Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания ЩА, ЩУ.
Цель: познакомить детей с буквой Щ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить запоминать сочетания ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями;
формировать навыки правильного чтения;
учить пользоваться правилом правописания сочетаний ЩА, ЩУ при письме;
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к друг другу, умение слушать и говорить по очереди.
Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые карандаши, разрезные азбуки, ножницы, клей (на каждого ребенка).
Ход занятия I. Объяснение нового материала
1. Развитие логического мышления. Знакомство со звуком [щ] Педагог: Послушайте и отгадайте загадку.
Белый хвост, черный нос
Наши тапочки унес
В уголок под кровать —
И не хочет отдавать. (Н. Пикулева)
Педагог: Назовите первый звук в слове щенок.
Определите место звука [щ] в словах товарищ, площадь.
2. Знакомство с буквой Щ
Прочитать детям информацию о следах, которые оставил звуковичок [щ]. Записать буквы Щ, щ на доске. Сказать, что эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук [щ].
3. Работа с Городом букв, буквой Щ.
Педагог: Щ — это согласная буква. Эта буква живет в домике на озере Мягком. Буква Щ обозначает всегда мягкий согласный звук [щ].
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Щ в свой домик .
4. Письменное задание (упражнение 4).
Педагог: Научитесь писать печатные буквы Щ, щ по клеточкам.
5. Знакомство с правилом правописания сочетаний ЩА, ЩУ (упражнение 5).
Педагог: Рассмотрите картинку. Звуковичок [щ] выбрал
себе подружек. С кем не стал дружить звуковичок? Чтобы проверить, ваш вывод, прочитайте текст.
Бук ва Щ дру-жит с глас-ны-ми А, У.
Не дру-жит с глас-ны-ми Я, Ю
Педагог: Читать слоги и слова с буквой Щ надо очень внимательно, чтобы буква на нас не обиделась. Даже если она дружит с гласными А,-У, читать надо мягко.
6. Чтение слогов (упражнение 6).
Педагог: Прочитайте слоги.
ча чу че чи
ща щу ще щи
Педагог: Как нужно читать букву Щ в каждом из слогов? (Мягко.)
7. Физминутка.
В прятки пальчики играют
И головки убирают.
Словно синие цветки
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы
Очень вежливы, а ты?
II. Закрепление изученного материала
1. Чтение словосочетаний. Закрепление знаний
о правописании сочетания ЩА (упражнение 7).
Педагог: Прочитайте словосочетания.
я на-ве-ща-ю мы на-ве-ща-ем
я про-ща-ю мы про-ща-ем
я о-бе-ща-ю мы о-бе-ща-ем
Педагог: Подчеркните сочетание ЩА. (Гласную А подчеркивать красным, согласную Щ — зеленым.) Запомните: ЩА пишется с гласной А.
2. Чтение стихотворения. Закрепление знаний
о правописании сочетания ЩУ (упражнение 8).
Педагог: Прочитайте стихотворение.
— Щу ку я та-щу, та щу, Бу дет нам о-бед.
Всех зве-рей я у-го-щу, — Хвас-тал ста рый дед.
Педагог: Подчеркните сочетание ЩУ. (Гласную У подчеркивать красным, согласную Щ — зеленым.) Запомните: ЩУ пишется с гласной У.
3. Закрепление знаний о правописании сочетаний ЩА, ЩУ (упражнение 9).
Педагог: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы А или Я; У или Ю.
Дети могут смотреть на картинку-подсказку (упражнение 5). Педагог комментирует выполняемые действия, повторяя правило: ЩА пишу с гласной А, ЩУ пишу с гласной У.
4. Закрепление навыка звукового анализа (упражнение 10).
Педагог: Прочитайте слова. (Щенок, товарищ.) Нарисуйте их звуковые схемы.
Педагог следит за тем, чтобы дети, рисуя звуковые схемы, обозначали звук Щ зеленым карандашом.
III. Подведение итогов занятия
Рефлексия: Что вам понравилось на занятии? Ачто нового вы сегодня узнали?
Использованная литература:
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для детей 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 80с.
2. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Планирование работы и конспекты занятий с детьми 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2021. – 120с.
3. Никитина А.В. 33 лексические темы: пальчиковые игры. – СПб, КАРО, 2009. – 128с.
Приложение
Упражнение 4
Упражнение 5
Упражнение 6
Упражнение 7
Упражнение 8
Упражнение 9
Упражнение 10
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.