Дифференциация Ш и С в слогах, словах
Ход и содержание урока
Оргмомент
Добрый день, дорогие ребята, давайте, поздороваемся и поприветствуем друг друга. Очень рада вас видеть.
Сегодня на наше занятие пришли гости, поздороваемся с ними и подарим им самую добрую улыбку!
Ребята, сегодня такой замечательный солнечный день! Давайте сделаем 3 вдоха через нос и вдохнем всю красоту и доброту этого дня, а выдохнем все обиды, неприятности и огорчения. Для контроля положим правую руку на живот. На вдохе живот надуваем, на выдохе животик у нас уменьшается. Приготовились? Начали!
Итак, делаем вдох и медленно выдох. Молодцы! Садитесь ребята на свои места, ножки вместе, спинки прямые.
1. Определение темы и целей занятия, а вот какие звуки мы будем особенно правильно проговаривать и обозначать буквами, вы сейчас мне скажете сами.
Ребята а вы любите мультфильмы?
А какие?
А сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма. А вы узнаете их? Ребята, да это же Смешарики.
Какой первый звук в именах Степанида и Совунья вы слышите?( Звук С)
А теперь, какой последний звук в именах Бараш, Крош, Лосяш, вы слышите(Звук Ш)
Итак ребята , кто догадался о каких звуках мы будем сегодня говорить?(Ш и С )
Молодцы ребята!
А как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься?
А какая цель нашего занятия будет?
Да совершенно верно! Мы будем с вами различать звуки Ш и С.
По другому эта тема называется дифференциация .
- И наше занятие мы сегодня проведем в форме логопедического биатлона. А вы знаете, что такое биатлон?
Биатлон это зимний вид спорта, где соединены 2 дисциплины: лыжный спорт и стрельба из винтовки. Это вид спорта где развивается и тело и ум.
- Что важно в настоящем биатлоне делать хорошо, чтобы добиться отличных результатов? (быстро бегать и метко стрелять)
А в логопедическом биатлоне нужно? Четко и верно проговаривать звуки и правильно обозначать их буквами.
Вы знаете, сколько мишеней поражают биатлонисты на одном огневом рубеже (5)
Нам тоже нужно поразить 5 мишеней. Только в логопедическом биатлоне их закрывают не все сразу, а по одной на каждом этапе. Мы будем закрашивать мишени зеленым цветом ,если при выполнении задания вам было легко и все понятно, желтым если надо еще потренироваться в выполнения задания и красным- если очень трудное и непонятное задание.
( У каждого индивидуальные мишени на столе. )
Наши герои приготовили для вас разные задания.
1. Задание от Степаниды: «Чтобы ваша речь звучала красиво, что нужно делать каждый день? Как вы думаете? Нужно выполнять артикуляционную гимнастику и перед соревнованием необходимо размяться
Размяли ручки, самомассаж щек, ушей, глазодвигательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика : «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка». «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели»
Хорошо размялись, можно сделать пробный выстрел. Закрасьте 1 мишень зелёным цветом, если вам было понятно и легко отгадывать загадки и определять место звуков в словах. Жёлтым – если было не всё легко и понятно, нужна небольшая помощь. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи
Ребята мы отлично размялись и готовы приступить ко второму заданию от Совуньи.
2 задание : «Ребята определите какой первый звук в моем имени вы слышите, дайте ему характеристику»
Какой первый звук вы слышите в имени Совунья? (Звук С)
Когда мы произносим звук ССС что происходит с губами. Смотрим внимательно на наши губы? (Они растянуты)
Замечательно, дальше смотрим, язычок у нас как как горочка вниз. Произносим С-С-С. А теперь поставили ладошку и подули на него. Воздушная струя какая у нас? (холодная)
Мы с вами повторили, как произносится звук С. А теперь дадим характеристику звука С
Звук С- гласный или согласный ?( согласный)
Звонкий или глухой? Как проверить ?
Положим пальчики на горлышко. Проверяем .
Итак , мы выполнили задание от Совуньи? Какая характеристика звука? Кто сможет ответить?
Молодцы , ребята , мы выполнили 2 задание и сможем закрасить 2 мишень.
Отправляемся на 3 огневой рубеж.
3 задание от Кроша «Ребята, какой последний звук в моем имени вы слышите, дайте ему характеристику»
Давайте ребята выполнять это задание. Какой последний звук мы слышим в имени Крош?(Ш)
Переходим с вами к звуку ш, произносим звук ШШШ ш, смотрим внимательно в зеркало, губы похожи на окошечко. Давайте разбираться дальше. Язычок находится наверху, как чашечка, Еще раз произносим , ш-ш-ш, а теперь ладошку подставили , произнесли ш-ш-ш какая воздушная струя идет?( теплая)
Итак Когда произносим звук ш Губы как окошечко, язычок в форме чашечки наверху и струйка воздуха у нас теплая.
Мы с вами повторили, как звук Ш произносятся. А теперь дадим характеристику звука Ш
А звук Ш гласный или согласный ? (согласный )
Звонкий или глухой?
Положим пальчики на горлышко. Проверяем есть голосок?
Если нет голоска, значит звук тоже глухой.
Молодцы , ребята , мы и 3 задание отлично выполнили и сможем закрасить 3 мишень.
Переходим на 4 огневой рубеж
Фонетическая разминка 4 задание от Лосяша: «Произнесите правильно слоги и рифмовки. Вам понадобятся ваши ладошки»
Если мы услышим звук с- то ладошки вниз, хлопаем по столу, если услышим звук ш- руки на уровне груди , хлопаем в ладоши
Слушайте внимательно. Са-са-ша
Ша-ша-са
Са-ша-са
Ша-са-ша
Произнесите рифмовки: Саша-Саша- сушки
Саша-Саша –кошки
Даша-Саша сушки
Саша-Даша –хохотушки
Молодцы ребята, у вас все отлично и замечательно получилось.
Закрываем следующую мишень -Зелёным цветом, если вам было понятно и легко находить нужные картинки и определять место звука в словах. Жёлтым – если были небольшие затруднения, надо ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи
Переходим на 5 огневой рубеж
Задание от Бараша: «Ребята произнесите веселые языколомки, показывая левой рукой указательным пальчиком на картинку и называя ее и указательным пальчиком правой руки при этом называя картинку»
Кошка с усами
Ослик с ушами
Показывайте на картинки пальчиком левой и правой руки и проговариваете их красиво и правильно. Будьте внимательны.
Молодцы ребята, вы замечательно работали и с таким трудным заданием вы тоже удачно справились.
Закрашиваем 5 мишень
Подведение итогов занятия.
Ребята, Смешарики спрашивают у вас правильно ли они произносят слова:
Коска(кошка), сорты(шорты), Капуста(). Сыска(шишка)
А как правильно называть эти слова ?
Молодцы ребята!
- Покажите свои мишени. Очень рада, что все мишени у вас закрыты.
- Какие звуки мы отрабатывали на занятие? Какими буквами они обозначаются на письме?
- Понравился вам логопедический биатлон? Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?
- А теперь, как в конце любого соревнования, приглашаю всех на награждение. (Вручаются медали всем участникам занятия
- Молодцы! Надо обязательно заниматься спортом или просто активно проводить своё свободное время с друзьями и родными. Не забывать тренировать язычок, правильно и четко произносить звуки, а так же верно обозначать их на письме буквами. До встречи на следующих соревнованиях.
- До свидания! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.