Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".
Оценка 4.7

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
СCУЗ, ВУЗ
22.11.2019
Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".
Тренинг включает упражнения для снятия эмоционального напряжения и формирование коллективного сплочения у педагогов.
Конспект Раскрой свои ресурсы.docx

Муниципальное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1»

30 лет Победы ул., д., 8 – А, с.Белогородка, Мариинский район, Кемеровская область,652175,  тел.: 3-51-03,

тел/факс 3-51-03

E-mail: BelogopDD1@ mail.ru

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Тренинг для педагогов детского дома «Раскрой свои ресурсы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель

педагог-психолог

Папкова Анастасия Степановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Белогородка, 2019

 

 

 

Тренинг для педагогов « Источник моих ресурсов» .

Цель тренинга: Коллективное сплочение, развитие навыков саморегуляции, снижение уровня тревоги.

 

1. Приветствие. 1. Упражнение «Радостная встреча»

- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая по кругу это веселое, позитивное солнышко. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рад (а) видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

 

Упражнение «Веселое приветствие» Инструкция: тихо звучит музыка как фон, все встают в круг.

Я хочу Вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному.

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щекой, африканцы трутся носами. Предлагаю вам поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как эфиопы.

Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести следующее упражнение.

 

-Просмотр отрывка из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Беседа о том, что жизнь- разнообразный путеводитель, который подкидывает различные станции, которые могут дарить умопомрачительное счастье, знания, преграды. И то, как и каким цветом мы раскрашиваем нашу жизнь, зависит наше счастье и очень важно уметь радоваться и быть благодарным.

 

-Просмотр отрывка из фильма «Золотой теленок» ( а сколько для счастья надо?)

 

-Отправляемся в путешествие на поезде «Моя сила», КОЛОКОЛЬЧИК. По очереди каждый участник открывает вагончик, названия станций.

 

2.Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель: Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы.

Материалы: воздушный шарик.

Инструкция: Все участники стоят в кругу. Психолог: «Сегодня мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя сначала только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали.


Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)

А сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Дождь в лесу».

 

1.     Станция ЗДОРОВЬЕ Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия) «Нежная музыка для души»

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- «В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Какие ощущения вы испытали?

Теперь вашему вниманию предлагаю упражнение, которое называется "Волшебный цветок". Но прежде я попрошу вас разделиться на 4 команды по цвету того листочка, который вы выбрали в начале этого занятия.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы

А сейчас я вам предлагаю выбрать один из этих листов. На них изображены волшебные рисунки. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у вас получились, дайте им название.

 

2 станция _Творчество.Техника группового рисования «Наша планета» Музыка природы + ИНДИЯ.

 (Инструкции для участников выделены курсивом.)

Займите место за одним из столов. При жела­нии свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Будьте внимательны и бережливы к соседу, умейте договариваться, не используя слова.

• Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

•Нарисуите на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

• Обведите контуры рисунков.

• Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

• Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

3. Коллективная работа.

• Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться без слов.

• С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам поправились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

• Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые по­желания, которые ему написали другие участники.

 

3 станция «Перестройся и изобрази» - Путешествия. Вытягиваем карточку на чем поедем.

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

 Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры будут отображать путешествия, а именно как мы отправимся в путешествие:

·         Самолет - море;

·         Воздушный шар – африка, чунга;

·         Автобус – лали поп;

·         На ослике - твист;

·         птичий косяк - ламбада;

 

Обсуждение:

·         Трудно было выполнять задание?

·         Что помогло при его выполнении?

 

4 станция – Друзья ТОЛЬКО ВМЕСТЕ. Музыка подвижная

Цели: В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

— Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине.

- Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на стул?

- А теперь сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

- Танец

- Пройди через канат.

… А сейчас поменяйтесь партнёрами…

Обсуждение:

·         С кем вставать и садиться было легче всего?

·         Что было самым трудным в этом упражнении?

 

5 станция – Умение расслабляться и наслаждаться. Дыхательное упражнение Три Свечи. Музыка Мантра

Цель: релаксация.

— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

·         Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?

·         Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

·         Техника благодарности

·         Человеку

·         Жизни

·         Себе

 

6 станция - РАБОТА Упражнение “Ливень”.

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

·         Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);

·         Щелчки пальцев одной руки;

·         Щелчки пальцев двух рук;

·         Хлопки в ладоши;

·         Хлопки по груди;

·         Хлопки по одному колену;

·         Хлопки по двум коленям;

·         Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

 

7 станция – ЗНАНИЯ «Кораблекрушение»

Потерпевшие кораблекрушение" - организационно-деятельностная игра

 Возможности участников между собой;

- объединение в группу;

- определение статусности участников в группе;

- реализация потенциала активности в деятельности и др.

