Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Салям»
Городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «Салям»
________________Арсланова Э.Н.
« _____»_________________2019
Городской конкурс социальных проектов
«Уфа-любимый город»
Проект «Мой дом-Башкортостан»
Номинация «Мир творчества»
Авторы:
Ишмуратова О.М.
Шамсутдинова Г.Т.
Уфа-2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Обоснование необходимости проекта………………………………………….3
Актуальность и новизна проекта……………………………………………….3
Участники проекта и сроки реализации………………………………………..3
Цель и задачи проекта…………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………4
Этапы реализации………………………………………………………………..4
Модули реализации проекта…………………………………………………….4
План реализации проекта………………………………………………………..4
Основные принципы реализации проекта……………………………………...8
Технологии и формы работы…………………………………………………....8
Ожидаемые результаты………………………………………………………….9
Перспективы развития проекта……………………………………………..10
Используемая литература………………………………………………………10
Приложения…………………………………………………………..............11-41
Обоснование необходимости проекта
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории, культуре, народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать.
В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа и это сейчас актуально как никогда.
Проект «Мой дом – Башкортостан» разработан в связи с 100-летним юбилеем со дня образования Республики Башкортостан, 100-летием со дня рождения Мустая Карима и необходимостью патриотического воспитания детей, их культурного и образовательного развития.
Новизна проекта - в тесном сотрудничестве дома-музея Ленина с учреждением дополнительного образования Детско-юношеским центром «Салям», совместном решении педагогических, воспитательных и творческих задач.
Цель проекта: формирование у подрастающего поколения сознательной духовно-нравственной гражданской позиции, чувства сопричастности к истории и культуре своей малой родины и ответственности за ее будущее
Задачи проекта:
Ø привлечение внимания детей, подростков и молодежи к истории и культуре родного края;
Ø развитие интереса к процессу более глубокого познания исторических и культурных корней Республики Башкортостан;
Ø развитие образного мышления и творческих способностей у детей, подростков и молодежи;
Ø приобщение подрастающего поколения к искусству;
Ø привлечение внимания учащихся к родной литературе;
Ø расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве народных поэтов Башкортостана;
Ø развитие навыков литературной речи, публичных выступлений юных участников проекта;
Ø развитие умения обобщать, анализировать, формировать и выражать свое личное отношение.
Сроки реализации проекта (продолжительность, начало и окончание)
Продолжительность: 3, 5 месяца (среднесрочный)
Дата начала: 1 сентября 2019 года
Дата окончания: 18 декабря 2019 года
Вид проекта: социальный, творческий, информационный.
Тип проекта: совместный
Участники проекта:
Ø Учащиеся детско-юношеского центра «Салям» в разных возрастных категориях от 9-15 лет
Ø Педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Салям» Ишмуратова Ольга Михайловна
Ø Сотрудник дома- музея Ленина Шамсутдинова Галия Тимерхановна
Основное содержание проекта
Этапы реализации
Подготовительный этап: совместное определение тем мероприятий, целей и задач, разработка плана реализации проекта-сентябрь
Основной этап: реализация плана совместной работы и проведение мероприятий: октябрь-декабрь
Итоговый этап: совместное подведение итогов работы, определение дальнейших перспектив-декабрь
Модули реализации проекта:
1. Конкурс детских творческих работ на тему «Мой дом-Башкортостан»
2. Мероприятие, приуроченное к 100-летию Республики Башкортостан
3. Конкурс чтецов поэтических произведений Мустая Карима в рамках Республиканской музейной акции «Птиц выпускаю из своей груди»
4. Экскурсия «По главной улице пройдусь…» к 100-летию РБ
5. Новогодний интеллектуальный поединок
6. Литературно-музыкальная гостиная и конкурс чтецов произведений Мустая Карима «Не русский я, но россиянин»
План реализации проекта
Ø Конкурс детских творческих работ на тему «Мой дом-Башкортостан»
Цель: стимулировать творческую активность детей и подростков
Задачи:
Ø выявлять детей и подростков, обладающих творческим потенциалом и склонностями к занятиям прикладным творчеством;
Ø предоставить одарённым детям и подросткам площадку музея для демонстрации своих творческих достижений;
Ø поощрять наиболее интересные работы участников призами и наградами;
Ø пропагандировать художественное и прикладное творчество детей как достойное занятие, оказывающее положительное влияние на умственное и социальное развитие ребёнка.
Ø привлекать внимание учащихся к истории и культуре родного края
Время проведения: начало октября
Ответственные:
Ишмуратова О.М.- провести конкурс творческих работ в ДЮЦ «Салям», отобрать лучшие работы в разных жанрах и доставить на выставку.
Шамсутдинова Г.Т.- провести выставку детских работ в музее Ленина, наградить победителей
Описание работы
МБУ «Дом-музей В. И. Ленина» г. Уфа объявляет конкурс детских творческих работ на тему «Мой дом-Башкортостан». Учащиеся ДЮЦ «Салям» под руководством педагогов выполняют работы в любых изобразительных техниках (живопись, графика, аппликация, скульптура, гобелен, макетирование, смешанные техники) к заранее обусловленному сроку. Все работы учащихся выставляются в Доме-музее В. И. Ленина. Через несколько недель объявляется подведение итогов конкурса творческих работ.
Ø Мероприятие, приуроченное к 100-летию Республики Башкортостан
Цель: показать значимость юбилейной даты в истории республики
Задачи:
Ø познакомить учащихся с историей образования башкирской автономии;
Ø воспитывать любовь к своей малой родине;
Время проведения: 9 октября
Ответственные:
Шамсутдинова Г.Т.-разработать сценарий мероприятия и подготовить площадку;
Ишмуратова О.М.-подготовить с детьми театрализованное представление.
Описание работы
В Доме-музее В. И. Ленина проводится совместное мероприятие, приуроченное к 100-летию Республики Башкортостан. Дети ставят театрализованное представление, основанное на реальных исторических событиях, о подписании в Кремле первого в истории страны Соглашения об автономии отдельного субъекта, коим впервые в истории явилась Республика Башкортостан. На мероприятии ребята участвуют в исторической викторине, приуроченной к 100-летию республики, проводится экскурсия по музею.
Ø Конкурс чтецов поэтических произведений Мустая Карима в рамках Республиканской музейной акции «Птиц выпускаю из своей груди»
Цель: популяризация литературного наследия народного поэта РБ М. Карима;
Задачи:
Ø воспитание любви к родному краю и своему народу;
Ø пропаганда ценности чтения, формирование культуры личности;
Ø выявление и поддержка талантливых детей, популяризация жанра художественного слова.
