Конспект НОД в группе среднего дошкольного возраста
«Хоровод матрешек»
Цели: учить рисовать кончиком кисти линии, разные по толщине, развивать умение работать красками, различать предметы по величине, воспитывать эстетический вкус, самостоятельно выбирать цвет для рисунка.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей умение изображать цветы
Формировать умение составлять узор, заполняя картинку по краям и середине.
Развивающие:
Расширить знания детей о матрёшках, познакомить детей с матрешкой как с народной игрушкой;
Развивать изобразительное творчество детей; развивать умение анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей; создать радостное настроение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус;
Воспитывать навыки совместной работы в коллективе.
Интеграция разных видов деятельности: Знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства. Рассматривание, сравнение обследование матрешек. Чтение художественного слова о матрешках.
Материалы, инструменты, оборудование: Заготовки силуэтов матрешек с нарисованными лицами, гуашевые краски, ватные палочки, баночки с водой, влажные салфетки.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. - Посмотрите, какая я сегодня нарядная – это не просто так. Я сегодня принесла для вас сюрприз, а какой вы скажите сами, если прослушаете стихотворение (Г. Лагздынь).
Слушайте внимательно:
1. На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки-
Деревянные игрушки? (Матрешки)
- Посмотрите, какие они красавицы!
- Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами. Матрёшка является одним из символов нашей страны.
- А как называется наша страна (Россия). Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а также люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России.
- Давайте, ребята, посмотрим на экран и узнаем немного о матрешках. (просмотр презентации)
- Около ста лет назад в Россию из далекой страны Японии купцы привезли маленькую игрушку-куклу. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты они были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково- матрешками.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева и расписывать.
— Вот так ребята родилась матрешка.
Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.
- Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская матрешка, Загорская матрешка и Полхов- Майданская матрешка.
Названия матрешек зависят от того места, где их расписывали.
- Правда, ребятки, веселые и нарядные матрешки?
- А, давайте, мы нарядим матрешку? (дидактическая игра наряди матрешку)
-Какие вы молодцы, нарядная у нас получилась матрешка.
А теперь, давайте мы с вами тоже превратимся в матрешек. Выходите на поляну, становитесь в хоровод
Танец «Веселые матрешки». (по под музыку «Мы весёлые матрешки»)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (стучат ножкой, показывают сапожки)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
У-ух (кружатся)
Завязали мы платочки (завязывают)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирают щечки)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
У-ух (кружатся)
В сарафанах наших пестрых (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
У-ух (кружатся)
- Ну, матрешки молодцы, пришло время ребятки снова превратиться из матрешек обратно в мальчиков и девочек и проходите за столы.
- А давайте рассмотрим матрешек, которых я вам принесла.
- Что у нее на голове? (Платочек)
- Во что она одета? (Сарафан)
Ребята, скажите, а матрёшки все одинаковые? Или нет?
Чем они отличаются? (узорами, рисунками на сарафанах) на матрёшке – цветы, листья, завитки, ягоды.
- Понравились они вам? Какие они все веселые, красивые, нарядные.
- Ой, ребятки, посмотрите, а здесь есть еще матрешки, но почему-то они грустные… (показываю черно-белые изображения матрешек)
- Как вы думаете – почему? (Ответы детей)
- Чем мы можем помочь? (Разукрасить)
- Да, правильно мы с вами поможем нашим грустным матрешкам стать веселыми, раскрасим их.
- Посмотрите, ребята у нас есть карандаши, краски, кисти и ватные палочки. Они будут сегодня нашими помощниками.
- А теперь, давайте, мы с вами превратимся в мастеров и сами украсим наших матрешек?
Воспитатель: Возьмите карандаш синего цвета (нарисуем круглые глазки, чёрного цвета нарисуем реснички и бровки, красного цвета (нарисуем губки и щёчки)
Наша матрёшечка веселая, озорная, надо ей платочек нарядный одеть. Раскрасьте платочек любым цветом, не заходя за линию. (Возьмите кисточку правильно - клювиком, намочите кисточку, лишнюю воду стряхните о край баночки, возьмите кисточкой краску, которая вам больше всего нравится. Раскрасьте платочек)
Пляшет весёлая матрёшка в ярком платочке, да без сарафана. Надо сарафан расписать. Внизу украсим сарафан полосками яркими. Красной краской нарисуем прямые полоски слева направо, синей краской проведем волнистую линию (начинаем рисовать прямую полосу, ведём кисточку вверх и опускаем вниз, вверх и вниз, с помощью ватных палочек украсим горошинками большими и маленькими. По центру сарафана нарисуем цветок большой, желтой краской нарисуем круглую серединку, а вокруг лепесточки, прикладываем кисточку и отпускаем. И по всему сарафану разбросаем круглые ягодки.
-Теперь, когда все закончили работу, даже в группе стало светлее, и как будто наша группа превратилась в большую мастерскую, а мы стали настоящими художниками-мастерами.
Рефлексия:
-Понравилось ли вам украшать матрешек?
-Какие чувства вы испытывали, пока их украшали?
- Какие получились? (Грустная или веселая)
- Вам понравилось превращаться в мастеров?
- Теперь ваши матрешки улыбаются вам?
Ребята, посмотрите какие красивые стали наши матрёшки! У нас получился целый хоровод из матрешек.
Организация выставки работ (матрёшек детей) в виде хоровода
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.