Конспект по познавательному развитию "Зима"

  • docx
  • 19.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект по познавательному развитию Зима.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект по познавательному развитию

в старшей группе

на тему: «Зимушка-зима»

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные: - Расширять словарный запас по теме;

- Учить подбирать прилагательные к существительным;

- Обогащать лексику родственными словами;

- Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, любознательность

- Развивать логическое мышление;

- Развивать ориентацию в пространстве;

- Активизировать словарь детей.

Воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Оборудование, наглядный материал: снежки, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима», снежинки, клей и салфетки.

Словарная работа: снежинки, снежная, снегопад, снежок, красивая, ледяной, холодный, искрящийся.

Предварительная работа: Беседа о зиме, Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», наблюдение за погодой на прогулках.

 

Ход образовательной деятельности

Сюрпризный момент

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

В нашу группу пришло необычное письмо.

Было странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

А конверт – из чистой льдинки,

 А письмо не на листке,

А на беленьком снежке.

Там была еще загадка,

Отгадать я не смогла.

Может вместе вы, ребята,

Угадаем от кого она?

Вот эта загадка:

Раскрыла снежные объятия, деревья все одела в платье, стоит холодная погода, какое это время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: -Вот мы и очутились в гостях у зимы. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мастерскую зимы. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые для вас приготовила зима. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот первое задание, (достает снежинку с заданием)

Вы скажите мне, друзья, А какая я – зима?

Беседа:

Какое сейчас время года? (зима)

Как вы узнали, что наступила зима? (т.к. идет снег, на улице холодная, морозная погода)

Ребята, а я вам расскажу о трёх зимних месяцах. Это Декабрь, январь, февраль

- Первый месяц – Декабрь.

Декабрь в календаре первый месяц зимы, вот поэтому так и говорят «Декабрь год заканчивает, а зиму начинает». В декабре пора хмурого неба и на улице рано темнеет. Замерзают реки, появляются зимние гости снегири и свиристели.

- Второй месяц – Январь.

В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце: катание на санках, на коньках, на лыжах.

- Третий месяц – Февраль.

Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.

Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).

Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).

Что происходит зимой на водоёмах? (они покрываются льдом)

А что бывает только зимой? (Снег).

Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

Воспитатель:

- Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны сугробы очень большие поднимайте выше ноги. - Ребята, давайте остановимся на этой поляне и немного поиграем. Я так люблю играть, особенно в снежки, а вы любите? Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково, например, зима – зимушка.

Игра «Назови ласково»


Мороз - морозец
Снег - снежок
Лёд - ледок
Ветер - ветерок
Шапка - шапочка
Шарф - шарфик
Валенки - валеночки
Санки - саночки
Шуба - шубка
Снеговик - снеговичок
Льдина – льдинка


-Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами согреемся!

Физкультминутка «Зима»

За окном у нас зима (разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (складывают руки над головой в виде крыши)

Снег на улице идет (поднимают и опускают руки медленно)

Дворник улицы метет (покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо)

Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги (убирают руки за спину, поворачиваются кругом)

Ловко бегаем на лыжах (выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки (имитируют метание)

-Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достает следующую снежинку)

Дидактическая игра «Хорошо-Плохо».

Ребята, как вы считаете зима – это хорошо или плохо? Я вам буду показывать картинку и если вы считаете, что это хорошо – вы хлопаете в ладоши. А если плохо – то топаете ногами.

Воспитатель: Молодцы!

Ну, а нам пора отправляться дальше. Но прежде чем отправиться дальше

закройте глазки, протяните ладошки (в это время воспитатель каждому дает по снежинке).

-Ой, посмотрите, что же у вас такое на ладошках? (снежинки)

-Ребята от такого количества снежных волшебных слов, пошел снежок

-А скажите, какие они снежинки?

(Красивые, легкие, белые, узорные, шестиконечные, изящные…)

- Действительно, снежинки легкие. Давайте мы сейчас сделаем

 дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

(губы сложить «трубочкой», сделать вдох и 3 коротких выдоха и подуть на снежинку.)

Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше.


Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но, чтобы в нее войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а еще выполнить движения. Ну что готовы?

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Лепим мы из снега ком, (дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом. (соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)

Два – поймаем. («ловят», приседают)

Три – уроним (встают, «роняют»)

И сломаем. (топают)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

- Вы все верно сделали и дверь в мастерскую зимы открыта для вас.

Проходите ребята. Совсем скоро наступит Новый год и я предлагаю вам украсить все вокруг елочки снежинками. Каждый возьмите по снежинке, смажьте ее клеем и украсьте елочку. Промакивайте салфеткой, вытирайте руки и кладите салфетку в тарелку.

(Во время работы звучит музыка вьюги).

Рефлексия

Молодцы! Как красиво украсили елочку. А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На одной ножке покружитесь и в детском саду окажитесь!

Вот мы и вернулись в детский сад.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Какое у вас настроение после путешествия?

- Что вам больше всего запомнилось?