Время проведения: 19 октября
Ответственные:
Шамсутдинова Г.Т.-разработка сценария литературной гостиной и конкурса чтецов
Ишмуратова О.М.-подготовка выступлений учащихся
Описание работы
К 100-летию со Дня рождения народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима МБУ «Дом-музей В. И. Ленина» готовит совместно с педагогом ДЮЦ «Салям» конкурс чтецов. Под руководством педагога Ишмуратовой О.М. в ДЮЦ «Салям» дети знакомятся с творчеством писателя, поэта, драматурга М.Карима, разучивают стихи, оттачивают свои навыки публичных выступлений, работают над речью, интонацией, актерским мастерством. В объявленный день в рамках конкурса чтецов «Птиц выпускаю из своей груди» все ребята выступают с подготовленными поэтическими выступлениями. Сотрудники музея в рамках литературной гостиной знакомят ребят со страницами жизни и творчества Мустая Карима. В рамках мероприятия организована встреча с односельчанами народного поэта, с учителями, которые имеют опыт личного общения с писателем. Гости вечера демонстрируют детям фотографии с Мустаем Каримом из личного архива и раассказывают о творчестве писателя много интересных фактов. В ходе беседы дети знакомятся с писателем еще ближе.
Ø Экскурсия «По главной улице пройдусь…» к 100-летию РБ
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу
Задачи:
Ø познакомить экскурсантов с историей зданий на улице Ленина,
Ø выдающимися людьми, жившими, работавшими и творившими здесь
Время проведения: начало ноября
Ответственные:
Ишмуратова О.М.- разработка маршрута экскурсии, подбор материала, проведение экскурсии для учащихся ДЮЦ «Салям»
Описание работы
Ишмуратова О.М. разрабатывает и проводит экскурсию для ребят по улице Ленина с посещением самых значимых объектов: Гостиный двор, фонтан «Семь девушек», памятник З.Исмагилову, народный дом Аксакова (театр оперы и балета), памятник С.Т.Аксакову, дворянское собрание, аллея скульптур и национальная библиотека им. З. Валиди.
Ребята знакомятся с историей гостиного двора, народного дома Аксакова и дворянского собрания, кратко с биографиями З. Исмагилова, С.Т. Аксакова, Ф.И. Шаляпина и А.З. Валиди.
Ø Новогодний интеллектуальный поединок
Цель: развитие мотивации к учению на основе
увлекательной новогодней игры.
Задачи:
Ø развитие навыков сотрудничества и командного духа при решении общих задач;
Ø развитие творческих навыков учащихся по применению знаний в новых ситуациях;
Ø ознакомление с новогодними традициями в России и других странах мира;
Ø создание новогоднего настроения.
Время проведения: 11 декабря
Ответственные:
Шамсутдинова: разработка сценария Новогоднего Брейн-ринга и подготовка площадки к мероприятию.
Ишмуратова О.М.- беседа с учащимися о новогодних традициях разных стран.
Описание работы
Для ребят организуется интеллектуальный поединок, где тема родного края расширена и дополнена новогодней тематикой. В ходе интеллектуального Брейн-ринга ребята узнают о самых популярных праздниках родного региона, а также о том, как встречают Новый год в разных странах мира. Таким образом, знания о республике, о родной земле даются не локально, а в контексте мировой истории, литературы, искусства и культуры.
Ø Литературно-музыкальная гостиная «Не русский я, но россиянин»
Цель: подведение итогов проекта «Мой дом-Башкортостан» Задачи:
Ø закрепление знаний о творчестве народного поэта республики Башкортостан М. Карима;
Ø отработка навыков публичных выступлений у детей;
Ø продвижение традиций башкирской классической литературы;
Ø формирование гражданской позиции и патриотических взглядов учащихся;
Время проведения: 18 декабря
Ответственные:
Ишмуратова О.М.-подготовка учащихся, организация и проведение литературно-музыкальной гостиной в ДЮЦ «Салям»
Описание работы
Итогом совместной многомесячной работы ДЮЦ «Салям» и МБУ «Дом-музей В. И. Ленина» становится литературно-музыкальная гостиная «Не русский я, но россиянин». С целью расширить и закрепить знания о творчестве народного поэта республики, отточить навыки публичных выступлений у детей литературная гостиная проводится и в ДЮЦ «Салям». Сотрудники музея участвуют в ходе мероприятия у коллег, оценивают выступления детей в составе жюри.
Основные принципы реализации проекта
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип развивающего развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника), определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Для достижения положительного результата действия проекта педагог центра «Салям» и сотрудник дома-музея Ленина использовали следующие технологии:
Ø личностно-ориентированные,
Ø групповые,
Ø коллективные
Формы работы:
Данные технологии реализуются в:
Ø беседах,
Ø коллективных творческих делах,
Ø кружковой работе,
Ø экскурсиях,
Ø интеллектуальной игре,
Ø конкурсе чтецов,
Ø проведении литературных гостиных
Ø
Ожидаемые результаты
После завершения проекта учащиеся научатся:
Ø создавать свои творческие работы;
Ø продуктивно работать в команде;
Ø действовать в интересах группы;
Ø работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
Ø оценивать степень успешности своей деятельности;
Ø выступать на публике и декламировать стихотворения;
Ø организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Ø кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
Ø привлекать внимание других людей к проблемам сохранения и бережного отношения к истории и культуре родного края;
Ребята познакомятся:
Ø с жизнью и творчеством М.Карима;
Ø с культурными объектами улицы Ленина;
Ø с историей образования Республики Башкортостан
Перспективы дальнейшего развития проекта
Итак, итоговым продуктом реализации социально-педагогического проекта «Мой дом-Башкортостан» стала Литературно-музыкальная гостиная «Не русский я, но россиянин», которая прошла на высоком уровне. Опыт совместной работы ДЮЦ «Салям» и Дома-Музея Ленина показал, что при взаимосвязи работников культуры и искусства с педагогами, легче, быстрее и интереснее решаются общие задачи обеих сторон. Проект «Мой дом – Башкортостан» апробирован. Мы видим интерес, с которым дети участвуют в нем и скорость достижения результатов. Данный проект планируется реализовывать ежегодно. Считаем, что поставленные задачи в ходе реализации проекта выполнены и цель достигнута.
Использованная литература
1. Аминев З.А. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии. Уфа, 1966; Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа, 1995.
2. В.В. Дубленных. Творчество Мустая Карима – многонациональное художественное достояние. Баимов. Р. Истоки и устья. Уфа, 1993
3. Хренков. Д. Мустай Карим. Литературный Портрет., М., 1963
4. Хусаинов Г. Мустай Карим. Уфа, 1994
5. Хусаинов Г. Народный поэт Мустай Карим. Уфа, 1965
6. А.А. Валидов – организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917 – 1920 гг.) Сборник документов и материалов. / Сост. Н.М. Хисматуллин и др. Ч.1, 2. Уфа, 2005, 2011.
7. Игры, викторины и конкурсы : пособие для педагогов / рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2013.
Приложение 1
Сценарий литературно-музыкальной гостиной и конкурса чтецов поэтических произведений Мустая Карима в рамках гостиной «Птиц выпускаю из своей груди»
Ход мероприятия
Примечание: все стихи в сценарии читают дети. Ведущие не будут озвучивать имя, фамилию и возраст каждого, чтобы не дробить цельность общего сценария. У каждого участка будет номер, а у жюри будут номера с ФИО и возрастом.
