Конспект по окружающему миру «Просьба».

  • docx
  • 19.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

                                         Конспект  на тему:  «Просьба».

Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.

Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

 Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Формирование УУД:

 Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 2) формирование мотивации к обучению и познанию

Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

2 Познавательные УУД: 1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей. 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи 3) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД: 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач 3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

 Оборудование: ноутбук, 2 стула (для сценки),презентация

 Ход занятия :

Пальчиковая гимнастика.

Орг.момент.

 Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришѐл гость кот Леопольд СЛАЙД 1. 

Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.

Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая). Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему?

Сообщение темы урока.

Поднимите руку, кто уже догадался, о чѐм вам расскажет кот Леопольд.

Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый? СЛАЙД 2

Работа по теме.

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

 Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете?

 Дид.игра.

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ поднимает руку. Встретив зайку, ѐж-сосед Говорит ему: (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик,» (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: (До свиданья!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: (Спасибо!)

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас мы посмотрим сценку, а остальным нужно будет еѐ озвучить. (Перед занятием учитель предупреждает двух ребят) Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место. Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как еѐ выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. Учитель: А теперь ещѐ двое покажут и со словами, и с жестами.

Физминутка.

Закрепление.

Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план. СЛАЙД 8 План: 1. Обращение. 2. Просьба помочь. 3. Благодарность. Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.

Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит еѐ про себя, а затем озвучит еѐ. Кто будет готов поднимет руку. У вас есть 1 минута. Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки. Тогда девочка сказала ему строго: -Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. СЛАЙД 9 Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы? СЛАЙД 10

 Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет) Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.) Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.) Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, илиприключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины. СЛАЙД 11 (слова Мальвины)

Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.

Ситуация 1. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?

 Ситуация 2. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стѐпе?

Ситуация 3. На перемене учительница разговаривала с другой учительницей. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле? Ситуация

Рефлексия.С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд? 2. Как правильно выразить просьбу? 3. Назовите вежливые слова.