Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя школа № 3 имени А. С. Пушкина»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Авторская подборка стихов
для логопедических занятий
по развитию оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза
Учитель – логопед: Ахатова Наталья Александровна
(стаж работы учителем-логопедом 28 лет)
2019 г.
Введение
Все буквы нашего алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов. Эти одинаковые элементы, по – разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, образуют различные буквенные знаки, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв. И нужно обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать эти буквы.
Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство
Предложенные на Ваш суд стихи были написаны учителем – логопедом Ахатовой Натальей Александровной, которые в дальнейшем помогали на занятиях по дифференциации букв рукописного шрифта, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Дифференциация букв О – А
1.
Надо с буквами дружить,
И внимательными быть!
«О» - похожа на овал,
Чтобы ты не забывал!
Добавляем мы крючок,
Получаем «А», дружок!
2.
Это «А», а это «О»,
Нужно знать их хорошо.
Ты смотри, запоминай,
Как писать – не забывай.
3.
Посмотри на букву «О»,
Буква, словно колесо.
К ней крючок мы добавляем,
Букву «А» мы получаем.
3.
- Ох! – вздыхает буква «О»,
Я кругла, как колесо.
- Ах! – грустила буква «А»,
Что же так я широка?
Снова «О» вздыхает:
- Ой! «А» не путайте со мной!
4.
Раз – два-три-четыре-пять,
Начинаем мы играть.
Поменяем «О» на «А»,
Будут новые слова:
ДОчка – дАчка, тОчка – тАчка –
Вот такая, друг, задачка!
Дифференциация букв И– У
1.
Это «У», а это «И»,
В чём отличие – объясни!
Вот крючок с петелькой вниз,
Это «У» - не ошибись!
Будем вместе повторять,
Чтобы правильно писать:
Раз – крючок, два – петелька вниз,
Ты пиши, не торопись.
2.
Букву «И» писать не сложно,
Два крючка запомнить можно:
Раз – считаем, два – считаем,
Букву «И» мы получаем!
Дифференциация букв Б – Д
1.
Буква «Б» кричит прохожим:
- Я на белочку похожа!
Хвостик вверх, ты так и знай,
В букве «Б» - не забывай!
2.
Посмотрите – ка, ребята,
«Д» похожа так на дятла!
Хвост у дятла смотрит вниз,
Как у «Д»! Ты присмотрись!
Дифференциация букв П – Т
1.
«П» и «Т» похожи тоже.
Путать их, конечно, можем.
Только ты не торопись,
К ним получше присмотрись!
2.
Палка, галка это «П».
Ну, а что такое «Т»?
Нам попробуй объяснить,
Как их можно различить?
3.
На деревьях будут почки,
В предложениях ставят точки.
«П» и «Т» хоть и похожи,
Различать их всё же сможем!
Дифференциация букв И – Ш
1.
Знают все, что буква «ША»
Очень даже хороша!
Три крючка в ней посмотри,
Ты считай их, не спеши!
2.
А сейчас мы пишем «И»
И считаем в ней крючки.
В букве «И» их только 2,
Помни это, детвора!
Различаем «И» и «ША»,
Пишем буквы не спеша!
Тематические физпаузы
Дети, обучающиеся в 1 классе, нередко затрудняются в определении своей правой и левой руки, ноги и т.д.
Предложенные стихи учитель - логопед может использовать как один из элементов занятия (физпауза, оргмомент, задание на посадку).
1.
Левая! (рука вверх)
Правая! (рука вверх)
А в центре голова. (руки на голове)
Умная! Хорошая! (поглаживают себя по голове)
Не подведи меня! (грозят пальчиком)
Слева – моё сердце, (прикладывают руки к груди слева)
А ещё – душа! (руки в стороны, душа широкая)
Друг ты мой хороший, (поворачиваются друг к другу)
Сядем не спеша. (садятся на место)
2.
Спинки наши выпрямляем, (следим за посадкой)
Подбородок приподняли (слегка приподняли)
Глазки мы не опускаем. (смотрят на учителя)
Все готовы, детвора? (покивали головой)
Начинать урок пора. (руки положили на парту)
3.
Машем левой, (машут левой рукой)
Машем правой. (машут правой рукой)
Молодцы, ребята, браво! (хлопают в ладоши)
Смотрим влево, (поворачивают голову влево)
Смотрим вправо, (поворачивают голову вправо)
Умнички мои вы, браво!!! (хлопают в ладоши)
4.
Чтобы глазки не уснули,
Дружно ими все моргнули! (поморгали несколько раз)
Подмигнул нам левый глазик,
Правый тоже, как проказник.
Можем глазками «писАть»
И восьмёрку «рисовать». (рисуют 8)
Раз, два, три, четыре, пять –
Глазки будут «рисовать».
Можно дальше продолжать:
Рисовать, считать, писать!
5.
А сейчас мы отдохнём.
Все тихонечко встаём. (встают из – за парт)
Мы на бёдра ставим руки, (руки на поясе)
Выполняем всё без скуки.
Вправо головой вращаем,( головой не спеша, плавно - справа налево)
Влево тоже продолжаем.
Развернулись влево, вправо, (корпус – влево, потом вправо)
Что сказать вам? Просто браво!
Сели дружно на места,
Продолжать урок пора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.