Звучит музыка, звучат строки
Ведущая
Мне с датою рожденья повезло:
Я родился не рано и не поздно…
Гудит октябрь… Двадцатое число…
Березы сыплют на тропу мне звезды.
Мне повезло с землей моей.
Ты – чудо, Башкирия!
Ты – свет в моей судьбе!
Аксакал национальной литературы, знаменитый ныне во всем мире поэт, писатель, драматург Мустай Карим родился в деревне Кляшево ныне Чишминского района республики в многодетной крестьянской семье. Эпосы, легенды, народные сказки и предания из уст своей старшей матери стали колыбелью его творчества. Свои первые творческие этюды, которые вырастут в бессмертные пьесы, повести и стихи, народный поэт пишет еще будучи подростком.
Уч.1
Я белый лист кладу перед собой
Бумаги чистой
И черный карандаш, что к ней судьбой
Навек причислен.
Карандаши придется очинить,
Берясь за дело.
Но не спеши, рука моя, чернить
Лист этот белый!
Бумага белая! Огонь ли, лед -
Что в ней таится?
Она - судьба ребенка, что вот-вот,
Сейчас родится…
На белом - черный карандаш подряд
Чего не чертит!..
Недаром - все на свете, говорят,
Бумага стерпит.
И радостную весть, и всякий вздор,
И труд ученый…
На белом пишет смертный приговор
Тот стержень черный.
Мольбу о снисхожденье пишут здесь,
Отмену срока:
Помилованье в этом мире есть -
Не так жесток он…
Указ о мире. О войне приказ -
Все черным, тем же,
И смотрит мир, не отрывая глаз,
На кончик стержня…
Любимая!.. Здесь белый снег в тиши
Замел все снова…
По белому ты черным напиши
Одно лишь слово:
"Люблю…"
Ведущая:
В 19 лет Мустай Карим уже в республиканском Союзе писателей. Он оказался первым из 12 братьев и сестер, кто получил высшее образование. В роковой для Советского Союза 1941 год юноша заканчивает языковой и литературный факультет Башкирского государственного педагогического института. Получает направление в село Ермекеево, где должен был приступить к учительской деятельности и обучать школьников башкирскому и русскому языкам.
Но в планы вмешалась война, и Карим вместе с группой земляков отправляется в Муром, в военное училище связи. После обучения в должности младшего сержанта в 1942 году он отправляется на Брянский фронт в артиллерийский дивизион.
Уч.2
Я ухожу, товарищи на фронт,
Чтоб стариков текла спокойно старость,
Чтоб нашим девушкам краса осталась,
Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,
Чтобы над Белой не сгущались тучи.
- Товарищи, я ухожу на фронт.
За ту весну, что навсегда настанет,
За светлый сад, которым край наш станет,
За маленького сына моего,
И Родины любимой торжество!
- Орудий грохот. Едкий дым
Сползает по горе.
Звезда над лагерем моим,
Атака на заре!
- Копытом иноходец бьет,
По ледяной горе.
Не спят джигиты, каждый ждет
Атака на заре!
- Клинок отточенный со мной
В узорном серебре
С победой я вернусь домой!
Атака на заре!
Уч.3
Солдат на фронте дождю не рад:
Дьявольская беда!
Насквозь промокла его шинель,
По пояс в окопе вода.
«Заштопать бы чертову в небе дыру!» -
Но дождь проливной глух.
Солдат впервые за много лет
Выругал дождь вслух.
Вдруг треснула туча, и молний блеск
Прошел сквозь разрядов дым.
Солдату почудилось: свет такой
Он видел над полем родным.
Ему показалось: от слез дождя
На Белой волна дрожит.
А сын Ильгиз, как в детстве отец,
Сквозь дождь босиком бежит.
«Дома мне быть бы»,- подумал он...
А дождь по брустверу бьет...
Мокрой шинелью накрылся солдат:
«К лучшему! Пусть идет»
Уч.4
Глотая пыль, глотая гнев и горечь,
В поту соленом, в гари и пыли,
На вспененных конях, с жарою споря,
Мчим на закат, пылающий вдали.
У дома, развороченного танком,
Чадит бревно последнее. И там
Стоит девчушка, черный чад глотая,
Взгляд устремив опустошенный к нам.
Вдруг встрепенулась: «Наши, наши, наши!..»
Махнула нам рукой издалека
И улыбнулась. Средь золы и сажи
Была улыбка детская горька.
Была душой России та девчушка,
Цветком, что никогда не отцветет.
Ее улыбка - днем была грядущим,
Который к нам через Берлин придет.
Ведущая: Уже в 1942 году молодой солдат получает тяжелое ранение в грудь и полгода проводит в госпиталях. После выписки Карим снова возвращается на линию фронта, но уже в качестве корреспондента военных газет «За честь Родины» и «Советский воин». Мустая Карима с войны ждет молодая жена, Рауза Мустай, с которой они после окончания педагогического института вместе должны были ехать в Ермекеево работать учителями. Любовь к ней он пронес через всю войну. Свое знаменитое стихотворение «Цветы на камне» он написал своей жене с войны.
Уч.5
Ты пишешь мне в печали и тревоге
Что расстоянья очень далеки,
Что стали слишком коротки и строги
Исписанные наскоро листки,
Что дни пусты, а ночи очень глухи
И по ночам раздумью нет конца,
Что, вероятно, в камень от разлуки
Мужские превращаются сердца.
Любимая, ты помнишь об Урале,
О синих далях, о весенних днях,
О том, как мы однажды любовались
Цветами, выросшими на камнях?
У них от зноя огрубели стебли,
Перевились в колючие жгуты,
Но, венчики пахучие колебля,
Цвели все лето нежные цветы.
Когда бы сердце впрямь окаменело
Среди боев без края и числа,
Моя любовь, которой нет предела,
Цветами бы на камне расцвела.
Ведущая: День Победы 9 Мая 1945 года Мустай Карим встречает в Вене. За проявленное на фронте мужество он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями. Вдалеке от дома любовь к Родине крепнет в душе поэта и лишь набирает высоту. О России, о Башкирии, об Уфе и о родном ауле поэт написал немало проникновенных строк.
Поэт сидит за столом в раздумьях
Уч.6
Башкирия, я снова вдалеке
От звезд твоих, но неразлучен с ними.
Где б ни был, у меня на языке
Всегда твое единственное имя...
И в зимнюю таинственную ночь,
Земля, ты не перестаешь мне сниться,
Являясь мне в трех образах, в трех лицах -
Как мать моя, жена моя и дочь...
Как мать... Кто годы матери считает?..
Ей тысяча, а то и больше лет.
Меж Волгой и Тоболом обитают
Ее сыны, которым счету нет...
Бурлила кровь и страсть моя в душе
У прадеда в любви его и вере.
