Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Журавушка»
Конспект по речевому развитию
на основе программы
«Социокультурные истоки»
«Богатыри земли русской»
Воспитатель: Донченко Н.В.
г. Сургут 2023
Цель: формирование представления у детей о героическом прошлом русского народа и великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:
Ø обеспечить закрепление знаний детей о героическом прошлом русского народа, о былинных богатырях, о доспехах, оружии богатырей;
Ø развивать у детей умение слушать друг друга, приходить к согласию;
Ø развивать речь детей, активизировать словарь терминами, обозначающие богатырские доспехи: шлем, щит, кольчуга, меч, лук, стрелы;
Ø обогащение образной речи через характеристику русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый)
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Ø Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Ø Чтение былин «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Ø Заучивание стихотворений и пословиц о богатырях.
Ø Раскрашивание образов русских богатырей (их доспехи и снаряжение)
Ø Просмотр видеофильма «Илья Муромец»
Оборудование: письмо, бумажный голубь, изображения (меч, лук и стрелы, шлем, кольчуга), изображение речки, дощечки, камень - муляж, репродукция картины
В. М. Васнецова «Три богатыря» (разрезанная на фрагменты).
I Организационный момент.
Звучит музыка – «Богатырская симфония»
Воспитатель: «Ребята, по-моему, что-то случилось. Давайте узнаем, что же произошло?» Обращает внимание на голубя из бумаги, к лапкам которого привязано письмо.
Дети: это почтовый голубь.
Воспитатель: и правда, ребята, у него привязано письмо. Какое оно интересное, я никогда не видела такой бумаги. Да это не бумага, это береста, наши предки писали на бересте.
Воспитатель: так давайте узнаем, что же здесь написано.
II Основная часть.
Воспитатель читает текст письма:
Ой вы, добры молодцы да красны девицы! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит в полон людей мирных. Встали мы - богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая – пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А за помощь вашу отплатим добром. Все предметы соберете и тотчас вы клад найдете!
Воспитатель: «Ребята, а кто такие богатыри?»
Дети: Богатыри - это воины, защитники земли русской
Воспитатель: «А готовы ли вы помочь богатырям освободить землю родную от врага?
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Перед тем как отправиться в поход богатыри одевали богатырские доспехи. И вот наше первое испытание…
Дидактическая игра «Богатырские доспехи и оружие».
Воспитатель: «Ребята, вы должны отгадать загадку и рассказать об отгадке».
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Щиты были разные: большие, которые полностью закрывали воина, и маленькие, защищающие только руку богатыря.
Оружие — это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.
Он и овощ, и оружие... (лук)
На лук натянутая тетива, и с лука летит по врагу … (стрела)
Воспитатель: «Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся в путь. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Давайте подойдём к камню и прочитаем.
Налево пойдешь - в плен попадешь,
Направо пойдешь - смерть найдешь,
А прямо пойдешь - силу богатырскую найдешь.
По какой дороге пойдем?»
Дети: «По дороге, которая идет прямо»
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.
Воспитатель:
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Богатырские пословицы
Нужно вспоминать
Из дощечек крепких
Мостик собирать!
Словесная игра «Доскажи словечко»
(За каждую пословицу получают по дощечке, из которых выкладывают мостик.).
Тот герой, кто за Родину… горой.
Береги землю родимую, как мать… любимую.
Чем крепче дружба, тем легче… служба.
Где смелость – там и …победа
Сам погибай, а товарища …выручай.
Жить - Родине …служить.
Если дружба велика, будет Родина …крепка.
Для Родины своей ни сил, ни жизни… не жалко.
Воспитатель:
Здесь преграда, здесь Кощей
Пугает взрослых и детей.
Его не будем мы бояться,
Мы физкультурой любим заниматься!
Воспитатель: «Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку».
Физминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Воспитатель: «Ребята нам предстоит последнее испытание. Соловей разбойник, раздул картину. Нам с вами нужно её собрать. (Дети выходят по очереди и собирают из кусочков картину «Три богатыря»)
Воспитатель: «Ребята и с этим испытанием мы с вами справились. Посмотрите на картину Скажите, пожалуйста, как она называется?»
Дети: «Картина «Богатыри».
Воспитатель: «Правильно. Кто автор картины?»
Дети: Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: «Посмотрите на картину. Кто изображен на ней?»
Дети: «Три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.»
Воспитатель: «Кто находится в центре картины?»
Дети: «Илья Муромец.»
Воспитатель: «Как вы догадались, что это Илья Муромец?»
Дети: «Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.»
Воспитатель: «Кто слева от Ильи Муромца?»
Дети: «Добрыня Никитич.»
Воспитатель: «Кто справа от Ильи Муромца?»
Дети: «Алёша Попович.»
Воспитатель: «Правильно, Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей. Врагов побеждает не силой, а хитростью, смекалкой, дерзостью. А вот Илья Муромец считается самым главных из русских богатырей. Он самый сильный, рассудительный, за ним всегда последнее слово, он идёт на самые трудные битвы. Куда смотрит каждый из богатырей?
Дети: «Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.»
Воспитатель: «Что охраняют богатыри?»
Дети: «Землю русскую, её границы, жителей этой земли.»
Воспитатель: «Вот и подошло наше приключение к концу»
Работа в ресурсном круге.
Воспитатель: «Ребята, какими должны быть богатыри?»
Дети: «Мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными, могучими, честными, непобедимыми».
Воспитатель: «Ребята, что вы сегодня узнали на занятии нового? Что показалось трудным? Что понравилось больше всего? Сегодня придя домой не забудьте поделиться с родителями о приключениях, которые произошли с вами на занятии. Вас ждёт маленький сюрприз - раскраски богатырей Русской Земли.
Пословицы о Родине.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своем доме и стены помогают.
Кто а Родину дерётся, тому сила двойная даётся .
На чужой стороне и весна не красна.
Жить — Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Родина – мать, умей за неё постоять.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.