Вечер вопросов и ответов
«Как хвалить ребёнка? Наказывать ли ребёнка?».
(для родителей учащихся четвёртых классов)
Цель: определить вместе с родителями способы воспитания, воздействия на ребёнка.
Задачи:
1) создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
2) обменяться мнениями по поводу того, как следует хвалить ребёнка и следует ли его наказывать;
3) способствовать повышению мотивации родителей к поиску правильных способов воспитания, воздействия на ребёнка;
4) способствовать тому, чтобы родители психологически грамотно взаимодействовали с детьми.
Категория участников: педагог, школьный психолог, родители.
Этапы
1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
Предварительная работа:
1) анкетирование родителей (Приложение 1);
2) анкетирование учащихся. (Приложение 2).
Материалы и оборудование:
1) стулья по количеству участников;
2) доска и мел;
3) банка.
Ход собрания
Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Приветствую вас на нашем вечере вопросов и ответов. Как ясно из названия, сегодня мы будем задавать друг другу вопросы по поводу воспитания детей и постараемся на все эти вопросы ответить».
1. Сообщение о результатах анкетирования. Сообщаются общие результаты в целом по классу.
2. Беседа «Похвала и наказания» (побудить родителей рассуждать на тему похвалы и наказаний).
Вопросы для обсуждения:
- необходимо ли хвалить ребёнка? и если да, то каким образом (формы выражения похвалы)?
- как похвала влияет на ребёнка?
- нужно ли в воспитательных целях наказывать ребёнка?
- как наказание влияет на ребёнка и на ваши с ним взаимоотношения?
3. Игра «Банк вопросов» (создать условия для обмена мнениями между участниками; дать возможность родителям получить ответы на некоторые вопросы воспитания).
Данная игра даёт возможность родителям анонимно задать интересующие их вопросы. Участники пишут по одному вопросу, касающемуся темы, и складывают их в банку. Затем листочки перемешиваются, и каждый участник вытаскивает по одному листочку и пытается ответить на попавшийся вопрос. Ему могут помогать другие участники, педагог и психолог.
4. Упражнение «Художник» (дать родителям возможность поставить себя на место ребёнка в ситуации поддержки и безразличия).
Два добровольца выходят за дверь, а всем остальным участникам даётся инструкция: первому вошедшему участнику давать поддержку в выполнении задания (подбадривать словами, улыбкой, и т.д.), второму участнику не демонстрировать ничего (молчать, никак не реагировать, просто наблюдать за его действиями). Каждому из добровольцев даётся задание – нарисовать на доске корову. Сначала в комнату входит первый доброволец (второй остаётся за дверью). Его активно поддерживают и он хорошо справляется с зданием. Когда входит второй – на его действия никак не реагируют (при этом и не критикуют, не мешают выполнять задание), с заданием он справляется гораздо хуже.
Вопросы для обсуждения:
- заметили ли вы разницу в выполнении задания двумя участниками?
- как вы чувствовали себя, выполняя задание (вопрос для каждого из испытуемых)?
- от чего зависит качество выполнения задания?
Следует обратить внимание родителей на то, что второго испытуемого не критиковали, не ругали, но справился он гораздо хуже.
Нужно подвести родителей к выводу о том, насколько важна для ребёнка поддержка в трудном деле.
5. Мини –лекция «Советы родителям» (повышение психолого-педагогической компетентности родителей).
Как правильно хвалить ребёнка.
Похвала, слова одобрения повышают самооценку ребёнка, улучшают детско–родительские взаимоотношения. Что бы ребёнок лучше учился, помогал по дому, хорошо себя вёл иногда достаточно просто чаще его хвалить. Взрослый человек, получавший в детстве поддержку от своих родителей, чувствует себя уверенно в любой деятельности и добивается успехов.
Но мы можем получить и совершенно противоположный эффект, если хвалить ребёнка неправильно. Например, несправедливая похвала не приносит чувства удовлетворения, не вызывает гордости за себя, а наоборот, может вызвать чувство вины. Захваливая ребёнка, мы рискуем сформировать у него зависимость от мнения окружающих. И тогда ребёнок (и даже став взрослым человеком) начинает делать что-то только ради оценки. Он уже делает это не для себя и не ради самой деятельности, а только ради того, чтобы его оценили, похвалили, одобрили. Негативная оценка, критика его деятельности в таком случае будет восприниматься очень болезненно.