Да, в предках я существовал уже
Тысячелетие по меньшей мере...
В глазах моих костры отражены,
Что некогда горели на рассвете...
Как дикие степные табуны,
Несутся мысли сквозь тысячелетье.
Поэт:
Я спрашиваю мать: - Дай мне ответ:
Ты счастья не встречала ли в те годы?..
Уч.7 Я все
видала... Все: и мрак, и свет,
И слезы, и лучи, огни и воды...
Вот мой ответ: на черноте земли
Начертан он - до твоего вопроса:
Полынью горькой беды поросли,
А радости - сладчайшим медоносом...
Все испытала. Все свершила я...
Оружие брала... Судьбу молила...
Распались горы, высохли моря.
Но племя сберегла я. Сохранила.
Мать. Тысяча ей лет...-
(поэт обращается ко второй девочке)
Поэт:
Теперь - к тебе,
Ровесница-жена: - Я жду ответа,
Ты счастлива? Какой ты счет судьбе
Предъявишь? Как ты прожила полвека?..
Уч.8
-Я
счастлива ль?.. Все время недосуг
Печаль и радость по местам расставить.
Сгущались тучи, чтоб исчезнуть вдруг,
Снега ложились, чтоб потом растаять...
Восходит солнце... И лучи я пью:
Вот утолить по свету жажду мне бы!..
Поднявшись из глубин, я мысль свою
Ввысь устремляю, к солнцу, к звездам, к небу...
Крылатая, витаю в облаках
Надежд, любви, что жизнь извечно красят.
Порой меня охватывает страх:
Вдруг жизнь мою глаза чужие сглазят...
Поэт:
Ну, дочь моя, скажи мне ты теперь:
Ты крепко ль держишь счастье - дар и чудо?
Уч.9
- Как опознать мне счастье, коль
потерь
И горестей не знала я покуда?!
Ты в спутники мне дай свои порывы
И выдержкой своею награди!
Сам говорил ты: «Счастье - впереди!»
И я спешу, я быть хочу счастливой...
беря в руки чемодан, поэт неспешно делает круг по залу, потом останавливается и заканчивает
Башкирия, я снова
вдалеке
От звезд твоих, но неразлучен с ними.
Где б ни был, у меня на языке
Всегда твое единственное имя...
И в зимнюю таинственную ночь,
Земля, ты не перестаешь мне сниться,
Являясь мне в трех образах, в трех лицах -
Как мать моя, жена моя и дочь...
Ведущая: После окончания войны Мустай Карим всецело отдается творческой и общественной деятельности. У народного поэта опубликовано более 100 сборников стихов и рассказов, более десятка драм. После переводов на разные языки народов мира творчество Мустая Карима обрело планетарный размах.
Уч.10
Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силён:
Я рос, как дуб зелёный на вершине,
Водою рек российских напоен.
Своею жизнью я гордиться вправе —
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Давно Москва, мой голос дружбы слыша,
Откликнулась, исполненная сил.
И русский брат — что есть на свете выше! —
С моей судьбой свою соединил.
Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Пять жизней дай! Им может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.
С башкиром русский — спутники в дороге,
Застольники — коль брага на столе,
Соратники — по воинской тревоге,
Навеки сомогильники — в земле.
Когда же целовались, как два брата,
С могучим Пугачевым Салават,
В твоей душе, что дружбою богата,
Прибавилось любви, мой русский брат
Не русский я, но россиянин. Чести
Нет выше. Я страны советской сын.
Нам вместе жить и подниматься вместе
К сиянию сверкающих вершин.
В душе моей — разливы зорь весенних,
В глаза мои луч солнечный проник.
На сердце — песня радости вселенной,
Что сквозь века пробилась, как родник.
И полюбил я силу в человеке,
И научился радость жизни брать.
За это все, за это все — навеки
Тебе я благодарен, русский брат.
Ты вкус дал хлебу моему и воду
Моих степей в живую обратил,
Ты мой народ, для радости народа,
С народами другими породнил.
Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Десятку жизней может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.
Ведущая:
Мустай Карим необычайно широк в своих творческих мотивах. Он оставил бессмертные произведения в прозе и стихах. Он поэт, прозаик, драматург, который через свои повести, пьесы, стихи нес в мир доброту, мудрость, любовь.
Он остался в памяти современников и в истории страны добрым человеком, который всю жизнь занимался общественной деятельностью во благо своего народа, любящим семьянином, который прожил в браке с Раузой Мустай душа в душу много лет, воспитав сына и дочь; гениальным писателем и драматургом, чьи строки потрясают мир и покоряют сердца.
Произведения мастера подняли на новую высоту башкирскую литературу и являются национальным достоянием России.
Ведущая:
Чтоб старые слова не устарели,
Я повторяю вновь
И в летний зной, и в зимние метели -
Хлеб, Родина, Любовь.
Беру ль оружье, песню ли слагаю
Иль вспахиваю новь,
Всегда, везде извечный ваш слуга я,
Хлеб, Родина, Любовь!
Не оскорби и малой крохи света,
Не вздорь, не суесловь,
Знай, проклянут тебя стократ за это
Хлеб, Родина, Любовь.
Ведущая:
Творчество Мустая Карима – это калейдоскоп человеческих эмоций, чувств, взаимоотношений; это отражение славного пути человека, который в своих строках оставил потомкам богатейший опыт, зрелость и мудрость, любовь к людям и родной земле, свое наставление и благословение жить, любить и творить.
Дорогие друзья! Вот и подошло к концу наше мероприятие. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги конкурса чтецов произведений Мустая Карима, предлагаю вашему вниманию небольшой фильм о поэте.
Для подведения итогов конкурса и награждение победителей на сцену приглашаются …
Приложение 2
Художественная инсценировка получения Башкирией статуса автономной республики в марте 1919 года
Поезд Иркутск-Москва. Шум железной дороги, останавливающегося поезда. Дети цепляются друг за друга паровозиком, какую-то ткань нужно темно-зеленого или синего цвета, на которой надпись Иркутск-Москва. Этот поезд делает круг по музейному залу (поезд удаляется из зала, затихает шум поезда. Тут же в зал заходят Крупская и Ленин. Январь 1900 года.
Ленин: Здравствуй, Уфимская губерния! Надежда Констатиновна, сей город станет твоим пристанищем более, чем на год. Вы не расстроены?
Крупская: О, нет, Володенька, о нет! Тебе вершить судьбу России из-за границы. А для меня жить в окружении ласковых аллей, в радушном доме Прасковьи Ивановны – благоговение и утешение!
Снова звук поезда, Ленин с чемоданом удаляется, Надежда Константиновна ему машет. И тоже удаляется из зала.
За стол в зале садятся 3-5 человек, мальчиков.
Мальчик 1: Башкирское правительство переходит на сторону Советской власти и объявляет себя Башкирской Советской республикой!
Мальчик 2: Но мы не можем больше терпеть, как у башкирского народа изымают хлеб, как вырубают наши леса и как плоды наших земель безжалостно выкачивают не в пользу нашего брата!
