Урок изучения новой темы по математике в 5 классе по УМК Мерзляк , в классе 9 учащихся . Урок построен для разноуровневой подготовки в классе. Проведен как открытый урок в рамках фестиваля педпгогический идей с использованием презентации для обучающихся школы
Урок в 5 классе по теме: «Случайные события»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
изучить, обобщить и систематизировать понятия: «Достоверные события»,
«Невозможные события», «Случайные события»;
развивать воображение, внимание, логическое мышление, а также культуру речи через
математически грамотные высказывания;
способствовать воспитанию таких качеств личности, как взаимопомощь, ответственность,
трудолюбие, честность, дружба.
Этапы урока:
1 Организационный момент (1 мин).
2 Подведение к теме урока, постановка цели, задач с учащимися(3 мин).
3 Объяснение нового материала(6 мин).
4 Закрепление пройденного материала (13 мин).
5 Физкультминутка (1 мин)
6 Самостоятельная работа с взамопроверкой (10 мин)
7 Домашнее задание (1 мин)
8 Итог урока (2 мин)
9 Оценки за урок(1мин)
Ход урока:
1 Организационный момент урока
Проверка готовности к уроку учащихся и кабинета.
2 Подведение к теме урока, постановка цели, задач с учащимися.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и
рядом в уголке тетрадей изобразите смайлик вашего настроения. Сегодня у нас с вами
необычный урок, потому что он проходит на математической недели. И эпиграфом урока
я взял восточную поговорку и записал на доске
«Случай всегда приходит на помощь тому, кто борется до победы».
Сможете объяснить значение этих слов? Верно, случайность является закономерностью
кропотливого труда. Скажите, а смогли бы вы участвовать на олимпийских играх? Говорите, нет, а
почему?(Версии ответов: Вы не тренируетесь, вам мало лет) А если вы начнёте тренироваться,
какова вероятность принять участие в х олимпиаде?(Версии ответов: невозможно, мало вероятно)
А какова вероятность например нашей команды победить в эстафете по биатлону?(Версии ответов:
невозможно, возможно, случайно)Выписываю ответы на доске. А как вы думаете, а какая сегодня
тема я вам уже на доске подсказку написал. Верно, давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего
урока «Случайные события». И мы с вами должны разобраться с таким понятием как случайное
событие.
3. Объяснение нового материала
А что такое вероятность? В толковом словаре русского языка Ожегова
написано:«Вероятность – возможность исполнения, осуществимости чегонибудь».
Определение: Случайным событием называется событие, которое в одних и тех же
условиях может произойти, а может и не произойти.
Понятие «случайное событие»
Житейское понимание. Понятие в теории вероятностей
Понятие «случайное событие» в теории вероятностейв отличие от житейского понятия связано с наличием определенных условий, без которых
об этом событии вообще нет смысла говорить. Этот комплекс условий будем называть
случайным экспериментом. До эксперимента невозможно точно сказать, произойдет данное
событие или не произойдет – выясним только после окончания эксперимента.
В теории вероятностей случайными считаются все события, связанные со случайным
экспериментом, в том числе:
невозможные – никогда не могут произойти;
достоверные – обязательно происходят при данных условиях.
События случайного эксперимента:
случайные;
невозможные;
достоверные.
Каким событием является «На олимпиаде участвует команда России»?
– Является достоверным событием.
Есть ли другие мнения?
Каким событием является «На олимпиаде участвует команда с Антарктиды»?
– Невозможным.
Согласны ли вы?
Задача. В сейфе лежат 5 золотых и 5 серебряных медалей. Из сейфа наугад вынули
один предмет.
Какое из следующих событий – случайное; достоверное; невозможное:
1) вынутый предмет будет золотой медалью;(с)
2) вынутый предмет будет серебряной медалью;(с)
3) вынутый предмет будет бронзовой медалью;(н)
4) вынутый предмет будет медалью;(д)
5) вынутый предмет будет шайбой?(н)
– Случайные события здесь – это «вынули золотую медаль» и «вынули серебряную
медаль».
– Достоверным является «вынули медаль».
– Невозможные события: «вынули шайбу» и «вынули бронзовую медаль».
Верно ли даны ответы? У кого есть другое мнение?
Можно ли сказать, что медаль, вынутая наугад из сейфа, скорее будет золотой, чем
серебряной?
– Нет. Число золотых и серебряных медалей одинаково, поэтому есть равная
возможность вытащить золотую или серебряную медаль. А вы знаете какую денежную
награду получат победители в нашей стране?
4. Закрепление пройденного материала
Сейчас проверим нашу готовность решать задачи. Работа с учебником(устно)
5. Физкультминутка (Музыка «Зарядка»)
Сначала учитель руководит физкультминуткой, а затем ученики самостоятельно
выполняют. После физкультминутки учитель спрашивает как выполняли разминку с
учителем(достоверное событие), а как без учителя(случайное событие), а у кого даже
невозможным событием, так как некоторые ученики не могут самостоятельно работать?
6. Индивидуальная самостоятельная работа с взаимопроверкой
(каждому свою карточку с С/Р3 минуты для ответов, а затем взаимопроверка
учащихся)Самостоятельная работа.(пример)
Какие из следующих событий – случайные; достоверные; невозможные:
1) Вы станете олимпийским чемпионом . (н)
2) Олимпийских 5 колец: жёлтого, зелёного, красного, синего и чёрного цветов.(д)
3) Завтра пойдет дождь.(с)
Какие из следующих событий – случайные; достоверные; невозможные:
7. Домашнее задание.
Придумайте 3 примера с событиями:
1)случайными; 2)достоверными; 3)невозможными
8. Итог урока.
Изобразите в своей тетради смайлик настроения
Подведем итог урока.
Какие чувства вы сейчас испытываете, как оцениваете свою работу на уроке?
Продолжите предложения:
Я сегодня на уроке математики………………………………………………..
Мне было (несложно, сложно) выполнять задания, потому что……………
Я оцениваю свою работу……………………………………………………….
Согласны ли с утверждением, взятым за эпиграф урока«Случай всегда приходит на помощь
тому, кто борется до победы»?
9.Оценки за урок (С учётом С/Р и самооценки учащихся)