Разработка урока "Алиса в стране чудес"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен урок по метапредметности и интегрированной технологии на тему "Алиса в стране чудес". К 160-летию издания книги. Урок предусмотрен для 6 класса по теме "Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты "
Иконка файла материала Алиса (2).docx

Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты
Урок совершенствования умений и навыков по математике в 6 классе

Путешествие Алисы в страну чудес

 

Общая цель урока:

Совершенствовать умения и навыки учащихся в решении текстовых задач, содержащих дроби и проценты, через применение математических знаний в контексте сказочного путешествия Алисы в Страну Чудес.

Образовательные цели:

·         Закрепить навыки решения задач на дроби и проценты:

o    Нахождение части от целого и целого по его части.

o    Перевод процентов в дроби и обратно.

o    Решение задач на увеличение/уменьшение числа на заданный процент.

·         Применить математические знания в нестандартных условиях через сюжеты из книги «Алиса в Стране Чудес».

Развивающие цели:

·         Развивать логическое мышление, пространственное воображение и математическую интуицию при решении нестандартных задач.

·         Развивать навыки самоконтроля и самооценки при выполнении заданий.

·         Развивать навыки работы в команде при решении задач в группах.

·         Стимулировать познавательный интерес учащихся к математике через использование элементов игры и сказки.

Воспитательные цели:

1.       Воспитывать у учащихся настойчивость, целеустремленность и ответственность при выполнении заданий.

2.       Формировать умение работать в коллективе, слушать и уважать мнение других.

3.       Создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи на уроке.

4.       Повышать мотивацию к изучению математики через использование интересных и необычных задач.

5.       Способствовать развитию творческого и критического мышления.

6.       Расширять кругозор учащихся, связывая математические задачи с литературным контекстом.

Задачи:

·         дидактическая: стимулировать учащихся к овладению   навыками     решения задач;

·         развивающая: развивать математическую грамотность учащихся, мышление, память, познавательный интерес; продолжить формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать;

·         воспитательная: воспитывать толерантность, побуждать учащихся к самоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

·         личностные: повышение уровня самообразования, качества знаний, решение творческих задач;

·         метапредметные: развитие логического мышления, познавательного интереса, коммуникативных способностей;

·         предметные: умение классифицировать задачи на движение (на скорость сближения, скорость удаления, в одном направлении и в противоположных направлениях), овладение навыками решения задач на движение; умений применять знания при решении задач, совершенствование вычислительных навыков.

                                         

 

План урока

Приветствие! Проверка готовности к уроку. Запись в тетради числа и классной работы.

Ребята, я сегодня не Анна Борисовна, а героиня книги Алиса. Какую книгу про нее вы знаете?
Ответы обучающихся.

Правильно, Алиса – героиня книги «Алиса в стране чудес». И я приглашаю вас на необычное занятие, полное волшебства и приключений! Мы отправимся в увлекательное путешествие по книге. А кто знает, кто написал эту книгу?

Ответы обучающихся.

Верно, «Алису в стране чудес» написал замечательный математик и писатель Льюис Кэрролл. Эта удивительная история была издана в 1865 году.

Кто  из вас сможет посчитать и сказать, сколько лет этой книге?

Ответы обучающихся.

Picture backgroundОтлично! В этом году "Алисе в стране чудес" исполнилось 160 лет! Как вы думаете, могла ли Алиса в своих приключениях встречать математические загадки? Конечно, и сегодня мы решим интересные задачи.

мы отправимся в путешествие по стране чудес. Следуя за кроликом, упадем в кроличью нору,  познакомимся с мудрым Чеширским котом, безумным Шляпником, красной Королевой. А в конце предстанем на суд.

Так что готовьтесь к приключению, активному участию и, конечно же, решению задач!

 

 

Picture background Оглянитесь вокруг - мы находимся у самой кроличьей норы! Яркие цветы вокруг, мягкие кролики в плюшевых жилетках - всё это окружает нас, когда мы готовимся к совершенно удивительному падению. Следите за Алисой и не потеряйтесь!

И вот мы начинаем наше путешествие! Ощущение падения говорит нам, что мы все вместе летим вниз, как листья осеннего ветра.

Алиса так долго падала, что начала переживать, не забыла ли она таблицу умножения.