Мальчик 3: Решено! Едем в Москву! Мухаметхан Сахипгареевич! Бери исправленный Договор и вперед! Во имя свободы и процветания башкирской земли!
Они встают из-за стола. Включаются звуки поезда либо какая-то другая музыка на несколько секунд.
В зал за стол садятся уже Ленин и несколько человек в одежде того времени. На столе газета искра, печатная машинка, керосиновая лампа. (данные реквизиты предоставит наш музей)
Входят «башкиры», в руках у них листы бумаги – это Соглашение о суверенитете. Они по очереди делают шаг вперед в сторону сидящего за столом Ленина, или Ленин может стоять рядом со столом и слушать.
Мальчик 4: Башкортостан горжусь
тобою
Сияньем радостных твоих огней
Твоею славою, твоей судьбою,
Тобой, прекрасной родиной моей.
(После своего четверостишья мальчик подходит и кладет на стол Ленину Лист бумаги)
Мальчик 5: Башкирия наша богата
В земле ее нефть и руда,
Люди в Башкирии нашей
Любят трудиться всегда.
(После своего четверостишья мальчик подходит и кладет на стол
Ленину Лист бумаги)
Мальчик 6:
Башкортостан — чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля
На зорьке тихо солнце ясное встает
Как белый лебедь Ак-Идель плывет.
(После своего четверостишья мальчик подходит и
кладет на стол Ленину Лист бумаги)
Мальчик 7:
Вся страна от края и до края
Как большая дружная семья
Вот она могучая, большая
Башкирия прекрасная моя.
(После своего четверостишья мальчик подходит и
кладет на стол Ленину Лист бумаги)
Мальчик 8:
Здесь люди несгибаемой породы
Идут любым ветрам наперекор,
Великое содружество народов
Прочнее, чем гранит Уральских гор.
(После своего четверостишья мальчик подходит и
кладет на стол Ленину Лист бумаги)
После этих слов все «башкиры» подходят к столу и кто-то один протягивает листы бумаги. Ленин садится за стол, включается музыка тех времен и происходит подписание договора.
Ленин: Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии с сегодняшнего дня, с 20 марта 1919 года подписано!
Звуки поезда, все покидают зал, а «башкиры», сделав круг, вновь появляются в зале.
Все башкиры хором, держа в руках документ:
От башкирского народа
Край родной поздравлю я
Ты богата и сильна
О, Башкирия моя!
Включается Гимн Башкирии и под него закадровый текст:
Закадровый текст: Историки утверждают, что 14-месячный опыт башкирской автономии с марта 1919-го по май 1920 года поистине уникален и бесценен. Башкирская Советская Республика — первая из советских автономий — была у истоков российского федерализма.
Художественная инсценировка получения Башкирией статуса автономной республики в марте 1919 года представлена Детско—юношеским центром «Салям»
Приложение 3
Конспект экскурсии «По главной улице пройдусь…» к 100-летию Республики Башкортостан
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наша экскурсия пройдет в исторической части города на улице Ленина, которая издана считалась и сейчас является главной улицей нашего города. Эта улица видела разные эпохи и события.
Вы знаете, что в 2019 году республике Башкортостан исполняется 100 лет, она была образована в 1919 году. За прошедшее столетие Башкортостан и Уфа очень изменились, лишь немногие здания напоминают нам о старой Уфе.
Сегодня город Уфа - столица многонациональной суверенной Республики Башкортостан, прекрасный современный город.
Он расположен на высоком плоскогорье между трех рек: Белой, Уфимки и Демы. Прекрасна Уфа, утопающая в зелени парков, скверов, аллей. Ей посвящают свои стихи поэты.
«В кольце крутых излучин Ак-Идели,
Как богатырь в серебряном ремне,
Ты часовым Урала с колыбели
Стоишь, Уфа, навек родная мне».
-пишет Назар Наджми.
Но на месте современной Уфы в древние времена существовал богатый и большой город. По мнению историков и археологов Уфе не менее 1500 лет, но официальную же историю города принято отсчитывать от 1574 года, с момента основания Уфимской крепости.
Сейчас трудно представить, что начиналась история города с небольшой крепости, острога. После присоединения Башкирии к Русскому государству царь Иван Грозный, по просьбе башкир, направил в 1574 году отряд русских стрельцов под руководством выборного дворянина Ивана Григорьевича Нагого. В православный праздник Пресвятой Троицы (6 июня по старому стилю), высадившись со стругов, московские стрельцы на берегу реки Белой Воложки (так в старину называли р. Белая) основали новую русскую крепость для защиты башкир от нападения и вторжения сибирских народов.
Место для его строительства было выбрано весьма удачно. Кремль находился на возвышенности. Его защищала река Белая и ров. К великому сожалению Уфимский Кремль не сохранился. Сейчас его на месте находится памятник «Монумент Дружбы», хорошо известный всем вам.
Проходили столетья. Уфа менялась и расширялась. В каждом городе одним из главных мест всегда была торговая площадь и Гостиный двор. Наш гостиный двор сберегли и сейчас мы его увидим.
Ребята! Мы с вами находимся на территории Гостиного двора.
Верхнеторговая площадь (так она раньше называлась) издавна притягивала торговцев.
Гостиный двор – это древнерусское название помещений преимущественно для оптовой торговли, отводившихся в городах первоначально только для иностранных или приезжих купцов-гостей. Образцами служили подобные учреждения на Западе. Особенностью гостиного двора, тоже заимствованной с Запада, было то, что купцы не только торговали в нем, но и жили.
В позднее время гостиные дворы утратили свое первоначальное значение и превратились просто в центральные городские рынки, в торговые ряды, открытые для всякого рода купцов.
На территории гостиничных дворов строились ряды лавок, торговых помещений и складов, объединенных крытыми галереями. В XVII веке сооружение таких дворов дополняли прямоугольные площадки, обнесенные стенами с башнями и проездными воротами.
Первые Гостиные дворы появились в крупных городах России более 300 лет назад и всегда оставались привилегированными и излюбленными местами торговли и развлечений.
Оказывается, что ещё с конца 16 века основная торговля, куда съезжались купцы из разных городов, велась на нижнем базаре, который располагался недалеко от нынешнего Монумента Дружбы. Но базар страдал от пожаров и разливов протекавшей рядом реки Белой. По этой причине его решили перенести подальше за гору, отсюда взялось название Верхняя торговая площадь.
На рынок приезжали купцы из разных городов России и каждый год с 20 января по 1 февраля здесь проводились крупные ярмарки, которые превращались в настоящий праздник для города.
В Уфе второй половины 18 века Базарная площадь была самым оживленным местом города. С раннего утра и до позднего вечера там не смолкала шумная толчея. Чем только там не торговали: хлебом и мехами, молоком и овощами, мясом и кожами, галантереей, посудой и платьем. Торговали и с обозов, и с телег, и с открытых лавок, и с деревянных тогда ещё рядов. А вечерами, когда торговцы разъезжались по домам, устаивалось гульбище. На покрытой зеленью поляне собирался народ. Молодежь веселилась: играли в салки-горелки, плясали и распевали песни.
