КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Цели: рассказать об областях культуры и их значении; обсудить вопрос о необходимости получения образования; учить ориентироваться в областях культуры.
Оборудование: запись фрагмента симфонического концерта; репродукции картин русских художников.
Ход урока
I. Изучение нового.
Работа по учебнику.
-Рассмотрите фотографии на с. 124.
- Что на них изображено?
- Прочитайте название темы урока.
- Подумайте, какие фотографии относятся к области культуры, какие - к области образования.
Беседа.
-Где бывали вы? Расскажите.
- Что вам понравилось, запомнилось?
- Куда бы вы хотели ходить часто?
- Что было непонятно, неинтересно?
- Как вы думаете, почему? (Мало знаем об этом.)
• Для учителя.
Театр. Театр входит в вашу жизнь ещё до того, как вы впервые переступили порог зрительное) зала. Вы играли сами с собой и сами для себя. Стул превращался у вас то в коня, то в самолёт, то в поезд. Играя, вы могли нарисовать себе усы, нарядиться в немыслимый костюм, если надо было «изобразить» кого-то. А когда в игре участвовали ваши товарищи, то вы все вместе, сами порой того не подозревая, устраивали коллективное действо. Мальчики были то свободолюбивыми и бесстрашными индейцами, то отважными солдатами. А девочки играли в куклы, в «дочки-матери».
Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки - охотники и земледельцы -собирались на игрицда, на празднества, когда устраивали обряде-вые действа.
Один из секретов неувядаемой молодости театра - живое, непосредственное общение актёров и зрителей. Такого тёплого человеческого контакта не заменит никакой другой вид искусства.
Для ребят ставят спектакли специальные театры юных зрителей, кукольный театр. Бывайте там как можно чаще, и вы приобщитесь к великой традиции, к великому чуду искусства.
Есть ещё и театр музыкальный, а внутри него - опера, балет.
Балет. В России первый балетный спектакль состоялся при дворе царя Алексея Михайловича в 1673 году в подмосковном селе Преображенском. В истории русского балета много славных страниц. В 19-м веке он стал образцом для балета всего мира. До сих пор во многих странах восхищаются мастерством артистов русского балета, виртуозностью их техники и одухотворённостью исполнения.
«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем», - в этих словах выдающейся балерины Галины Улановой заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определение, которое дал русскому балету А.С. Пушкин: «... душой исполненный полёт».
Опера. Оперные артисты играют роли так же, как и актёры в спектаклях. Только герои оперы выражают свои мысли и чувства в ариях, в пении, а объясняются друг с другом в дуэтах или речитативах, словно разговаривают под музыку.
Оперное искусство родилось на рубеже 16-го и 17-го веков -в эпоху Возрождения. Создателями оперы были поэты, музыканты, художники итальянского города Флоренции. В опере они объединили различные роды искусства: поэзию и музыку, драму и живопись. С той поры опера быстро распространилась по всей Европе. В 19-м веке оперное искусство достигло наивысшего расцвета.
Замечательные оперы сочинили
известные композиторы:
М. И. Глинка, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-
Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Учитель вывешивает репродукции, называет фамилии художников и названия картин.
- Рассмотрите эти картины.
- Какая из них произвела на вас большее впечатление?
- Почему вы выделили именно эту картину?
- Какие чувства она вызывает у вас?
- Какие мысли и фантазии?
Если день серый, унылый, вы ждёте, когда ветер разгонит облака и с ярко-синего неба брызнут ослепительные лучи. Тогда весь мир кажется таким красочным, полным жизни, движения. Повсюду загораются блики, а тени становятся прозрачными, вобравшими в себя отблески окружающих предметов. Запечатлеть это разнообразие красок может живопись. Живопись — живое письмо. Тот, кто в совершенстве им овладел, может изобразить и серый, унылый день так, что каждый увидит: он не такой уж серый, однообразный, а по-своему красив и полон настроения.
Живописец может творить чудеса - показать события далёкого прошлого, явить перед нами былинных богатырей и героев сказок ит. д.
Живописцем может стать только тот, кто умеет хорошо рисовать, потому что рисунок - основа любого изображения.
Для живописного произведения мало быть цветным - оно должно правдиво передавать предметы, их пропорции, объёмы. Трепетную игру тени и света. Мерцание воздуха. Движение. И обязательно доносить до нас взволнованность, душевный порыв художника Музыка — это тоже одна из областей культуры.
- Давайте представим, что мы пришли в большой, светлый, нарядный зал консерватории. Настроение у нас праздничное, торжественное. Сейчас начнётся концерт. На сцене сидят музыканты, в руках у них музыкальные инструменты. Это оркестр. Выходит дирижёр. Полная тишина. Он взмахнул палочкой - и зазвучала музыка. (Учитель включает запись концерта симфонической музыки.)
- Слышите, как стройно и согласно играет оркестр, как искусно каждый из музыкантов ведёт свою мелодию? (Музыка звучит несколько минут.)
- Сможет ли каждый из вас так красиво и стройно играть или так уверенно руководить оркестром?
Для этого надо окончить консерваторию. Так в нашей стране называется высшее музыкальное учебное заведение.
- Подумайте, что необходимо каждому человеку, прежде чем он получит любую профессию?
- Если затрудняетесь ответить, прочтите ещё раз название нашей темы. (Образование.)
- В каком учреждении каждый человек получает начало образования? (В школе.)
- Что такое школа в вашем представлении?
Судя по археологическим раскопкам, первые школы появились в странах Древнего Востока. Школы возникали при храмах - для обучения будущих священнослужителей, при дворцах - для детей знатных и богатых людей. Но тогда ещё не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. Занятия лига в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учёбу и сколько лет учиться. И лишь более 330 лет назад труден чешского педагога Яна Амоса Коменского в школе появившись классы и специально отведённое для занятий время — урок.
- Прочитайте рассказ на с. 123.
П. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 124-127; рабочая тетрадь, с. 49, задание 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.