Тема: «Конспект правовой игры с обучающимися 6-9 классов "Знание закона в цифрах"».
В материале много вопросов как касающиеся уголовного и административного наказанию, так и о трудоустройстве несовершеннолетнего, управление транспортом, о памятных датах. Материала достаточно для проведения 2-3 уроков.
Цель:ознакомитьобучающихсяс правовой культурой через проговаривание основных прав и свобод человека.
Задачи:
1. Способствовать сформированности правовой культуры, осознанию своих прав, свобод и обязанностей.
2. Развитие умения называть свои права и обязанности, а также анализировать поступки других.
3. Закрепление знаний о правах и обязанностей у обучающихся.
Форма проведения: урок проходит в форме викторины в командах. За каждый правильный ответ команда получает баллы, которые записываются на доске. Победит та из команд, которая наберет в сумме большее количество баллов.
Оборудование: листы А4 каждой команде, ручки, цветные карандаши, меловая доска или Ватман для записи промежуточных результатов.
Ход игры:
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята. Наш урок называется «Знание закона в цифрах». Как вы считаете исходя из названия о чём пойдёт речь. Речь пойдёт о ваших правах и обязанностях которые необходимо знать.
Ведущий:
Молодцы, спасибо что активно участвуете в работе. Речь пойдёт о том, какие есть законы, которые определяю, что мы можем делать, а что нет.
Проведём мы занятие в такой игровой-командной форме. Для этого вам нужно поделиться на 4 команды. Сделаем мы это таким образом – поднимите руку 4 человека.
Так, хорошо, выходите ко мне сюда.
Первые 4 человека, кто поднял руку выходят к ведущему
Ведущий:
Теперь по очереди каждый из вас будет выбирать по одному человеку из группыкто, по вашему мнению, хорошо знаком с законами РФ.
Класс постепенно делится на команды
Ведущий:
Рассаживаемся группами каждый со своей командой.
Теперь вам нужно придумать название своей команды, чтобы она соответствовала теме нашей встречи. У вас 3 минуты.
По истечению времени команды озвучивают свои названия, ведущий дублирует их на доске.
Ведущий:
Отлично, каждая команда определилась с названием, и мы начинаем нашу викторину. Я буду зачитывать вопрос, та команда, которая первой определится с ответом поднимает руку. Будьте внимательны, вопросы будут от простых к сложным.
БЛОК ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
1) В каком документе можно прочитать о своих правах и свободах? – Конституция РФ
2) В каком возрасте дети получают паспорт? – 14 лет
3) С какого возраста ребёнок прекращает быть ребенком и становится взрослым? – 18 лет
4) В каких документах дополнительно можно узнать свои права и обязанности до достижения 18 лет? – Конвенция о правах ребёнка, семейный кодекс,
5) Для родителей когда ребёнок прекращает быть ребёнком? – никогда
6) С какого возраста у ребёнка появляются права? – 0 лет
7) Какие права у вас появились с рождения? –
К правам, которые ребенок приобретает от рождения, относятся:
- право ребёнка на жизнь (в соответствии со ст.6 Конвенции о правах ребенка и ч.1 ст.20 Конституции РФ);
- право ребёнка на гражданство (в соответствии со ст.7 Конвенции о правах ребенка);
- право ребёнка знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье;
- право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (в соответствии со ст.27 Конвенции о правах ребенка);
- право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (в соответствии со ст.7 Конвенции оправах ребенка и ст.58 Конституции РФ);
- право на защиту своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка и ст. 56, 57 Семейного Кодекса РФ);
- право ребёнка на отдых и досуг (в соответствии со ст. 31 Конвенции о правах ребенка).
8) В каком документе можно узнать о несении ответственности за преступность и наказуемость деяний? – в Уголовном кодексе РФ, Административный кодекс РФ
9) С какого возраста наступает полная уголовная ответственность? – 16лет
10) За все ли уголовно наказуемые преступления ответственность начинается с 16 лет? – нет
11) Кто несёт ответственность за совершённые преступления детей младше 14 лет? – их родители
12) Что будет ребёнку, совершившему уголовное преступление, но не достигшему 14 лет? - помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей с отклоняющимся поведением, в закрытую спецшколу на срок до трех лет или поставлен на учет в милиции
13) За убийство с какого возраста наступает уголовная ответственность? – 14 лет
14) В каком возрасте наступает ответственность при нанесении тяжёлого или средней тяжести вреда здоровью? – 14 лет
15) За похищение человека с какого возраста наступает уголовная ответственность? - 14 лет
16) За кражу или грабёж в каком возрасте наступает уголовная ответственность? – 14 лет
17) За вымогательство или кражу в каком возрасте наступает уголовная ответственность? – 14 лет
18) За хулиганство и вандализм с какого возраста наступает уголовная ответственность? – 14 лет
19) С какого возраста начинается административная ответственность? – с 16 лет
20) Пошутили, позвонив о заложенной в школе бомбе, что вам грозит? –лишением свободы на срок до 3 лет (заведомо ложное сообщение об акте терроризма ст. 207) С какого возраста? – с 14 лет
21) Захотелось продемонстрировать свои физические способности – порезали кресла в автобусе, что вам грозит? – (вандализм – до 3 лет лишения свободы ст.214)С какого возраста? – с 14 лет
22) На какой срок могут лишить свободы несовершеннолетних? – от 2 месяцев до 10 лет.