Вот как вспоминал о тех временах известный башкирский художник А.Э. Тюлькин: «Самыми сильными и яркими впечатлениями детства были уфимские ярмарки. … кружились нарядные карусели, осыпанные стеклярусом и бисером, с пятнистыми, черными или белыми конями из папье-маше… В народный цирк мы пробирались через щель, проделанную в уборной. … Особенно незабываемое зрелище представляли акробаты-гимнасты, … наездницы на скакучих лошадях, … сердце замирало, когда бесстрашно пролетали над горящими люстрами тарелки жонглеров»
Тогда уже в народе ходили разговоры о том, что ветхими стали торговые ряды, надо бы строить новые: растет Уфа, ширится. Но строительство так и не начиналось. И в 1759 году старые деревянные торговые ряды уничтожил пожар. Но Базарная площадь продолжала свою бурную жизнь и после пожара: торговцы сами строили первые крытые лавки.
И наконец в генеральный план развития города был включен вопрос о возведении целого торгового комплекса. Запланировано оно было в 1812 - 1815 гг. А строили его с 1825 г. почти в течении 40 лет по проекту петербургского профессора архитектуры А. И. Мельникова. За это время торговые ряды много раз меняли свою форму, в конечном итоге они представляли собой прямоугольник, с открытым пространством в середине, где так же шла оживленная торговля. Весь этот торговый прямоугольник находился в квартале ограниченном улицами Александровской (ул. Карла Маркса), Центральной (ул. Ленина), Большой Успенской (ул. Коммунистическая) и Пушкинской.
Гостиный двор был построен в классическом стиле и имел 56 каменных наружных и 56 внутренних мест для торговли. Торговые места тогда строили из кирпича, потолок имел форму свода, пол делали деревянный, двери (а их было две: с лицевой и задней стороны) и запоры - железные, сверху лавку также крыли железом, для хранения товаров имелся подвал с каменным сводом, с фасада лавки были оштукатурены и соединены коридором.
И уже с 13-го марта 1858 года все места Гостиного двора были отданы торговцам в потомственное пользование за небольшую единовременную плату и рядом они построили свои дома, конторы, склады. Эти дома сохранились до нашего времени: торговый дом купца Д.П. Берштейна (трехэтажное офисное здание со стороны ул. Коммунистической); торговый дом Иванова и Нобеля и здание Общества взаимного кредитования (два двухэтажных корпуса на Верхнеторговой площади); торговый дом братьев Крестовниковых (двухэтажный дом на ул. Ленина, который ныне занимает Макдональдс).
В книге Михаила Сомова «Описание Уфы» говорится: «Вообще торговая площадь представляет далеко не красивый вид. Деревянные лавочки, окружающие гостиный двор и внутри его находящиеся, по местам наваленные брёвна, навоз, остающийся после базарного дня, и непроходимая грязь в ненастье – вот её отличительные черты».Но все же Базарная площадь оставалась излюбленным местом для горожан. Жизнь на Верхне-Торговой площади и Гостином дворе била ключом и зимой и летом.
В годы Великой Отечественной войны в здание Гостиного Двора была эвакуирована Ярцевская и Серпуховская ткацкие фабрики. Так в Уфе появился хлопчато-бумажный комбинат, который обосновался в здании до 1980 года.
В 57 торговых помещениях располагались станки, эвакуированные во время Великой Отечественной войны. Здесь стали выпускать ткани для военного обмундирования, которое шили на швейной фабрике имени 8 Марта и в многочисленных швейных артелях, состоящих из женщин и девочек-подростков.
В 1980 году комбинат переехал в новое здание. Помещения Гостиного двора сильно обветшали и были заброшены на долгие годы. Судьба их была не определена. В разное время планировали построить на этом месте дворец культуры, построить учебные корпуса авиационного института, передать детской художественной школе.
Но горожане каждый раз вставали на защиту исторического памятника.
В 1995 году по Указу президента Башкортостана М. Г. Рахимова началась реконструкция торговых рядов и перед нами предстал современный Гостиный Двор. Его проект был воссоздан уфимскими архитекторами С.В. Голдобиной, С.А. Голдобиным и А.В. Давыденко по старинным чертежам. Центр площади украсил великолепный каскадный фонтан. Гостиный Двор не потерял своей изначальной функции – это деловой, торговый и культурный центр столицы. Даже «народные гуляния» сохранились по сей день: площадь перед «Гостинкой» – излюбленное место отдыха молодежи, и культурные мероприятия здесь устраивают также часто.
В ходе восстановительных работ рабочие рассказывали, что не раз видели фигуру мужчины, одетого в кафтан и высокую шапку, появляющуюся в темных углах и коридорах. Его прозвали купцом. Хранитель это Гостиного Двора или меценат, один из основателей первых рядов, может, погибший купец во время пожара XVIII века – этого никогда не узнать, но после таких рассказов становится понятно, что у стен есть не только уши, но и память, и таинственные обитатели.
11 октября 1999 года воссозданный Гостиный Двор открылся, и стал, как и прежде, торговым, деловым и культурным центром города. Летом 2014 года снова началась его масштабная реконструкция. И в 2015 году он снова предстал перед нами во всей своей красе.(см.Прил.2)
В 2019 году Гостиному Двору исполнится 153 года.
Наша экскурсия продолжается и сейчас мы с вами находимся в уютном Театральном сквере. В центре сквера вы видите удивительный фонтан!
Фонтан «Семь девушек» появился недавно, в 2015 году, но уже завоевал любовь жителей и гостей столицы, благодаря своей красочности и изяществу. Скульптурная композиция представляет собой крупную чашу в центре и семь девичьих фигур, расположенных вокруг фонтана. В основу ее создания была положена древняя башкирская легенда.
История повествует о молодых девушках, которые были друг на друга похожи так, что не отличить. Красавицы были одним ликом, душой и поведением. Более того, они всегда были первыми как в творчестве, так и работе. Но случилось с красавицами несчастье, на их кров напали вражеские племена, которые убили всех мужчин и забрали силой женщин. Стражи очень тщательно следили за девушками, не давая им покоя. Чтобы молодые особы не сбежали, им порезали ноги и применили конский волос, вставив его в надрезы. Несмотря на то, что девицы могли после этого ходить, убежать они из племени не могли. Однако красавицы были гордые и не стерпели такого издевательства над собой. В результате им удалось сбежать из-под стражи в башкирские степи. Когда стражники заметили отсутствие пленниц, то начали преследование. Им удалось практически нагнать красавиц… Но хитрые, отважные и умные девицы решили спрятаться в озере и так пропали в воде. Они остались непокорёнными и неугнетёнными! В миг их исчезновения в ночном безмолвном небе загорелись семь ослепительных звезд под названием «Етегэн йондоз». В переводе это значит - «Большая медведица». Эта легенда стала основой для создания этой прекрасной композиции. Автором стал известный башкирский скульптор Ханиф Хабибрахманов. Он разработал этот проект при помощи девушек из ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова.
