Выступление учителя-логопеда на родительском собрании
Оценка 5

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Оценка 5
Особые потребности +2
docx
дефектология
1 кл—4 кл
22.04.2019
Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании
Выступление учителя -логопеда на родительском собрании с докладом на тему: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике". В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и -педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии обеспечивают благоприятную психологическую и педагогическую обстановку, способствует повышению эффективности коррекционно- образовательного процесса.
выступление на родительском собрании.docx
Усть­Баргузинская СОШ имени Шелковникова К.М. Доклад на тему:  «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»                               учитель­логопед Ялаудинова Ю.А. Выполнила: Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике Здоровым может считаться человек который  отличается гармоничным развитием и хорошо  адаптирован к окружающей его физической и  социальной среде. Здоровье не означает просто  отсутствие болезней: это нечто положитель – ное, это жизнерадостное и охотное выполнение  обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.Г. Сигерист. Состояние   здоровья   российских   школьников   вызывает   серьезную   тревогу специалистов.  Менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, "ПРАКТИЧЕСКИ" здоровы ­ такие внушающие опасения цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины, состоявшемся в Москве в июне 2011 года. К концу обучения показатели сокращается почти в 10 раз ­ здоровых выпускников в России лишь 2,5%. По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число   здоровых   детей   значительно   снижается.К   15­17   годам до   70%   школьников страдают   хроническими   заболеваниями."Свыше   30%   детей   имеют   отклонения   в физическом развитии, ­ отмечает главный педиатр РФ академик РАМН Александр Баранов. За последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция.   Подростки   стали   менее   сильными,   лишь   половина   17­летних   мальчиков   и девочек способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки". Согласно статистике, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет   увеличилась   на   34%,   детей   в   возрасте   15­17   лет   ­   на   65%. Хронические патологии нарушения здоровья обнаружены у 30% школьников средних и старших классов. Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья  детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6­7  лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Сохраняются  высокие уровни элементарно­зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни  желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение  показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют  сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит  выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают  ожирением. В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к  решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для  укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к  здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к  своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая  выпускников, остаются на крайне низком уровне. По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо  трудностей социально­экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести: ­ снижение их физической активности; ­ стрессовую педагогическую тактику; ­ чрезмерную интенсивность образовательного процесса; ­ несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным  возможностям школьников; ­ преждевременное начало дошкольного систематического обучения; ­ несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; ­ функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья; ­ массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; ­ частичное разрушение служб школьного врачебного контроля; ­ провалы в существующей системе физического воспитания; ­ ухудшение качества питания; ­ экология.                                                                 Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие     отказа от движений. Авиценна «Речь – царица всех наук» Еврипид Ежегодно всесторонне обследуя развитие первоклассников, следует отметить, что у  большинства из них наиболее часто встречаются следующие нарушения:        несформированность звуковой стороны речи; незаконченность формирования фонематического восприятия; бедность словарного запаса; нарушения в грамматическом оформлении речи; ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога; неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от  несущественных; низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять  существенный признак предметов и явлений;  слабое словесно­логическое мышление, неумение устанавливать логические связи  между понятиями. По данным логопедического обследования в среднем 16% первоклассников имеют  нарушения устной речи от простых форм дислалии до общего недоразвития речи. Здоровьесберегающие технологии на коррекционно­логопедических занятиях         Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей  действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя, связного высказывания – это цель логопедической работы.          Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и  личности детей в целом.         Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению  нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и  формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем  мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.    В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая  значимость сохранения здоровья детей.    В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип  коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно:  коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.         Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:    развитие сенсорных и моторных функций; развитие интеллектуальных функций; развитие эмоционально­волевой сферы;  формирование черт гармонично развитой личности.         Здоровьесберегающие технологии, обеспечивают  благоприятную психологическую и  педагогическую обстановку, способствуют повышению эффективности коррекционно­ образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда стало  перспективным средством коррекционно­развивающей работы с детьми, имеющими  нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств  коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и  общего оздоровления детей школьного возраста. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия  интереснее и разнообразнее.   Задачи коррекционно­развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий. повышение умственной и физической работоспособности; охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;  стимулирование речевых зон коры головного мозга;     формирование орального праксиса;  совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно­пространственного  гнозиса; повышение резервов дыхательной системы; профилактика нарушения зрения;  создание благоприятного эмоционального фона. При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и  строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в школе:  доступности (использование здоровьесберегающих технологий в  соответствии с возрастом детей);  систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);  оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);  последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);  комплексного воздействия на все анализаторы;  совместного – педагогического воздействия (учителя­логопеда, учителей  начальных классов, психолога, родителей).  Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на  следующие виды:  Дыхательная гимнастика.   Большие возможности в здоровьесбережении детей  предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в  логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем  более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики  проводятся ежедневно в течение 5 ­10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их  можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и  глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и  ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная  деятельность всех органов и систем организма.  Чудо­нос После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель  читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо – Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание. Раз, два, три, четыре – Снова дышим: Глубже, шире. Ворона И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох ­ разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и  произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. Бегемотик И.п.: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох  производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и  сопровождаться словами: Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Часики  И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик­так». Повторить до 10 раз. Артикуляционная гимнастика ­ является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение  помогает:     улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;   уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. «Заборчик» ­ губы улыбаются, зубы сжаты и обнажены (оскал). 1. 2. «Блинчик»  ­ рот открыт, широкий язык  (мягкий, расслабленный) лежит на  нижней губе и не дрожит. Удерживать его до 5 секунд (довести до  10­15 секунд). «Язычок спит» ­ рот открыт, губы улыбаются, зубы обнажены. Мягкий язык  «Иголочка» ­ рот открыт. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, сделать его «Чашечка» ­ рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх, загнуть бока «Часики» ­ рот открыт. Кончик языка тянуть: «Качели» ­ рот открыт, губы улыбаются, зубы обнажены:  узкий язычок тянем то к носу, то к подбородку; узкий язычок тянем то к верхним зубкам, то к нижним; узкий язычок тянем то за верхние зубки, то за нижние. Чтобы язык не дрожал, «накажи» его: пошлёпай верхней губой пя­пя­пя и открой  рот. 3. спокойно лежит за нижними зубами. Кончик языка слегка касается нижних дёсен  (или нижних зубов). Спинка языка опущена, не дрожит. На спинке языка – ямочка. 4. узким, держать в воздухе, на губу не класть. Удерживать от 5 до 10 секунд. 5. языка вверх, подтянуться к верхним зубкам, но не касаться их. Так удерживать от  5до15секунд. 6.                   ­ то к правому уху, то к левому;                ­ то к правому уголку губ, то к левому.  По губе язык не возить. 7. ­ ­ ­ Повторить упражнение с широким язычком. 8. губу. Облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа опущена, нижние зубы  обнажены. Подбородок не двигается. 9. зубов от дёсен к кончикам. Чистим нижние зубы. Чистим верхние зубы. 10. захватывает «молочко» и втягивает его в рот. Подбородок не двигается. 11. вперёд­назад. 12. сторон. Кончик языка оттянут от передних зубов. 13. ­ ­ 14. щёлкать по альвеолам в медленном темпе. Подбородок не двигается.  «Маляр» ­ рот открыт. «Иголочкой» водить по нёбу вперёд­назад; «Блинчиком» водить по нёбу вперёд­назад. «Лошадка» ­ рот открыт, губы улыбаются. Широким кончиком языка  «Почисти зубки» ­ широким языком проводим по внутренней поверхности   «Кот лакает молоко» ­ рот открыт, зубы обнажены. Широкий язычок   «Расчёска» ­ боковыми краями «блинчика» проводить по боковым зубам   «Зубастики» ­ боковыми зубами кусать бока языка одновременно с двух  «Вкусное варенье» ­ рот открыт. Широкий язык положить на верхнюю Пальчиковая гимнастика.  Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем  ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со  стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения  работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и  упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в  соответствии с лексической темой. 1. «Кольца».  Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко.  Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих  руках.  Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать. 2. «Кулак­ребро­ладонь». Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно. 3. «Крестики­нолики».  Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки  указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения. 4. «Зеркальное рисование». Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально­симметричные  фигуры, буквы. Логопедический массаж. Логопедический массаж ­ активный метод  механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных  сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж  представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации  произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми  нарушениями.  Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых  диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые  формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в  коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса  мышц. Логопедический массаж ­ часть комплексной психолого­педагогической работы,  направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах  коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах.  Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического  воздействия. Виды массажа используемые на занятиях:  массаж кистей рук,(с различными предметами и без предметов)  самомассаж лица, мочек ушей. Массаж «Ладошки» Слова Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая. Правой, правою ладошкой Мы пошлёпаем немножко. Действия Хлопки в ладоши А теперь ладошкой левой Ты хлопки погромче делай! А потом, потом, потом, Даже щёки мы побьём. Вверх ладошки – хлоп, хлоп. По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай. Можешь хлопнуть за спиной, По спине, По груди. Справа – можем, слева – можем! И крест – накрест руки сложим. И погладим мы себя, Вот какая красота. Слова Шарик наш не отдыхает, По ладошке он гуляет Вперёд ­ назад его качу,             Вправо­ влево я верчу Массаж лица Слова Тёплый ветер гладит лица, Лес шумит густой листвой. Дуб нам хочет поклониться, Клён кивает головой. А кудрявая берёзка Провожает всех ребят. До свиданья лес зелёный, Мы заходим в светлый класс. Шлепки по левой руке от плеча к кисти.  Тоже по правой. Хлопки по щекам. Хлопки над головой. По коленям. По плечам По бокам. Хлопаем перед собой. По спине, Поколачивание ладонями по груди слева, справа. Поглаживание по рукам, груди,  бокам и ногам. Действия катание шарика по ладошке в    разном направлении Действия Провести пальцами от бровей до  подбородка и  обратно 4 раза От точки между бровями большим пальцем  массировать лоб до основания волос и  обратно 4 раза  Массаж висковых впадин указательными  пальцами круговыми движениями. Поглаживание лица  Для  сохранения и укрепления психического  здоровья, на занятиях необходимо  использовать следующие оздоровительные приемы: для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во  время занятий проводится мышечная релаксация.  Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Слова Вверх и вниз, вверх и вниз это мама не каприз! Вправо­влево, вправо­влево посмотри, как королева. Действия движение головой вверх и вниз повороты головы направо и налево наклоны головы к плечам вращение головой пожимание плечами вращение плечами вперед и назад      плечи вперед и плечи назад Покивать по сторонам нужно нам, нужно нам. Головою покрутить не забыть, не забыть. И Незнайками побыть плечи вверх и опустить. И плечами повращать нужно плечики размять. Вперед­назад, вперед­назад и все дела пойдут на лад. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и  внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Слова У меня спина прямая, Я наклонов не боюсь: Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь. Три.четыре, раз. два. Я хожу с осанкой гордой. Прямо голову держу, Никуда я не спешу. Раз.два. три. четыре, Три.четыре, раз, два. Я могу и поклониться. И присесть, и наклониться, Повернись туда ­ сюда! Ох, прямешенька спина! Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.) Три, четыре, раз, два. Действия  (Ходьба на месте, руки за спину.) (Наклон вперед.)  (Наклон назад, выпрямиться (Повороты туловища.) (Наклон вперед и выпрямиться.) (Повороты туловища.) (Наклон вперед и выпрямиться.) (Ходьба на месте, руки за спину.) (Повороты туловища.) (Ходьба на месте, руки за спину.) (Поклон и выпрямиться.) (Присед, наклон вперед.) (Повороты туловища направо ­налево.)  (Наклон вперед и выпрямиться.) Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.) Три, четыре, раз, два. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для  поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.  Не обходится и без пропаганды и продвижения здорового образа жизни в сознании  воспитателей и родителей. В работе с педагогами  и родителями необходимо проводить   семинары практикумы, открытые логопедические занятия, мастер классы по внедрению  здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Здоровый образ жизни  ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен обязательно  находить поддержку дома. Внедрение в логопедическую практику в школе здоровьесберегающих технологий,  позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысить эффективность обучения и коррекции, активизируется познавательный интерес к занятиям, повышается  речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так  и физического здоровья наших детей. Литература Белякова Л.И.,Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания». –   М., «Книголюб» 2005 Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». –  М., «ВАКО»  2004 Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников». –  М.,Творческий центр  «Сфера» 2002 Цвынтарный В.В «Играем пальчиками и развиваем речь». – Спб., «Лань» 1997 Список литературы 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно­воспитательного  процесса» 1982г. – 480 с. 2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1­4 классы.  М.: «ВАКО», 2004, 296 с. ­ (Педагогика. Психология. Управление). 3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. ­ Ростов н/Д.: Феникс, 2005. ­ 474 с. 4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:  Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.  Менчинская. — М. :Вентана­Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская). 5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,  рекомендации/ авт.­сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. 6. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС,  2006.  С. 147 7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии всовременной  школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. 8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону:  Феникс, 2007. – 285 с. 9. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном  процессе». М., Просвещение. – 220 с. 10. Щетинин Михаил Николаевич«Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. для  детей»К.Издательство: АСТ, 2015 г. 11. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/504557/http://www.shkolnymir.info/. О. А.  Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. 12. По материалам 7sky.eu от 29.06.2012.

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

Выступление учителя-логопеда на  родительском собрании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019