 

Давайте вместе вспомним.

 

5 вопросов на умножение.

 

А теперь давайте перейдем  к заданиям на умножение дробей:

1.     

2.     

3.     

4.     

Обучающийся у доски выполняет данное задание.

 

Picture backgroundРебята, мы отлично справились с заданием.

 

А дети с Алисой оказались в длинном низком зале, освещенном рядом ламп, свисающих с потолка. В помещение находился маленький столик. Алиса заметила на нем небольшую бутылку с надписью «выпей», девочка выпила содержимое. И будучи ростом 150 см, уменьшилась на 20%.

Р

Ребята, а чему равен теперь мой рост? Если изначально я была ростом 150 см, а сейчас уменьшилась на 20%.

 

Кто решит эту задачу у доски? 

 

Решение задачи у доски, обсуждение.

 

Ребята, а если я еще выпью это зелье и уменьшусь уже на 10%. Каким станем мой рост? Решите эту задачу самостоятельно. На решение отводится 2 минуты.

 

Picture backgroundРешение и обсуждение задачи.

 

Кто решил задачу? У кого-то возникли трудности?

Молодцы, мы справились с задачей и можем идти дальше.

 

Алиса продолжает свой путь по загадочной Стране Чудес, когда вдруг замечает необычное чаепитие под большим деревом. Садясь рядом, она видит Шляпника, облачённого в яркий, безумно стильный костюм и огромную шляпу, украшенную лентами и кнопками. Он снимает свой головной убор, приветствуя девочки. А внутри шляпы оказываются математические загадки.

 

А вот же эта шляпа с загадками. Ребята, объединитесь в группы по рядам, и каждый ряд вытянет себе загадки-задачки.

 

1 ряд

2 ряд

3 ряд

1.                   У меня есть ключ, но он не открывает дверь. Что это за ключ?

2.                   У Безумного Шляпника было 2 целых и 1/2 чайника чая. Он выпил 3/4 всего чая. Сколько чайника чая осталось?

1.                Что бежит, но никогда не устает?

2.                Алиса съела 1/3 торта, а Мартовский Заяц съел 1/4 оставшейся части. Какая часть торта осталась?

 

1.       Красная Королева разрезала торт на 7 частей для гостей. Но я съел одну седьмую, а потом ещё половину оставшегося. Сколько кусков осталось для её величества?

2.       Прибавь ко мне мою треть, и получишь 16. Кто я?

 

Обращаю внимание, что работает вся группа, Ответ дает от 1 группы ________, от 2 группы _______, от 3 группы_______.

 

Логические задачи решаются устно с обсуждением, математические задачи записываются.

 

Ребята, вы решили все задания Шляпника.

А Алиса с ребятами продолжили путешествие по Стране чудес. Внезапно девочка услышала знакомое мурлыканье. На ветке старого дерева материализуется улыбка, затем пара глаз, а потом и весь Чеширский Кот
— «Приветствую, Алиса! Заметил, ты слишком серьёзно размышляешь. А знаешь, что даже в Стране Чудес нужно двигаться? Иначе исчезнешь, как я… ну, почти!»

Ребята, давайте с вами немного разомнемся. Я попрошу вас встать из-за парт. И давайте повторим за чеширским котом несколько упражнений.

·         Кот говорил: ‘У меня все в порядке, я просто исчезаю’. Давайте попробуем исчезнуть, как он!”

(Дети делают медленные приседания, опуская руки вниз, как будто растворяются в воздухе. На подъеме – вытягивают руки вверх, как будто проявляются)

·         А теперь он внезапно появляется! Давайте покажем, как Кот снова возникает перед нами.

(Дети делают наклоны туловища вправо и влево, как будто выглядывают из-за деревьев. Руки на поясе)

  • Самое главное у Кота - его улыбка. Давайте покажем, как он умеет улыбаться во весь рот!”

(Дети делают упражнения для мимики: широкая улыбка, затем сжимание губ в трубочку, надувание щек, вытягивание губ в “хоботок”. Повторить 3-4 раза.)

  • Кот был такой гибкий, он мог вывернуться в любую сторону. Давайте покрутимся, как он.”