Здесь же мы видим памятник известному башкирскому композитору Исмагилову Загиру Гариповичу. Уже известный нам скульптор Хабибрахманов ни разу не встречался с самим композитором, он создавал памятник по фотографии. Бронзовая статуя изображает Загира Исмагилова на стуле, в минуты творческого подъёма. В ладони он держит курай из тростника. Изготовлена скульптура из бронзы.
Композитор Загир Исмагилов – знаменитый музыкант, выдающийся профессор, лауреат многочисленных премий, первый ректор Государственного института искусств города Уфы. Это человек, чье имя является символом формирования и развития искусства Башкирии, а произведения – весомой частью золотого фонда республиканской музыкальной культуры. Загир Исмагилов не только стал основателем Башкирской Академии искусств, но также 20 лет был ректором академии. Творчество композитора масштабно. Он внес огромный вклад в развитие национальной оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной музыки, продолжая развивать традиции классиков русской музыкальной культуры: Глинки, Мусоргского, Бородина.
Среди его выдающихся произведений историко-героическая опера «Салават Юлаев»,героико-эпические оперы «Послы Урала», затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией, и «Кахым-Туря», где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против Наполеона (1812). В центре оперы «Акмулла» — образ башкирского поэта-просветителя XIX века.
Мы с вами подошли к зданию Башкирского государственного театра оперы и балета. Здание театра известно всем горожанам. Но немногие знают историю этого дома.
В 1909 году, когда вся Россия отмечала 50-летие со дня смерти великого русского писателя – С.Т. Аксакова, автора сказки «Аленький цветочек» и повести «Детские годы Багрова внука», Уфимская дума приняла решение: построить в Уфе на добровольные пожертвования Аксаковский народный дом для увековечивания памяти этого замечательного человека.
Был объявлен конкурс на лучший проект здания и сбор средств на его сооружение. По России было представлено 24 проекта. Взыскательное жюри отобрало лучший - проект губернского инженера Павла Павловича Рудавского. Интерьер спланировал архитектор Бондаренко.
Здание строилось долго – заложили в 1909 г., а достроили только в 1920 г.Аксаковский народный дом по замыслу авторов проекта должен был стать самым большим зданием в городе. В нем предполагалось разместить залы – театральный и для чтения лекций, библиотеку-читальню, музей с тремя отделениями – этнографическим, историческим и географическим, а также аксаковский музей с собранными в нем предметами, имеющими отношение к С.Т. Аксакову. Кроме того, в здании предполагалось разместить и картинную галерею другого знаменитого земляка - Михаила Васильевича Нестерова.
За короткий срок в Уфе было собрано двести тысяч рублей, но этого было недостаточно: для строительства требовалось полмиллиона. Остальные триста тысяч собирали по всей России. Первая мировая война, а затем и гражданская затормозили строительство.
В 1914 году, после начала первой мировой войны, в Народном доме разместились гимназии и училища, здания которых были отданы под госпитали. Уфимская городская библиотека, получившая название Аксаковской, прежде находившаяся в здании городской думы, переехала в Народный дом, но во время войны вместо библиотеки здесь был размещен военный госпиталь. В конце 1919 года после ремонта Народный дом был открыт. На одной и той же сцене «по очереди выступали драматическая и оперная труппы», здесь же находился театр кукол. С 1928 года в здании располагался Дворец труда, потом, с 1938 года, Башкирский государственный театра оперы и балета.
Именно здесь начал свою карьеру известный на весь мир артист балета Рудольф Нуриев. А еще более примечательно то, что на его сцене состоялся первый дебют оперного певца Федора Шаляпина. Сегодня в честь обоих знаменитостей в театре проводятся ежегодные грандиозные международные фестивали. Кроме того, на втором этаже театра организован музей Рудольфа Нуриева.
В середине 80-х годов ХХ века в театре прошла реставрация.
На сегодняшний день это здание по улице Ленина, безусловно, является одним из красивейших в городе.
Бронзовый памятник С.Т. Аксакову установлен у стен Башкирского государственного театра оперы и балета 12 мая 1959 года.
Подойдем ближе. Он создан по инициативе Башкирского отделения Союза художников к 100-летию со дня смерти Аксакова. Памятник сооружен по проекту архитектора Кондрашкова, В.А. , скульптор Нечаева Т.П.
Известный русский писатель – С.Т. Аксаков, автор сказки «Аленький цветочек» и повести «Детские годы Багрова внука», «Записок охотника» и многих других произведений, родился в Уфе и вся его жизнь и творчество были связаны с нашим краем, который он очень любил.
Деятельность Аксакова была связана и с театром. Переехав в Москву, он вошел в литературно-театральную среду, сблизился с С. Н. Глинкой, занимался театральными переводами, выступал с литературной и театральной критикой в журналах "Вестник Европы", "Московский вестник", в газете "Молва" и других московских изданиях. Страстный театрал Аксаков стал и одним из первых российских театральных критиков.
Сейчас мы организованно переходим дорогу и останавливаемся перед зданием Уфимской государственной академии искусств. Но что было здесь более ста лет назад? Это прекрасное здание уже было и размещалось в нем Дворянское собрание Уфы.
Из всех городов Урала Уфа в XVIII в. была самым дворянским городом. Именно дворянское сословие определяло городскую культуру, быт, весь уклад жизни. Если Оренбург или Нижний Новгород были купеческими городами, а Екатеринбург – большим промышленным центром, то Уфа являлась достаточно бедным, но дворянским городом, с большим числом ссыльных и опальных дворян, то есть людей образованных и свободомыслящих. Первые уфимские дворянские роды Аничковых, Гладышевых, Сумароковых, Самариных, Тимашевых, Кольцовых, Каловских, Барсуковых, Ураковых относятся к числу весьма родовитых. В XVIII в. дворяне становятся господствующим сословием в крае, имеют хозяйства, значительно превышающие средний размер поместий Центральной России.
Уфимские дворяне несли многочисленные службы – походные, станичные, сторожевые, городовые, принимали участие в сибирских походах, охране юго-восточных границ России, борьбе с калмыками, ногайцами, в войнах с Польшей, в Отечественной войне 1812 г. Здание Уфимского Благородного Дворянского собрания строилось по проекту архитектора Хабарова в 1844–1856 гг.в классическом стиле. К моменту его постройки в городе насчитывалось более 2 тысяч дворян. Торжественное открытие состоялось в 1856 г, 162 года назад.
