Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Зимушка-Зима»
Программное содержание:
Обогащать словарь детей качественными прилагательными.
Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».
Развивать связную речь.
Познакомить с новым видом искусства «балет».
Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе.
Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Материал: Музыкальный центр, компьютер, снежинка, письмо, наглядный материал (картины зимних пейзажей). Набор для рисования: заготовка панно, клей, кисточки, манная крупа.
Ребята стоят в круге.
Этюд приветствия.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель: Ребята, правда, у нас сегодня чудесная погода. И время года замечательное (зима) и так хочется с другими поделиться хорошим настроением, сделаем друг дружке зимние комплименты, ведь так здорово делать друг другу комплименты, да еще такие необычные, зимние.
Коммуникативная игра «Комплименты».
Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.
Стук в дверь. Приносят письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте сядем на свои стульчики и его прочтем.
Ребята садятся за столы.
Чтение письма от «Зимушки – зимы»
Ребята, вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.
1 часть снежинки:
Игра «Назови, какая бывает зима»
(подбор прилагательных с помощью картинок – зимних пейзажей).
Ребята справились с заданием. Маша, помоги приклеить первую часть снежинки.(Приклеиваем часть снежинки на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.
«Какая зима бывает?» (холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная)
Воспитатель: «А зимой мороз какой бывает?» (сильный, злой, крепкий, трескучий)
Вы правы: зима бывает разная - и веселая и грустная. Первая часть снежинки вернулась на свое место, а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.
2 часть снежинки:
Игра «Назови месяцы зимы»
Картинки месяцев зимы.
Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).
Верно, сколько их всего? (три),
Первый месяц зимы какой? (декабрь),
Второй? (январь),
Третий? (февраль). Какие вы молодцы!
Даня, помоги, пожалуйста, приклеить, вторую часть снежинки.
Воспитатель: Ребята, А у нас есть 3-е задание. Снежинки придумала нам загадки о зиме, давайте их отгадаем.
3 часть снежинки:
Снежный
ворох во дворе.
Вот забава детворе!
В шапке сдвинутой на лоб
Снегопада ждет… (сугроб)
Его
кисти невидимки
Красят инеем картинки
На стекле букеты роз
Нам нарисовал … (Мороз)
Змейкой
вьется по земле
Воет жалобно в трубе
С ветром ей кружить не лень
Заметет следы … (Метель)
Тихо,
тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С
неба все скользят пушинки-
Серебристые (снежинки)
Все
бегут вперегонки,
Все хотят играть в.(снежки)
Словно
в белый пуховик,
Нарядился (снеговик)
На
снегу-то посмотри?-
С красной грудкой (снегири)
Какие вы умные ребята! Все загадки отгадали! Помоги, Сема повесить 3-ю часть снежинки.
4 часть снежинки:
«Зимние пословицы»
Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
(дети называют пословицы, 2-е из перечисленных дети разбирают вместе с педагогом). Костя, помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть снежинки.
Воспитатель: Ребята, верно: декабрь год кончает.
Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник был в декабре?! (Новый Год).
А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку).
Вспомним, как это было, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!
Физминутка «Мы повесим шарики»
Все стоят по кругу.
Мы повесим шарики - несколько мелких шагов (бег) вперед (руки плавно вверх)
и обратно (руки плавно вниз);
А потом фонарики - 4 пружинки на месте с поворотом вправо, влево (руками
показываем фонарики на уровне головы);
А потом еще дождинки - руками делаем перед собой вверх-вниз поочередно
(вешаем дождик);
Не забудем про снежинки - 1 раз кружимся вокруг себя (руки чуть в стороны –
снежинки);
Рыбки золоченые - руки перед собой ладошками вместе и вилять вперед,
как будто плывет рыбка;
Огоньки веселые - дети прыгают ноги врозь - вместе и руки в стороны - вниз,
(а взрослые делают волну руками по сторонам с пружинкой);
Разбросаем мишуру – 1 раз вокруг себя (руками как будто разбрасываем вокруг себя
что-то);
Продолжаем мы игру - 4 раза хлопаем
Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.
«Зима на палитре художников»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины русских художников о зиме. Расскажите мне, пожалуйста, как художники передают особенности зимы в своих картинах.
Ребята, как бы назвали эту картину?
Прочитайте, кто автор этой картины? (дети читают автора).
А называется она… (дать название).
Скажите, чем похожи все картины? (отвечают).
Чем отличаются? (отвечают).
Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили).
Глаза – что мы сегодня видели?
Ушки – что мы сегодня слышали?
Язычок – о чем мы сегодня говорили?
Руки – что мы сегодня своими руками делали?
А что мы делали своими руками? (ничего).
Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).
Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Черный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.
Но для начала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Зимняя прогулка
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаем
пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём"
по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим"
комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие
движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём
указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки
на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем
ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения
воображаемой ложкой, руки под щёки)
Рисование детьми картин зимы.
Я хочу вам предложить такой вариант: нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку, макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой.
А что может быть зимой? (Дети отвечают).
А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея, и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку.
Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).
Пора приступать к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках. (А. Вивальди «Зима») (Дети рисуют).
Рефлексия. Что мы сегодня рисовали? Что наши руки сделали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.