Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе с НЗ
Тема: «Сочиняем сказку о золушке»
Возраст: подготовительная к школе группа с НЗ
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Цель: развитие связной речи детей посредством составления сказки.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить показывать возможности развития сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов).
2. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец)
3. Побуждать детей использовать в своих рассказах различные зачины из сказок.
4. Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать изменяющиеся знания, личный опыт в ходе
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое восприятие.
2. Развивать зрительное восприятие.
3. Развивать ППП: память, мышление, внимание.
4. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
2. Воспитывать интерес к сказкам.
Словарная работа:
Активизация словаря: сказка, золушка, начало, середина, конец.
Обогащение словаря: зачин, «сказка на новый лад»
Оборудование: книга, картинки, дидактические картинки.
№ |
Структурная часть |
Задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Индивидуально-дифференцированный подход |
Примечание |
1 |
Вводная часть |
Р1 Р2 Р3 Р4 В1 В2 |
Ребята, подходите ко мне. Давайте встанем с вами в красивый круг. Встали красиво, спина прямая, ноги вместе. Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Садимся на стульчики. Сели красиво, спина прямая, ноги поставили около стульчика. Ребята, сегодня у вас в гостях волшебная книга. Но откроется она только тогда, когда вы угадаете сказку. Если вы угадаете, тогда двери книги откроются и вы узнаете много нового и интересного. Читаю отрывок из сказки «Золушка» «Бедную девушку, заставляли делать всю самую грязную и тяжкую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих сестриц. Молодцы, ребята! Догадались! Это сказка «Золушка». А кто написал эту сказку? Я вам напомню, загадав загадку. А вы внимательно послушаете и дадите мне ответ на этот вопрос. Отвечайте без подсказки, Кто же автор этой сказки: В сказке Кот на двух ногах Ходит в красных сапогах, В шляпе пышное перо? Автор сказки - …. (Шарль Перро) |
Сбор детей
Приветствие
Слушают отрывок из сказки «Золушка»
-золушка
-Шарль Перро
|
Ева, из какой сказки этот отрывок?
Илья, кто автор сказки?
|
Отвечают на вопросы полным предложением по поднятой руке |
2 |
Основная часть |
О1 О2 О3 О4 Р1 Р2 Р3 Р4 В1 В2 |
Сегодня у нас будет необычное занятие! Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а на новый лад. Вы слышали о таких сказках? Сказка на новый лад – это когда берется любая сказка и переделывается на новый лад – так, как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. С сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно, и тогда получается немного другая сказка! Итак, сегодня мы совершим путешествие в страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу. А вот теперь можно отправляться в путешествие. Тише, тише, тишина: Сказка к нам идет сама. Ветерком прохладным вея, В сказку дверь открыла фея. Как вы думаете, какую сказку сегодня мы будем переделывать на новый лад? Молодцы, вы внимательно слушаете то, о чем мы говорим. Кто написал сказку «Золушка?» Назовите героев из сказки Какая одежда была на Золушке? Почему бедную девушку прозвали Золушкой? Золушка, окончив работу, сидела возле камина на ящике с золой, поэтому сестры прозвали ее Золушкой. Ребята, что такое «зола»? Зола – остаток от сжигания чего-нибудь. в виде серо-черной пыли». А все-таки золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была милой. А еще какой? А какие были мачеха и сестрицы? Угадайте кто это? Добрая волшебница, чудесница (фея) Что сделала фея для золушки? Как вы думаете, что было самым главным в наряде Золушки и почему? Дидактическая игра «Отгадай слово» в следующем порядке птицы –тетерев, утка, фламинго, ласточка и индюк. Дети называют первый звук каждого слова и произносят слово «туфли». Ребята, злая мачеха опять дала задание для Золушки: распределить старинные и современные предметы. Поможем Золушке? Поиграем в игру: «Раньше - позже». - Ребята, я буду называть старинные предметы, а вы будете находить им пару, то есть называть современные предметы. - Например: «Раньше писали пером, а сейчас пишут авторучкой» - «Раньше убирались веником, (а сейчас пылесосом). - «Раньше освещали комнату свечи, (а сейчас освещают комнату лампочки). - «Раньше ездили на карете, (а сейчас ездят на машине). - «Раньше готовили еду в печке, (а сейчас готовят на газовой плите). - «Раньше шили с иголкой, (а сейчас шьют швейной машинкой). - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Пришло время немного размяться. Встанем все рядом со своим стульчиком и выполним разминку. Физминутка (Дети встают в пары, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров). Пили, пила, пили дрова, На печечку, на банечку, На теплую лежаночку. А теперь веники возьмём мы дружно (метем пол) Золушке помочь нам нужно. Мы подтянемся немножко, (руки вверх) Вытрем пыль всю у окошка. (движения руками вправо-влево) Подметем и тут и там (повороты туловища вправо-влево) Не забудем про чулан. Садитесь на свои места. Сели красиво. Ребята, сегодня я предлагаю сочинить новую сказку о золушке. Мы ее сочиним все вместе. Не забудьте, что русские народные сказки создаются чаще всего следующим образом. сначала идет присказка. Сначала идет начало сказки. По-другому его называют зачин. Он помогает начать сказку. «Жил-был старик и было у него три сына…» «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь», «Бывало – живало, жили-были три брата…» И все мы понимаем, что началась сказка. Затем следует действие. В конце сказки вставляют концовки, которые завершают сюжет: «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить – поживать, добра наживать». «Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок». Посмотрите и назовите, с кем встретится Золушка в нашей новой сказке? (лиса, баба-яга, папа, бабушка) 1 часть: Рассказываем о том, где и когда происходило событие, как называется главный герой. Например: В некотором царстве, в некотором государстве, жила - была Баба Яга. Она была очень старая и больная, жила одна и помогать ей было некому… 2 часть: Что делали герои, с кем встретились, что произошло. 3 часть: Чем закончилась сказка. Подумайте и расскажите нам свою сказку. |
-индивидуальные ответы детей на вопросы воспитателя
-ответы детей
-Шарль Перро -Золушка, мачеха, сестры, принц, Фея -грязная, испачканная, в заплатках -много трудилась, испачкалась золой
Дидактическая игра «Отгадай слово»
Дидактическая игра «Раньше-позже»
Физкультминутка
Сочиняют сказку
Детям дается время на сочинение сказок1-2 минуты) Дети рассказывают свои новые сказки: один ребенок начинает, следующие продолжают. |
Марк, назови героев сказки?
Влад, почему бедную девушку прозвали золушкой?
Арина, что сделала фея для золушки?
|
Отвечают на вопросы полным предложением по поднятой руке
Прикрепляю картинки лисы, бабы-яги, папы, бабушки.
|
3 |
Заключительная часть |
Р1 Р2 Р3 Р4 В1 В2 |
Наше занятие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказки (книга закрывается) Чем мы занимались сегодня? Кто запомнил, что такое сказка на новый лад? Какие сказки можно переделывать на новый лад? Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? Чему учит сказка «Золушка»? Скажите, что вам было тяжело на занятии? Что было легко? Что понравилось? Ребята, вы большие молодцы. У вас получились очень хорошие и интересные сказки. Можете идти играть. |
Подведение итогов
Оценка деятельности детей
Рефлексия |
Анжелика, чему учит сказка «Золушка»?
Настя, что тебе понравилось на занятии? |
Отвечают на вопросы полным предложением по поднятой руке |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.