Если родители воспитывают ребёнка только с помощью одобрения и порицания, это больше похоже на дрессировку. Ребёнок чувствует себя хорошим, только когда делает то, что требуют от него родители. Его не принимают таким, какой он есть, любовь родителей зависит от поступков ребёнка.
Как же всё-таки нужно хвалить ребёнка, что бы эффект от этого был положительным?
1. Хвалите не личность, а поступок. Вместо слов «ты молодец, умница», скажите «ты хорошо сделал». Ребёнку трудно соответствовать идеалу, быть на 100% хорошим. А если вы его таким назвали, то у него может появиться тревога, как бы не разочаровать вас. За то, когда хвалят конкретное дело, становится ясно – именно так делать и надо. Это не значит, что ребёнка никогда нельзя называть умницей или молодцом, просто оставьте эти слова на тот случай, когда вам захочется выразить своё особое восхищение поступками ребёнка.
2. Хвалите адекватно. У детей обострённое чувство справедливости. Если вы станете слишком восхищаться каким-то незначительным успехом, ребёнку может быть даже неприятна эта лесть. Не хвалите за то, что у ребёнка всегда и так хорошо получается. Это тоже прозвучит как лесть, кроме того, это не будет движущей силой к тому, чтобы ребёнок старался, прилагал усилия, совершенствовал свои умения.
3. Не хвалите за природные данные (за красоту), ведь это не заслуга ребёнка и ваше одобрение здесь ничему не научит и не заставит ребёнка стремиться к каким-то достижениям.
4. Говорите о деталях. Уточняйте, что именно удалось ребёнку лучше всего. Например, фраза «Ты так выразительно прочитал стихотворение» - лучше, чем просто «Хорошо справился». Это даст ребёнку представление о его сильных сторонах, покажет, в чём именно он может преуспеть и в каком направлении ему нужно развиваться.
5. Не используйте слово «неплохо», это воспринимается как безразличное отношение, оценка три, «не плохо, не хорошо». Если хотите действительно похвалить, скажите, что работа сделана хорошо, качественно, на должном уровне, достойно, как следует.
6. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Это значит, что нужно отмечать то, в чём ребёнок добился успеха по сравнению с его прошлым опытом. Например, если у ребёнка некрасивый, неаккуратный почерк и вдруг он написал одну строчку (или даже одно слово) красиво, то стоит это отметить: «Эта строчка у тебя очень красиво получилась»
7. Не «перечёркивайте» похвалу критикой. Например, фраза «Эта строчка у тебя очень красиво получилась, не то что все остальные» уже не будет звучать одобрительно, а скорее наоборот. Закончите на «радостной ноте».
8. Не сравнивайте ребёнка с другими даже в его пользу, т.к. впоследствии ребёнок станет сам сравнивать себя с другими. Всегда есть кто-то лучше, и кто-то хуже нас, каждому человеку нужно развиваться в своём темпе и в своём направлении. Сравнение нередко обижает ребёнка, заставляет завидовать или делает ребёнка тщеславным.
Как ещё можно отреагировать на достижения ребёнка вместо традиционной похвалы:
1. Вместо похвалы можно просто проявить заинтересованность. Например, красивый рисунок можно обсудить, спросить о его персонажах (что изображено, кто это, что делает и т.д.). Часто это даже намного приятнее и полезнее, чем слово «молодец». Ребёнок чувствует внимание к себе и учится рассуждать.
2. Вместо традиционной похвалы – поделитесь своими эмоциями. Например, «я так рада, что ты получил пятёрку», «Мне очень приятно, что ты навёл порядок в своей комнате». Ребёнок будет доволен тем, что подарил родителям положительные эмоции.
3. Иногда вместо похвалы можно просто поблагодарить ребёнка за какое-либо дело, и ребёнок сам сделает вывод о том, что он хороший, потому что сделал что-то, за что родители ему благодарны.
4. Вместо слов, можно показать своё одобрение взглядом, улыбкой, объятием. Такие знаки внимания могут быть более ценными, более красноречивыми, чем слова.
5. Помогите ребёнку самому оценить свой труд, задавая наводящие вопросы: «Что тебе было сложнее всего?», «Что тебе нравится в твоей поделке/ рисунке и т.д.?» Таким образом, вы поможете ребёнку научиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, что гораздо полезнее внешней оценки. У ребёнка будет формироваться адекватная самооценка и способность видеть пути решения проблем.