 Инструкция:

«Представьте, что Вы плывёте на корабле по Тихому океану. Прямо по курсу — остров. Вы в предвкушении интересных приключений на берегу. Неожиданно прибрежные рифы про­парывают обшивку корабля, и он начинает стремительно тонуть. У Вас есть только несколько минут, чтобы собрать минимум необходимых ве­щей и на плоту добраться до острова».

Уча­стникам тренинга раздаются бланки с перечнем предметов, из которых нужно выбрать только 10:

1.  Две коробки шоколада

2.  Фляга с ромом

3.  Канистра с горючим

4.  Карта Тихого океана

5.  Канат

6.  Транзистор

7.  Противомоскитная сетка

8.  Брезент

9.  Рыболовная снасть

10.  Топорик

11.  Канистра с водой

12.  Спички

13.  Ружье и патроны

14.  Репеллент (от акул)

15.  Зеркало для бритья

16.  Спасательный круг

17.  Бинокль

18.  Спальный мешок

19.  Секстант

20.  Гарпун

 «У каждого сейчас перед глазами список из 20 предметов. Любой из них пригодился бы на острове. Но Вы мо­жете выбрать только 10 — больше плот не выдержит».

Ход игры

Участники создают группы по 3-4 человека. Перед группой ставится задача сформировать общий список из 10 предметов таким образом, чтобы туда вошли предметы из индивидуальных списков. Каждый участник имеет право и отстаивать свою позицию, и соглашаться с мнением других. Отобранные предметы ранжируются по значимость (см. 1-ый этап).

Пояснения для ведущего:

Самыми необходимыми предметами являются те, которые слу­жат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помо­щи. Средства навигации в этих условиях имеют второстепенное значе­ние, так как знание места кораблекрушения не может улучшить положение потерпевших. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья (для сигнализации воздушным и морским спасателям) и ка­нистра с горючей смесью, а также бинокль.

Вторыми по значимости являются канистра с водой, шоколад и фляга с ромом (для дезинфекции и профилактики возможных болез­ней).

Третьими по значению можно считать те средства, с помощью которых в ближайшем будущем можно добыть пищу — гарпун, ружье и патроны, рыболовная снасть, а также те подручные средства, которые могут способствовать выживанию (спальный мешок, брезент, топорик, канат).

Противомоскитная сетка не пригодится, так как в Тихом океане нет москитов. Транзисторный приемник без передатчика практически бесполезен.

Приведенная классификация является приблизительной и допу­скает изменения при условии достаточной аргументации.

Секста́нт, секстан — навигационный измерительный инструмент, используемый для измерения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом с целью определения географических координат точки, в которой производится измерение.

 

8 Станция _СЕМЬЯ Телесное упражнение «Прикосновения». Музыка природы

Один Участник садится в круг на стул, занимает удобную позу и закрывает глаза. Остальные участники подходят по очереди и прикасаются нежно, трепетно ту часть тела, которую им хочется.

 

9. Упражнение «Комплименты»

 Все участники садятся по кругу.

Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге, и сделаем это так: закроем глаза (тренер делает паузу, ждет, пока все участники группы закроют глаза) и мысленно пройдем по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть сильные стороны, достоинства".

Тренер тоже участвует в упражнении, это, в частности, позволяет ему рассчитать время, которое нужно для того, чтобы все успели выполнить задание и мысленно подойти к каждому.
"Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, которого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч, передаст его следующему и скажет о его сильной стороне или безусловном достоинстве и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах". Я считаю, что твоя сильная сторона…

После того как круг замкнулся, тренер может предложить взять мяч тому участнику группы, кто хотел бы обратиться к кому-то, но не смог этого сделать, так как к этому человеку обратились раньше, чем мяч оказался у него. Таких желающих может оказаться несколько.
В ходе обсуждения можно спросить: "Как вы себя теперь (сейчас) чувствуете?" – и зафиксировать появляющиеся, как правило, в ходе выполнения этого упражнения позитивные чувства и эмоции. 

Следует, однако, учесть, что в ответ на этот вопрос кто-то из участников группы может сказать о трудностях, напряжении, которые возникли в тот момент, когда он говорил другому о его достоинствах или когда обращались к нему. Такой ответ побуждает перейти к более глубокому, содержательному обсуждению. Его (если это соответствует тематике тренинга, например, предстоит работа по теме: "Одобрение, положительная обратная связь") можно вызвать специально, задав вопрос: "Что вы чувствовали, когда обращались к другому и когда обращались к вам?".

10. ЗАВЕРШЕНИЕ Упражнение «Чемодан» . Все участники садятся по кругу.
Инструкция: "Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.
Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил: 
1.В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих в общении качеств. 
2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы, один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

·         Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

·         Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

·         Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди, допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили".

11. ОТРЫВОК из фильма «ЖИТЬ ХОРОШО»

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".

Конспект профориентационного тренинга "Раскрой свои ресурсы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2019