Конспект родительского собрания: «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

Конспект родительского собрания: «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

doc
09.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Психологическая готовность к обучению в школе.doc

Конспект  родительского  собрания:

 

«Психологическая  готовность детей к обучению в школе»

 

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе.

 

Ход собрания:

 

Вводная часть

-Добрый вечер уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. Для этого выберите сами, с помощью какой части тела-локтя, плеча, колена - мы скажем друг другу «добрый вечер».  Здороваться будем молча, используя только прикосновение. (Психолог начинает приветствие)

-Спасибо. Теперь нам необходимо познакомиться. В этом нам поможет упражнение «Голос группы». Каждый из вас по очереди сделает шаг вперед и представится. После того, как он вернется на свое место, все мы сделаем шаг вперед и повторим его слова и интонацию и движения тела.

Хорошо! Можете присесть на стулья.

 

1.     Теоретическая часть

 

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Безусловно, вы родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаете  готовить его к поступлению в школу.

Что надо сделать, чтобы ребенок попал в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом положительные эмоции - цель сегодняшнего нашего разговора.

Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

Тест А.Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?»

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на схему - что представляет собой школьная готовность.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность  складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л.И. Божович представляла  готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника  и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации  развития ребенка.

 

Физическая готовность

 

1. Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?

Это сохранение здоровья, реализация потребности ребенка в движении; укрепление организма; физические  способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх и соревнованиях.

Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранять осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

2. Для овладения письмом важно развитие мелких мышц. Описки, пропуски букв, различная высота букв - результат недостаточного развития «ловких мышц».

Хорошо развивает ручную умелость рисование карандашом, кистью, красками, лепка, оригами, игры с мелкими материалами, игры с пипеткой, бельевыми прищепками, различные пальчиковые игры.

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала его своей главной деятельностью - учебой.

Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка
Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

                                                                           под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

                                                                           под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

1. от взрослого;

2. принятой системы воспитательной работы

 

Интеллектуальная готовность

Вторым по значимости компонентом психологической готовности называют интеллектуальную готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором живет, название страны, ее столицы, имя и отчество матери, отца, где они работают; понимать, что их бабушка - чья-то мама, отца или матери. Должен знать времена года. Части суток, их последовательность и основные признаки, название месяцев, основные виды деревьев, цветов, различать диких и домашних животных, ориентироваться во времени и пространстве и ближайшем окружении.

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.

Но бывает интеллектуально пассивные дети. Им требуется развивать любознательность и использовать такие игры «Бывает – не бывает», «Каждой вещи свое место» и др.

Не следует отмахиваться от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно заметить, истолковать замеченное явление.

Необходимо развивать воображение, мышление, восприятие. При низком уровне воображения, возникают трудности в освоение письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи. Сейчас печатается очень много книг с играми, упражнениями по развитию психических процессов. Ими можно воспользоваться.

 

Эмоционально-волевая готовность

Эмоционально-волевая готовность, предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание).

Волевая готовность предполагает умение ребенка ставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего волевого усилия; умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

 

Коммуникативная готовность

Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, т.е. качества обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

 

 2. Практическая часть

-Разбор педагогических ситуаций (см. приложение).

Заключительная часть

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Мотивационная готовность

 

Ситуация 1

 

Мама Вани считает, что  ее сын имеет необходимые знания, умения, навыки для обучения в школе. Но в беседе с Ваней она узнала, что у него нет желания идти в школу.

Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, в школе ему будет трудно.

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе?

Вам поможет памятка, где перечислены виды совместной деятельности взрослого с ребенком, помогающей при формировании мотивационной готовности (см приложение).

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей.

·                                                 «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»

·                                                «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

·                                                «Ты наверно у нас будешь двоечником»

·                                                Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,

·                                                «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»

·                                                «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

 

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание  идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и  делает ответственным за свою самооценку ребенка или   предъявляет к нему завышенные требования.

 

Ситуация 2

 

Представьте себе урок математики. Учитель объясняет условие задачи: «дети поехали в лес за грибами. Мама  собрала 4 гриба…» Едва услышав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже летом грибы собирали».

Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Из ситуации видно, что у детей недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах.

 

Ситуация 3

 

«Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится Светой, а света собой.

как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше.

 

Эмоционально-волевая готовность

 

Ситуация 4

 

Сережа был довольно развитым мальчиком, к моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но не смотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней он стал нарушать дисциплину, вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

Что послужило  причиной неуспехов Сережи в школе?

Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

 

Коммуникативная готовность

 

Ситуация 5

 

Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас такая тихая, спокойная, не бегает, как  другие, сидит с куклой и что-то ей шепчет. Прямо» золото, а не ребенок».

Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?

 

Ситуация 6

 

Мама рассказывает: «С 2 лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю в школьной жизни, ей будет не легко?!»

Права ли мама в своих волнениях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест  «Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу»

(автор А.Е.Хасанов)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним,

поставьте рядом 1 балл».

1. Вы считаете, что Вашему ребёнку будет трудно учиться в школе?

2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребёнок чаще будет болеть?

3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребёнок достаточно быстро и успешно

    овладеет чтением, письмом, счётом?

4. Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?

5. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно

    самостоятельными?

6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребёнку?

7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребёнка?

8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы

    Вашего ребёнка?

9. Без Вас ребёнок часто плачет, угнетён?

10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребёнка лучше обучать дома, чем в

    школе?

11. Вы считаете, что Ваш ребёнок будет сильно уставать в школе?

12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?

13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребёнок станет непослушным?

14. Ваш ребёнок напрочь отказывается идти в школу без Вас?

15. Вы уверены, что дети-первоклассники ещё не способны на взаимопомощь и

    дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опёки над ребёнком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребёнка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)