённых - ветераны Великой Отечественной войны. Члены школьного музейного клуба «Родник» готовят торжественное открытие в форме литературно-музыкальной композиции «Мы помним! Мы гордимся!» Каждый казачий класс представляет обязательную программу согласно Положению о проведении смотра-конкурса, в которую входят строевые приемы с элементами строевого Устава Вооруженных сил РФ. Подготовка и проведение этого конкурса способствует пробуждению интереса к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, воспитанию дисциплинированности и ответственности, умению работать в команде.
Фестиваль военно-патриотической песни – еще одно традиционное общешкольное мероприятие. Проводится в феврале в два этапа – для начальной школы и для учащихся 5-11 классов. В репертуаре участников песни военных лет. В программу входит не просто исполнение песни, но и рассказ об истории ее создания. Зрители – учащиеся и работники школы, родители, бабушки и дедушки, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны – выбирают лучшее исполнение. 9 Мая на митинге всей школой исполняем песню-победительницу.
Экскурсионно-туристическая работа как эффективная форма воспитания является в нашей школе обязательной формой внеклассной работы с учащимися всех возрастов и включается в годовой план школы и классного руководителя. Школа во все времена видела в детском туризме «мощное средство идеологического воспитания школьников и не без успеха использовала его возможности. Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашей многонациональной страны — действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов»[9].
Поистине любимым мероприятием не только школы, но и уже всей станицы стал общешкольный поход «Моя станица. Моя история», который проводится в мае. Были созданы четыре разновозрастные группы, каждой предложен свой маршрут. Под руководством старшеклассников, выполняющих роль организаторов и лекторов, группы начинают путь по местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны. Колонной участники похода входят в станицу тем путем, которым шли в 1943 солдаты-освободители. А следующим пунктом маршрута стал станичный Парк Победы, где находится памятник воинам как гражданской войны, так и Великой Отечественной войны. Дальше группы пойдут разными маршрутами в зависимости от возраста и сил. Остановиться нужно будет на улице Кожевникова, послушать рассказ о герое-станичнике - Григории Никифоровиче Кожевникове. Здесь инициативная группа представляет музей под открытым небом: фотографии, архивные документы, поэму «Баллада о Дубе и Дубке». После привала начинается самый трудный участок похода, который приведет к памятнику 17 мирным жителям. Последняя точка похода - полевая кухня, где участники отведают солдатской каши. Завершается мероприятие обсуждением и обменом впечатлениями.
Такой поход памяти должен быть тщательно подготовлен. Ведь кроме содержательной части, большой проработки требует и организационная часть: обязательно сопровождение медиками и полицейскими. Общешкольный поход «Моя станица. Моя история» проводится в нашей школе с 2017 года. В нем приняли участие 1048 детей, 556 родителей, 70 работников школы. Можно сказать, что это общестаничный поход.
Обозначенные выше формы работы по патриотическому воспитанию в МОУ СОШ №9 стали традиционными и любимыми не только учителями и учащимися, но и их родителями. Тема подвига в годы войны 1941-1945гг близка каждой семье. Память о Великой Отечественной войне и о великой Победе 1945 года – неисчерпаемый источник для воспитания патриотизма. И очевидно одно: величие подвига нашего народа, основанное на вековых устоях русской души, столетиями воспитывавшейся в духе веры, мужества, самопожертвования и любви, способствует формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания.
Патриотическое воспитание школьников необходимо осуществлять в процессе разносторонней деятельности: через непосредственное участие в просветительской работе, в акциях милосердия и благотворительности, в поисковой работе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://government.ru/ дата обращения 19.01.2020
2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000.- 937с.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Гл. ред. В.Г. Панов. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993-1999
4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
5. http://rusrand.ru/response/putin-patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii
6. Соколова Л. В. Молчанова А. В. Организация деятельности школьного музея: учеб.-методич. пособие. – М.: ГОУ. Педагогическая академия, 2012. -108 с.
7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 -640 с.
8. Акт 1943 года июня месяца 24 дня ст. Новоалександровская, Новоалександровского района, Ставропольского края
9. Курилова В.И. Туризм. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1988
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.