23) Что это за цифры: 8-800-2000-122? Правильно это телефон. А что это за телефон? Это номер телефона доверия, позвонив на него можно поговорить с психологом, который поможет в трудной жизненной ситуации, посоветует, как поступить и куда обратиться в той или иной трудной для вас ситуации. По этому телефону может позвонить ребёнок и поделиться тем, чем он не может поделиться вообще ни с кем. Главное, что нужно знать про этот номер это то, что позвонив на него никто никогда не узнает о том чем ты поделился, вся информация конфиденциальна! У тебя в начале разговора могут спросить твоё имя, но это только для того чтобы знать как к тебе обращаться собеседнику. Позвонить можно в любое удобное время!
БЛОК РАБОТА И ПРАВА НА НЕЁ
24) В каком законе можно узнать о трудоустройстве и своих правах на рабочем месте? – Право распоряжаться способностями, выбирать профессию и род деятельности закреплено Конституцией РФ (ст. 37), а правовое регулирование отношений на рынке труда и содействие государства молодежи – Законом «О занятости населения в РФ» (ст. 5) и нормами Трудового права.
25) С какого возраста можно работать? – с 14 лет с согласия родителей, с 16 лет полноценно
26) Что нужно учитывать при устройстве на работу? – при устройстве на работу в обязательном порядке должен быть заключён трудовой договор в письменном виде.
27) Если ты учишься и тебе 14-16 лет сколько максимум часов в день ты можешь работать? – 2,5 часа
28) Если ты учишься и тебе 16-18 лет сколько часов максимум в день ты можешь работать? – 4 часа
29) В каком документе можно узнать права и обязанности водителя и пешехода? – в правилах дорожного движения
30) При отсутствие тротуара как поступать пешеходу? – по обочине по одному (друг за другом) идти против направления движения
31) С какого возраста можно ездить на велосипеде по дороге? – с 12 лет. Как и при каких условиях?
32) А с какого возраста можно управлять мопедом? – с 16 лет
33) С какого возраста можно отучиться в автошколе? – с 16 лет, но права получишь только по достижению 18 лет
34) Какие права имеет ребёнок с рождения, относящиеся к дорожному движению? – быть пассажиром (обязательно в детском кресле)
35) Какие права имеет ребёнок с 12 лет как пассажир? – ездить на переднем пассажирском сиденье без специального детского кресла; ездить по дорогам на велосипеде
36) Какие права имеет ребёнок с 18 лет, относящиеся к дорожному движению? – получить водительские права и стать полноправным водителем автомобиля
БЛОК ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
37) Какого числа день Государственного флага? – 22 августа
38) Какой флаг был до ныне существующего триколора? – красное полотно с серпом и молотом
39) Что означает каждый из цветов? – Б-благородство, С-честность, К-смелость и великодушие.
40) Когда празднуется день России? – 12 июня
41) Когда день конституции? – 12 декабря
22 августа 1991 года впервые над зданием Правительства РФ был поднят трехцветный российский флаг. Этот флаг пришел на смену красному полотнищу с серпом и молотом. Создателем российского триколора был Петр Первый. Он лично начертил образец и приказал поднимать полотно на военных русских кораблях. Белый цвет – это символ благородства, синий – честность, красный – смелость и великодушие, присущие русским людям.
12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Конституция – это основной закон Российский Федерации. Она определяет демократическое развитие государства. В Конституции сказано, что высшей ценностью является человек, его права и свободы. Соблюдение и защита прав и свобод граждан и есть обязанность государства.
42) Когда международный день защиты детей? - 1 июня в России, как и во многих странах мира, отмечается Международный день защиты детей. Он был учрежден в 1949
43) Сколько часовых поясов на территории России? – 11 часовых поясов
44) Нарисуйте рисунок, на котором будет изображено одно из ваших прав.
Важно знать, что статус и положение человека в обществе определяется как его правами, так и его обязанностями. Осуществить свои права можно только, выполняя обязанности и соблюдая ответственность.
Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права (Конституцию России и законы) и нормы морали (мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность - уважать наши права).
Необходимо помнить свои права!
Но и не забывай, что также важно соблюдать законы, а незнание закона не освобождает тебя от ответственности.
Методический материал:
1. Уголовный кодекс РФ
2. Административный кодекс РФ
3. Конституция РФ
4. Гражданский кодекс РФ
5. Трудовой кодекс РФ
6. Конвенция о правах ребёнка
7. Семейный кодекс РФ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.