Статья Здоровьесберегающие технологии и методы в работе педагога-психолога
Оценка 5
Лекции +1
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
26.02.2019
Данная статья описывает распространенные технологии и методы работы с детьми, имеющими различные отклонения в интеллектуальном развитии, а также с детьми с дефектами эмоционально-волевой сферы. Данные методики и технологии используются мной на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ и являются эффективными.
Володина С.Л. МБОУ СОШ 17 г. Мичуринск.docx
Володина Светлана Леонидовна, педагогпсихолог МБОУ СОШ №17 «Юнармеец»
г. Мичуринска
Статья
Здоровьесберегающие технологии и методы в работе педагогапсихолога
Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. Основой
такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье
в целом.
Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в
одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя поразному. На некоторых людей
жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же
проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов,
духовному
совершенствованию. Ребенок же беспомощен в таких ситуациях. Только взрослые способны
дать ему защиту, создать условия для его полноценного развития. Через нас, взрослых и
семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный
взрослый мир.
В нашем современном мире, как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее
ухудшение здоровья детей.
Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают
значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в
школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми,
дети испытывают серьезные психические нагрузки. Ученики страдают и теряют здоровье не от
самих занятий, а от способа их организации. У некоторых школьников проявляется
негативное отношение к школе и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети
склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие
реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.
Деятельность педагога – психолога связана с преодолением повышенной
невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и
саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и
родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе психолога – важный и
необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического
здоровья.
Приёмы здоровьесберегающих технологий в работе педагога–психолога с учащимися
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального
напряжения, регулированию мышечного напряжения, развитиюкинестетической и тактильной
чувствительности, пространственных восприятий и представлений,
используется для
коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Песочная терапия
Стабилизирует эмоциональное состояние, способствует развитию познавательных
процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуетпредметно
игровая деятельность, развивает коммуникативные навыки у детей.
Все игры по песочной терапии делятся на три направления: обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит,
что он чувствует, тем самым развивает речь.
познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего
мира.
проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний,
снятия тревожности, повышению самооценки, применяется для снятия агрессивных
проявлений.
Можно использовать следующие методические приемы:
рассказывание сказки с позиции сказочного персонажа;
групповое рассказывание сказки;
отгадывание сюжета или персонажей;
превращение в сказку любой жизненной истории;
сочинение сказки экспромтом;
постановка (разыгрывание) сказки;
сказочная имиджтерапия;
сказочное рисование;
изготовление кукол;
песочная терапия.
Арт терапия
Применение ИЗО терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить
положительные результаты:
создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование социально приемлемыми
формами — у детей с агрессивными проявлениями ;
оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;
развитие произвольности и способности к саморегуляции;
уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного
ребенком.
Виды упражнений в арт терапии
Цель этих занятий, научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать,
фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Музыкатерапия
Музыка регулирует психоэмоционального состояния детей:
уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
уменьшает раздражительность, разочарование;
снимает напряженность в отношениях с другими людьми;
улучшает самочувствие, активность, настроение;
уменьшает злобность, агрессию.
Эффективность применения вышеперечисленных технологий зависит от реализации ряда
принципов, которые должны определять характер взаимоотношений педагога и детей:
принцип партнерского общения;
принцип гуманного отношения к детям;
1. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр
Список использованной литературы
“Академия”, 2009. – 400 с.
2.
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической
коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.
3. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.
4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. –
Москва, 2006.
5. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003
Статья Здоровьесберегающие технологии и методы в работе педагога-психолога
Статья Здоровьесберегающие технологии и методы в работе педагога-психолога
Статья Здоровьесберегающие технологии и методы в работе педагога-психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.