КОНСПЕКТ
ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ
«ДОМ И ЕГО ЧАСТИ»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части».
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить названия частей дома, названия геометрических фигур, материалов; учить детей образовывать относительные и сложные прилагательные от существительных; учить употреблять предлоги; развивать навыки словоизменения,
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи: Стимулировать интерес к логопедическим занятиям, формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, наборное полотно, предметные картинки, молоток.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся.
Логопед: С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На занятье не зевать,
Красиво, чётко отвечать.
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой занятия.
Ребята, посмотрите на доску (на доске выставлены картинки) мы попали с вами в сказочный город, где живут сказочные герои. Давайте назовём, какое жильё у каждого героя. Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, где он живёт.
- Где живёт Баба – Яга? (В избушке на курьих ножках.)
- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (В теремке).
- Где жили старик со старухой? (В избе).
- Где жили царь и царица? (Во дворце).
- Где жил Кощей Бессмертный? (В пещере).
- Где жила Снежная Королева (В ледяном дворце).
- Где жили три поросёнка? (В соломенном, деревянном и каменном домах).
- А где живём мы с вами, современные люди? (В современных домах.)
- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят, для чего служат.
- А в каком доме вы живёте. Назовите свой домашний адрес? (Дети называют.)
2. Игра «Волшебный молоточек». Развитие слухового внимания и восприятия.
- Ребята, посмотрите, у меня в руках молоток. Он не простой, а волшебный. И он нам поможет построить дом.
- Волшебный молоток может стучать. Послушайте, как он стучит? (Громко, тихо.)
- А сейчас послушайте и скажите, сколько раз он стукнет? (2, 3, 1, 4)
- А сейчас послушайте, сколько раз он стукнет и повторите.
3. Подвижная игра «Тук-тук-тук, строим дом». Координация речи с движениями.
Молоток с тобой возьмем, Будем строить новый дом. Тук-тук молотком - Строим, строим новый дом. Дом высокий. Дом с окном. С острой крышей и трубой. В этом доме я живу с тобой. |
Берут друг друга за руки и водят хоровод.
Кулачками стучат по кулачку.
Руки вверх вытянуть. Руки вмести и развести в стороны. Руки в виде крыши. Обнимаются. |
4. Упражнение «Покажи и назови».
- Посмотрите, какие дома построил наш волшебный молоток! (Демонстрация картинки). Посмотрите, что есть у наших домов (показать и назвать части дома): стена, крыша, окно, труба, дверь, лестница, крыльцо. На какую геометрическую фигуру похожа крыша дома (на треугольник), окно (может быть на квадрат, на прямоугольник, круг), труба (на прямоугольник), дверь (на прямоугольник) и т.д.
5. Игра «Чего не хватает?» Развитие навыков словоизменения (образование существительных Р.п., ед.ч.).
- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, чего не хватает у домов?
У дома нет крыши, нет окна, нет двери, нет стены и т.д.
- Молодцы!
6. Физкультминутка.
Упражнение для пальчиков «Дом и ворота»
- На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
7. Образование сложных и относительных прилагательных. Развитие фразовой речи.
Ребята, дома бывают разные.
- Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный.)
- Два этажа? (Двухэтажный дом.)
- Три этажа (Трёхэтажный дом).
- Пять этажей (Пятиэтажный дом).
-Много этажей (Многоэтажный дом).
Дома могут быть сделаны из разных материалов.
Как называется дом, если он сделан из дерева (Деревянный дом).
-Из соломы (соломенный).
- Из камня (каменный).
– Из кирпича (кирпичный).
– Из панелей (панельный дом).
Ребята, расскажите, пожалуйста, в каком доме живёте вы (Я живу в пятиэтажном панельном доме. Я живу в многоэтажном кирпичном доме)
8. Игра «Построй дом из частей» (с использованием интерактивной доски). Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации и фразовой речи.
- А сейчас давайте все вместе построим из частей домик.
Каждый ребёнок, выходя к интерактивной доске, выбирает геометрическую фигуру и проговаривает свое действие.
- Я ставлю квадратное окно слева от двери. Я ставлю прямоугольные ступеньки под дверью. И т.д.
- Какой крепкий и красивый получился домик. Молодцы!
III. Итог.
- Что мы строили на занятии?
- Из каких частей состоит дом?
- Что вам больше всего понравилось делать на занятии?
- Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.