Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания ЩА, ЩУ.

  • docx
  • 11.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Звук Щ.docx

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема:  Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания ЩА, ЩУ.

 

Цель: познакомить детей с буквой Щ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

учить запоминать сочетания­ ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями;

формировать навыки правильного чтения;

учить пользоваться правилом правописания сочетаний ЩА, ЩУ при письме;

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к друг другу, умение слушать и говорить по очереди.

Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые карандаши, разрезные азбуки, ножницы, клей (на каждого ребенка).

Ход занятия I. Объяснение нового материала

1.  Развитие логического мышления. Знакомство со звуком [щ] Педагог: Послушайте и отгадайте загадку.

Белый хвост, черный нос

Наши тапочки унес

В уголок под кровать —

И не хочет отдавать. (Н. Пикулева)

Педагог: Назовите первый звук в слове щенок.

Определи­те место звука [щ] в словах товарищ, площадь.

 

2.   Знакомство с буквой Щ

Прочитать детям информацию о следах, которые оставил звуковичок [щ]. Записать буквы Щ, щ на доске. Сказать, что эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук [щ].

 

3.  Работа с Городом букв, буквой Щ.

Педагог: Щ — это согласная буква. Эта буква живет в до­мике на озере Мягком. Буква Щ обозначает всегда мягкий согласный звук [щ].

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Щ в свой домик .

 

4.  Письменное задание (упражнение 4).

Педагог: Научитесь писать печатные буквы Щ, щ по кле­точкам.

5.   Знакомство с правилом правописания сочетаний ЩА, ЩУ (упражнение 5).

 

Педагог: Рассмотрите картинку. Звуковичок [щ] выбрал

себе подружек. С кем не стал дружить звуковичок? Чтобы проверить, ваш вывод, прочитайте текст.

Бук ва Щ дру-жит с глас-ны-ми А, У.

 Не дру-жит с глас-ны-ми Я, Ю

Педагог: Читать слоги и слова с буквой Щ надо очень вни­мательно, чтобы буква на нас не обиделась. Даже если она дружит с гласными А,-У, читать надо мягко.

 

6.                 Чтение слогов (упражнение 6).

Педагог: Прочитайте слоги.

ча                      чу            че            чи

ща                      щу            ще           щи

Педагог: Как нужно читать букву Щ в каждом из слогов? (Мягко.)

7. Физминутка.

В прятки пальчики играют

И головки убирают.

Словно синие цветки

Распускают лепестки.

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы, а ты?

 

II. Закрепление изученного материала

 

1.    Чтение словосочетаний. Закрепление знаний

о правописании сочетания ЩА (упражнение 7).

Педагог: Прочитайте словосочетания.

я на-ве-ща-ю                     мы на-ве-ща-ем

я про-ща-ю                       мы про-ща-ем

я о-бе-ща-ю                      мы о-бе-ща-ем

Педагог: Подчеркните сочетание ЩА. (Гласную А под­черкивать красным, согласную Щ — зеленым.) Запомните: ЩА пишется с гласной А.

 

2.    Чтение стихотворения. Закрепление знаний

о правописании сочетания ЩУ (упражнение 8).

Педагог: Прочитайте стихотворение.

— Щу ку я та-щу, та щу, Бу дет нам о-бед.

Всех зве-рей я у-го-щу, — Хвас-тал ста рый дед.

Педагог: Подчеркните сочетание ЩУ. (Гласную У под­черкивать красным, согласную Щ зеленым.) Запомните: ЩУ пишется с гласной У.

 

3. Закрепление знаний о правописании сочетаний ЩА, ЩУ (упражнение 9).

Педагог: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные бук­вы А или Я; У или Ю.

Дети могут смотреть на картинку-подсказку (упражнение 5). Педагог комментирует выполняемые действия, повторяя правило: ЩА пишу с гласной А, ЩУ пишу с гласной У.

 

4. Закрепление навыка звукового анализа (упражнение 10).

Педагог: Прочитайте слова. (Щенок, товарищ.) Нарисуй­те их звуковые схемы.

Педагог следит за тем, чтобы дети, рисуя звуковые схемы, обоз­начали звук Щ зеленым карандашом.

 

III. Подведение итогов занятия

Рефлексия: Что вам понравилось на занятии? Ачто нового вы сегодня узнали?

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1.   Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для детей 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 80с.

2.   Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Планирование работы и конспекты занятий с детьми 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2021. – 120с.

3. Никитина А.В. 33 лексические темы: пальчиковые игры. – СПб, КАРО, 2009. – 128с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Упражнение 4

Упражнение 5

 

Упражнение 6

Упражнение 7

Упражнение 8

Упражнение 9

 

Упражнение 10


 

Скачано с www.znanio.ru