ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 1 КЛАССЕ
ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Что это за листья?»
Составила:
Волкова С.Н.
учитель начальных классов
1.Предмет: Окружающий мир
Класс 1
1. Учебник: УМК «Школа России» М.И.Моро и др. «Окружающий мир» Учебник для образовательных учреждений, 1 часть.
2. Цель: Учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев.
3. Задачи:
1) Продолжить обучение распознаванию природных объектов;
2) Развивать умение находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
3) Развивать эмоциональное восприятие осенней природы.
4. Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
· Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам · Учиться описывать внешний вид листьев · Находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт |
· Понимать учебную задачу урока · Формулировать свои предположения, высказывания · Учиться наблюдать и делать самостоятельно вывод · Выполнять практическую работу в парах · Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам |
· Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности · Формирование эстетических ценностей · Определять успешность выполнения задания |
5. Создать условия для формирования УУД:
-регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.
-коммуникативных: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.
-личностных: формировать рефлексивное отношение к учению, осознание конечного результата с поставленной целью.
6. Тип урока Урок открытия нового знания
7. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
8. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК.
9. Учебные материалы: учебник «Окружающий мир», тетрадь, презентация, раздаточный материал (листья).
10. Предварительная подготовка: экскурсия в осенний лес, сбор листьев.
Цель: 1. Учить детей распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев.
2.Познакомить с отличительными признаками сложной и простой листовой пластинкой
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: 1. Листья березы, рябины, клёна, осины, каштана.
2.Пять цветных кружков: желтый, коричневый, зеленый, оранжевый и красный (у каждого ученика)
3.Демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор для показа презентаций и видеоролика)
Ход урока.
1.Орг.момент
Учитель: - Прозвенел уже звонок, начинается урок! Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.
- Подойдите все ко мне. Сейчас мы с вами сделаем зарядку для нашего язычка, губ и щёк. А в конце урока за это для вас будет сюрприз! Хотите узнать, что за сюрприз? Тогда давайте скорее начнем делать зарядку! Встаём полукругом, лицом к экрану (ролик с артикуляционной зарядкой).
- Приготовились к уроку. Складываем руки красиво. Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию. Как думаете, кто может работать в лабораториях? (1 СЛАЙД)
- Учёные!
- Ребята, а кто такие ученые? (ответы детей)
- Верно, ученый – это человек, который занимается наукой. Он изучает разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводя эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены, а ещё их описывает. Хотите стать учёными? Но мы сегодня будем не простыми учеными, а биологами. Это такие ученые, которые изучают природу. (2 СЛАЙД)
2. Повторение изученного
- Учёные знают, почему некоторые растения называют «комнатными». (3 СЛАЙД) А если мы с вами теперь ученые, мы тоже это знаем. Так почему же растения называются так.
Дети: - Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в комнате или жилище.
- Отлично. Чтобы продолжить наше исследование, нам нужно для начала вспомнить - из каких частей состоит растение? (4 СЛАЙД) Витя будет нашим экспертом, будет оценивать, верно ли наши маленькие ученые будут называть части растений.
Дети выходят к доске, составляют правильную последовательность строения растения (на примере подсолнуха), называют их. Эксперт оценивает действия ученых.
1 Корень, 2 ствол, 3 листья, 4 цветы, 5 плод с семенами.
3. Организация познавательной деятельности
- Как вы думаете, какую из этих частей растения мы будем сегодня изучать как ученые?
- Листья.
- Тема нашего урока сегодня «Что такое листья?» (5 СЛАЙД) Мне кажется, что в этом нелёгком деле нам нужны помощники. А кто помнит, как зовут наших героев, которые нам всегда помогают? Их два. (подсказка на доске). (6 СЛАЙД)
- Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.
- Они приглашают нас в удивительное местечко, чтобы что-то исследовать вместе с ними.
И с помощью загадок мы с вами узнаем, что это за место. (7 СЛАЙД)
«Его весной и летом
Все видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки…»
- О ком говорится в загадке? (о лесе) (8 СЛАЙД)
- О каких рубашках здесь говорится? (о листьях)
- Какие листья вы знаете? (9 СЛАЙД)
- Изменился ли внешний вид осенних листьев по сравнению с летом?
- Да-а-а-а.
- Какими стали листья осенью?
- Красными, оранжевыми, коричневыми, остались зелёными.
4.Физкультминутка (10 СЛАЙД)
- Мне нравится, что вы так много знаете об осени. А теперь давайте немножко разомнёмся. Давайте представим, что мы с вами те самые листики с дерева. Встаём около своих мест.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели (Кружимся на месте)
И на землю снова сели. (Присели)
5.Практическая часть
– Возвращаемся в нашу лабораторию. (12 СЛАЙД) Догадались, что мы будем сегодня исследовать?
- Листья!
- Давайте рассмотрим листья. Что в них необычного?
- Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок (13-14 слайд)
- Кто мне может сказать, что такое «листовая пластинка»? Почему именно пластинка? (потому что она тонкая).
- Что такое «черешок» листа? Это то, на чём держится листок.
- Листовая пластинка может быть простой (7 слайд). Например, у дуба, у березы, у клена. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная.
- Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? (лист рябины, каштана)
- Почему называют сложной листовой пластиной, как думаете? Рассмотрите эти листья. (лист каштана состоит из отдельных пластин, каждая из которых напоминает отдельный лист).
5. Работа в тетрадях (учитель раздает тетради). (15 СЛАЙД)
- Открываем тетради, прям как настоящие ученые, которые записывают всё в журнал наблюдений! Находим пустые окошечки (учитель выдает коробочки с листьями с простой и сложной пластинами).
- Берём простой карандаш. У вас на партах стоит коробочка, в ней 2 листочка, нам нужно их обвести в этих окошках. Два листика на пару, работаем в парах. Например, Лера берёт листочек с простой пластинкой и обводит в первом окошке, а Настя берёт листочек со сложной пластинкой и обводит тоже в первом окошке, а потом меняемся листочками.
6. Закрепление изученного материала (16 СЛАЙД)
- Отлично поработили! Давайте немножко разомнёмся! Встаём у своих мест.
Шлеп по лужам, - 3 раза
В сапогах!
…..
7. Игра «Узнай лист» (17 СЛАЙД)
- На слайде представлены тени листьев. Что же это за листья? Чтобы они окрасились в цвет, их нужно угадать. Кто знает, как они называются? Ответы детей.
- Проверим (8 слайд)
- Листья разных деревьев различаются размером, формой, а осенью ещё и цветом. Поэтому по листьям можно определять деревья.
8. Итог урока (18 СЛАЙД).
-Что нового узнали на уроке? Что запомнилось больше всего?
9. Рефлексия (19 СЛАЙД).
Давайте теперь при помощи наших знаков определим, понравилось ли вам быть учеными!
Зелёный цвет – «Всё понятно!»
Жёлтый цвет – «Понятно, но не всё»
Красный цвет - «Я ничего не понял»
- И природа, и творение людей радует нас. Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо за занятие. Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.