Если вам кажется, что хвалить ребёнка совершенно не за что, скорее всего, вы предъявляете к ребёнку завышенные требования. Нужно пересмотреть своё отношение к успехам ребёнка. Хвалите за любые мелочи и даже впрок, ребёнок поверит в себя и поводы для похвалы обязательно появятся.
Родители, которые слишком много и часто хвалят ребёнка, рискуют вырастить эгоиста, который только и будет заниматься самолюбованием.
В похвале, как и во всём, нужно найти золотую середину и руководствоваться здравым смыслом. [1]
Нужно ли наказывать ребёнка?
Без поощрения и наказания трудно представить себе воспитание ребёнка. Однако, используя и то и другое, необходимо помнить, что главное в воспитании ребёнка – это любовь, уважение и принятие. Без этих трёх составляющих воспитание «кнутом и пряником» больше напоминает дрессировку. Главные принципы наказания:
- оно не должно быть унизительным, уважайте личность ребёнка;
- наказание будет действенным, когда оно является естественным следствием проступка (например, вовремя не убрал в комнате – не идёшь в гости, потому что нет на это времени, тебе нужно навести порядок);
- наказание должно быть адекватно проступку (за мелкую провинность достаточно сделать выговор; за один проступок – одно наказание);
- если сомневаетесь – наказывать или нет – не наказывайте (иногда прощение родителей действует на ребёнка лучше всякого наказания; когда ребёнок понимает, что его простили, он испытывает гамму чувств: благодарность, чувство вины, он чувствует, что его понимают);
- если ребёнок болеет, сильно устал, испытал стресс, его нельзя наказывать (ребёнка с заниженной самооценкой нельзя наказывать и ругать).
О физическом наказании.
Родители физически наказывают детей по двум причинам: либо не знают других способов (их самих в детстве наказывали), либо от безысходности – когда их переполняет чувство гнева. Чаще всего физические наказания применяются для того чтобы выместить свой гнев. Ребёнка такие методы не воспитывают, они запугивают и унижают! И возможно, ребёнок будет вести себя хорошо из страха наказания, но это не значит, что он усвоил нормы и правила поведения.
6. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания. Предлагается каждому участнику продолжить предложения:
- Сегодня для меня новым было…
- Теперь я буду…
Источники:
1. URL: http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/sovetuyut-spetsialisty/26-kak-pravilno-khvalit-rebjonka [дата обращения: 12.09.2016г.]
Приложение 1
Анкета для родителей.
О похвале, критике и наказании.
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав один или несколько вариантов ответа. Анкетирование анонимное.
1. Часто ли вы хвалите своего ребёнка?
- постоянно, даже за мелочи,
- когда действительно заслужил,
- редко,
- его вообще хвалить не за что.
2. Как именно вы это делаете (какие используете слова)?
- умница, молодец,
- у тебя хорошо получилось/ ты хорошо справился,
- я за тебя рад(-а), я тобой горжусь,
- свой вариант________________________________________
3. Часто ли ругаете ребёнка?
- постоянно, даже за мелочи,
- когда действительно заслужил,
- редко,
- вообще не ругаем.
4. Наказываете ли вы своего ребёнка? Если да, то как?
- лишаю сладостей или развлечений,
- назначаю «штрафные» работы по дому,
- ставлю в угол, отправляю в комнату «подумать о своём поведении»,
- читаю нотации, кричу на ребёнка,
- игнорирую ребёнка, не разговариваю с ним.
5. Как вас хвалили и наказывали в детстве?
_______________________________________________________________________________
Приложение 2.
Анкета для учащихся.
О похвале, критике и наказании.
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы, выбрав один или несколько вариантов ответа. Анкетирование анонимное.
1. Часто ли родители хвалят тебя?
- постоянно, даже за мелочи,
- когда действительно заслужил,
- редко,
- вообще не хвалят.
2. Как именно родители хвалят тебя (какие используют слова)?
- умница, молодец,
- у тебя хорошо получилось/ ты хорошо справился,
- я за тебя рад(-а), я тобой горжусь,
- свой вариант________________________________________
3. Часто ли тебя ругают?
- постоянно, даже за мелочи,
- когда действительно заслужил,
- редко,
- вообще не ругают.
4. Наказывают ли тебя родители? Если да, то как?
- лишают сладостей или развлечений,
- назначают «штрафные» работы по дому,
- ставят в угол, отправляют в комнату «подумать о своём поведении»,
- читают нотации, кричат на меня,
- игнорируют меня, не разговаривают со мной,
- используют физические наказания
5. Как вы будете хвалить и наказывать в будущем своих детей?
_______________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.