(Дети ставят ноги на ширине плеч и делают круговые движения туловищем вправо и влево. Руки на поясе)

  • А еще Кот очень ловкий, он может подпрыгивать высоко, как будто парит в воздухе. Давайте попрыгаем, как Кот.”

(Дети выполняют легкие прыжки на месте. Можно добавить хлопки руками над головой)

Вот и закончилась наша встреча с Чеширским Котом. Мы стали такими же ловкими и улыбчивыми, как он! Молодцы!

 

И вот, после того как ребята, как и сама Алиса, ловко попрыгали, покланялись и разулыбались, словно подражая хитрому Чеширскому Коту, волшебство в Стране Чудес закружилось с новой силой. Едва они успели перевести дух, как вокруг них все начало меняться. Деревья, еще недавно такие обычные, вдруг вытянулись, словно тонкие карандаши, а дорожка, по которой они шли, закрутилась, как ленточка, и начала виться прямо вверх.

“Куда мы летим?” – вскрикнула Алиса, но не успела она договорить, как все вокруг замерцало, и вот они уже не в лесу, а в каком-то странном месте, напоминающем старинный зал. Повсюду были расставлены огромные карты, висели большие часы без стрелок, а посредине, за высоким столом, восседала… Красная Королева!

“Поздравляю, гости дорогие, – прогрохотала она так, что даже бабочки в зале затрепетали. – Вы прибыли прямо в мой королевский суд! Сегодня мы будем судить… урок! Да, именно урок!”

 

Проведение суда над уроком

 

Роли:

  • Судья, в роли судьи Алиса(учитель).
  • Обвиняемый: Сам урок
  • Присяжные: Остальные ученики (можно разделить на две группы для разнообразия мнений)
  • Свидетели: Ученики, которые делятся своими впечатлениями и наблюдениями

Ход “суда”:

  1. Открытие заседания: Судья объявляет начало заседания и кратко описывает цель: подвести итоги урока, выделить сильные и слабые стороны.
  2. Доказательства: Свидетели выступают, делятся своими впечатлениями от урока.
  3. Присяжные: Присяжные, выслушав свидетелей, совещаются и выносят вердикт. Это может быть простое решение: “Урок прошел хорошо” или “Урок прошел с некоторыми недочетами, над которыми стоит поработать”.
  4. Приговор: Судья объявляет вердикт присяжных. Если вердикт положительный, можно отметить успехи и закрепить пройденный материал. Если же вердикт отрицательный, следует обсудить причины неудач и определить пути улучшения.
  5. Заключительное слово: Учитель подводит итоги, делает выводы и предлагает план дальнейших действий.

Вопросы

  1. Вопрос от Белого Кролика: “Скажите, почтеннейший свидетель, не показалось ли вам, что время на уроке бежало быстрее, чем обычно, или же оно тянулось, как черепаха на королевских скачках?»
  2. Вопрос от Гусеницы: “Когда вы сидели на уроке, чувствовали ли вы себя как маленькая гусеничка, которая только познаёт мир, или как бабочка, которая уже все знает и может свободно порхать над знаниями? И почему?”
  3. Вопрос от Чеширского Кота: “Улыбался ли ваш мозг во время решения задач, или он хмурился и ворчал?»
  4. Вопрос от Мартовского Зайца: “Сколько чашек знаний вы выпили на этом уроке? И были ли эти чашки с сахаром или без?”
  5. Вопрос от Шляпника: “Была ли ваша голова наполнена интересными мыслями, словно шляпа Безумного Шляпника, или она осталась пустой, как чашка без чая?»
  6. Вопрос от Красной Королевы: “Назовите 3 самых важных дела, которые вы совершили на этом уроке! И ответьте немедленно или… ОТРУБИТЬ ГОЛОВУ!”
  7. Вопрос от Алисы: “Если бы вы могли изменить одну вещь на этом уроке, как бы вы его сделали более волшебным или понятным? Как вы бы улучшили этот сказочный путь?”
  8. Вопрос от всех персонажей хором: “Если бы этот урок был книгой, каким бы был ее конец? Счастливым, грустным, загадочным, или может быть, безумным?»

Вынесение «вердикта».

Ребята, наш урок подходит к концу.

Алиса домашнее не задает, а Анна Борисовна дает следующее задание: написать краткий рассказ о своем путешествии в математическую страну с элементами математики.
также сегодня оценки получают ….