Конспект урока
Тема урока №1 «Россия – наша Родина»
Цель: Познакомить учащихся с понятием духовного мира человека и культурных традиций и для чего они существуют.
Задачи:
Образовательные: учить детей видеть специфику предмета, непохожесть на другие школьные предметы; воспитывать любовь к Родине, уважение традициям, духовным ценностям человека; развивать интерес к изучению нового, необычного.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков рефлексии; умение самостоятельно делать выводы, выражать свое отношение к изучаемым на уроке вопросам.
Познавательные: обучение умению анализа текста с приведением доказательств и аргументов; развитие у обучающихся навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других мыслительных операций.
Коммуникативные: обучение учащихся выстраиванию понятных для собеседника высказываний; формирование толерантности; формирование умения работать в парах, группах, отстаивать собственное мнение без ущемления интересов собеседника; обучение навыкам сотрудничества и сотворчества.
Регулятивные: понимание учебных целей и задач; осуществление регуляции собственных действий и поведения; обучение навыкам самоконтроля и самопроверки.
Основные термины и понятия: Россия. Родина. Отечество. Духовные традиции.
Межпредметные связи: история, литература, ИЗО и музыка, история и культура народов России, география.
Ход урока.
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! В этом учебном году вы будете изучать новый предмет «Основы мировых религиозных культур», который познакомит вас с материальными и духовными ценностями народов нашей Родины. Вы узнаете, чем богато наше Отечество, что такое традиции и для чего они существуют. Впереди нас ждет много интересного. Новые знания помогут нам стать более умными, образованными, самостоятельными, терпимыми и добрыми.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на слайд и скажите, о чём мы сегодня будем говорить
на уроке?
Слайд 1.
- Правильно, о Родине. Сегодня мы с вами поговорим о Родине, о народе, традициях.
Тема урока: Россия – наша Родина
Слайд 2.
- Посмотрите на слова: Россия. Родина. Отечество. Духовный мир. Культурные традиции. Какие слова вам знакомы? Какие нет?
- Какова же будет цель нашего урока?
Цель урока:
Слайд 3.
3. Работа над новым материалом
- С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?
Слайд 4.
(Ответы учащихся)
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина – это наш край, город, поселок.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит, наша школа.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
- Послушайте, как на этот вопрос ответил поэт Владимир Степанов
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?»
Слайд 5
Что
мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Слайд 6
Что
мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Слайд 7
Что
мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Слайд 8.
КЛАСТЕР
- Назовите слова, которые помогают охарактеризовать понятие Родина
Отечество, Россия, природа, культура, народ, семья
Отдохнем.
Слайд 9.
Физкультминутка.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
4. Важные понятия темы.
- Ребята, в этом шуточном стихотворении говорилось о мире вокруг нас. Этот мир бесконечен и многообразен. Все, что нас окружает, можно поделить на 2 части:
Слайд 10.
Мир материальный и духовный.
- Приведите примеры: что относится к миру материальному? Духовному?
На наших уроках мы больше будем говорить о духовном мире или как его еще называют, мире культуры.
- Теперь давайте обратимся к учебнику (стр.4) и посмотрим, что об этом говорит автор.
Вопросы по прочитанному тексту:
- Что включает в себя понятие «духовный мир»?
(нормы поведения, законы, традиции, знания, информация, содержащаяся в книгах, произведения искусств, кино, отношения между людьми…)
- Какие школьные предметы помогают нам узнать этот мир? (русский, иностранный, математика, информатика, чтение, ИЗО)
Духовный мир – это нормы поведения, законы, традиции, знания и информация, содержащаяся в книгах. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. На следующем уроке вы узнаете, что такое религия.
Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой неповторимый внутренний мир, душа. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
Например, глядя на одну и ту же картину, человек отреагирует по-разному. Кто-то пройдет мимо, а кто-то будет, стоят около нее долго. А почему, как вы считаете? (Ответы детей)
- Да, картина произвела впечатление. Она задела его душу. Она проникла в его духовный мир и оставила там след.
- Как вы считаете, люди, у которых богатый духовный мир: они могут совершать зло? (Ответы детей.)
- А какие черты характера свойственны этим людям? (Ответы)
Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.
Слайд 11.
- Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав. (Ответы детей.)
- Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться
. Добрые дела – это пища для души.
Слайд 12.
- Как не разрушить свой внутренний мир? Духовный мир?
Для этого вы и начали изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
- В духовном мире есть свои дороги. Это традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков.
Слайд 13
ТРАДИ́ЦИЯ.
То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции. Семейные традиции.
Слайд 14
Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны.
Учебник с.6 (до слов «…светлым и радостным»
- На чем основаны культурные традиции ? (на ценностях)
Слайд 15
Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции.
И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений.
Ценности живут в духовных традициях. Без традиций они погибают.
-Что составляет морально-этические ценности ( – это простые правила общественного поведения). (добро, милосердие, взаимопонимание….)
Все эти ценности дороги для духовного человека. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Без этих ценностей жизнь человека теряет смысл.
- Для чего существуют культурные традиции? (чтобы сделать духовный мир человека богатым)
Слайд 16
Главная ценность России – люди, их жизнь, труд,
культура.
Закрепление материала. Работа в паре.
- Итак, сегодня мы говорили о родной стране, рассмотрели её с разных сторон.
Давайте еще раз повторим основные понятия. У вас лежат на столе карточки с
вопросами, вы будете работать в паре.
Проверка задания.
Рефлексия. Слайд 17
- Вспомните, какую цель вы ставили перед изучением новой темы.
- Можете ли вы теперь дома родным рассказать, что такое духовные мир, культурные традиции, и для чего они существуют?
Домашнее задание. с. 6 вопросы и задания
- мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной;
- я верю, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину;
- я благодарю всех вас за активную работу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.