В период революции и возникновения нового строя судьба дворянского сословия и всего пласта дворянской культуры складывалась трагически. Потомки старинных дворянских родов были объявлены вне закона, многие репрессированы. Архив Дворянского собрания в 1918 г. был сожжен солдатами Пятой Красной армии, теперь трудно восстановить эту часть уфимской истории. После революции здесь интернат для детей, эвакуированных в связи с голодом из областей Центральной России, архив партии, в том числе рукописи Ленина и Маркса, потом Республиканская библиотека, затем музыкальное училище. В 1964 г. в Уфу приезжал выдающийся советский композитор Дмитрий Шостакович, руководитель Российского союза композиторов; и при его поддержке в 1968 г. в этом здании был открыт Уфимский государственный институт искусств. Ректором института стал народный артист СССР Загир Гарипович Исмагилов, памятник которому мы видели в театральном сквере.
В конце 19 века в здании дворянского собрания разместилось Общество любителей пения, музыки и драматического искусства. 6 мая 1891 г. здесь в опере А.Г. Рубинштейна «Демон» выступил Ф.И. Шаляпин в роли Старого слуги, в этом же здании он репетировал роль Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст». Теперь здесь установлена мемориальная доска и бюст Ф.И. Шаляпина, именем Шаляпина назван расположенный в здании концертный зал с парадным выходом в сторону ул. Ленина. А кто такой Федор Иванович Шаляпин?
Фёдор Иванович Шаляпин родился в Казани в семье писца, выходца из крестьян. Семья бедствовала. В возрасте девяти лет Федя начал зарабатывать пением. У него был приятный голос, и вместе с товарищем он ходил по свадьбам, праздникам, пел он и в церкви, но зарабатывал очень мало. Поэтому отец определил сына в ученики к сапожнику, а затем – писцом в управу. В это же время Фёдор увлекся народным театром, а чуть позже – и оперой. Он мечтал сам работать на сцене, пытался устроиться на открытую сцену Панаевского сада.
Когда ему исполнилось 17 лет, его желание стать актером стало исполняться: он узнал, что артист Семенов – Самарский собирает хор для Уфы. Во время разговора взволнованный Шаляпин сказал, что согласен петь бесплатно, лишь бы его взяли. И его взяли.
Короткий сезон в Уфе запомнился Шаляпину на всю жизнь. Став знаменитым, прославленным певцом, он отмечал свои юбилеи, торжественные даты, ведя счет годам, проведенным на сцене, с тех памятных уфимских гастролей. Именно в Уфе Шаляпин получил первые уроки театрального мастерства.
Значительную роль в судьбе певца сыграла поддержка «Общества любителей пения, музыки и драматического искусства».
Но Уфа уже не могла удержать Шаляпина. Он знакомится с малороссийской труппой и вместе с ней отправляется гастролировать по стране. Он выступал в Самаре, Бузулуке, Оренбурге, Уральске, Астрахани и других городах России. В 1892 – 1893 годах Шаляпин занимался у известного певца в Тифлисе и с успехом выступал в местной опере. А с 1894 года Фёдор Иванович выступает в Петербурге – в саду «Аркадия», в Мариинском театре. В 1896 году он был приглашен в Московскую частную русскую оперу, где расцвёл и полностью раскрылся его талант.
Великий русский артист и певец Федор Иванович Шаляпин всю жизнь с теплотой вспоминал свои первые шаги на уфимской сцене.
Сейчас мы с вами находимся в пешеходной зоне улицы Ленина между улицами Заки Валиди и Пушкина на аллее скульптур «ArtTerria». На ней расположились 13 скульптурных композиций из камня. Авторами скульптур стали участники международного симпозиума по скульптуре, проходившего в Уфе в 2016 году. Из гранита, который доставили из Мансуровского карьера близ Учалов, 13 международных скульпторов в течение месяца высекали свои шедевры. Это были скульпторы из Грузии, Франции, Болгарии, Японии,Южной Кореи, российские скульпторы и трое уфимцев.
Аллея «ArtTerria» в Уфе стала своего рода музеем под открытым небом.
Мы с вами находимся перед Национальной библиотекой имени Ахмет-Заки Валиди. Эта библиотека является государственной, центральной, универсальной, научной, общедоступной библиотекой, здесь вы можете найти всю необходимую литературу.
Первой государственной библиотекой на территории Башкортостана была губернская публичная библиотека, открытая 25 марта 1836 года при Дворянском Собрании, которая может считаться прообразом сегодняшней Национальной библиотеки.
В 1921 году была открыта Центральная научная библиотека БАССР, позже в состав библиотеки вошли Центральная мусульманская библиотека, в 1936 – Центральная массовая библиотека им. М. Горького. В том же году она получает статус Республиканской библиотеки БАССР. В 1960 году ей присваивается имя Н. К. Крупской. В 1988 году в состав библиотеки как филиалы вошли республиканские детская и юношеская библиотеки. Национальная библиотека обладает богатым письменным наследием, имеющим научное и культурное значение: рукописные поэтические сборники, классические произведения восточной литературы, трактаты и учебники по грамматике, истории и математике. Многие из них написаны и изданы более 300 лет назад.
В 1992 году библиотека преобразована в Национальную библиотеку Республики Башкортостан, в том же году ей присваивается имя государственного и общественного деятеля, ученого-востоковеда Ахмет-Заки Валиди, который сыграл огромную роль в становлении башкирской государственности и является основателем автономного Башкортостана.
Дорогие друзья! Нашей республике - 100 лет. Но она развивается и становится краше день ото дня. И будущее нашего края зависит от вас. Берегите его!
На этом наша экскурсия закончена.
А теперь давайте ответим на вопросы викторины.
· Когда была основана Уфа?
· Сколько Уфе лет по мнению историков и археологов?
· Для чего служила Верхнеторговая площадь и Гостиный двор?
· На основе какой легенды создан фонтан «Семь девушек»?
· Чем первоначально являлся театр оперы и балета?
· Кто такой С.Т. Аксаков?
· С какой целью было построено здание академии искусств? Что там находилось?
· Кто такой Шаляпин и как его имя связано с Уфой?
· Как появилась аллея «ArtTerria» в Уфе?
· В честь кого названа национальная библиотека Башкортостана и какую роль сыграл этот человек в истории нашей республики?
· Какой юбилей празднует в 2019 году Республика Башкортостан?
Приложение 4
Конспект интеллектуальной новогодней игры «Брейн-ринг»
Ведущая: Добрый зимний день, дорогие ребята! Приветствуем вас в старинном дворянском доме, которому больше 150 лет! Мы рады, что проводить старый год вы решили походом в наш музей, где сегодня мы узнаем о любимом празднике еще больше нового, интересного и загадочного.
Итак, вы разделились на 2 зимние команды. Вам дается ровно 1 минута для того, чтобы придумать своей команде название!
А сейчас я объявляю небольшую интеллектуальную разминку! Отвечаем смело и дружно!
Загадки:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?...
О госте желанном услышьте вопрос.
Он скоро придет, напрягитесь!
Легко исполняет он каждый запрос,
Но это не Яндекс, а …..
(Дед Мороз)
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка).
Мои новые дружки
И блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся. (Коньки).
С неба по частям упал,
В три клубка скатался,
С помощью детишек встал
И стоять остался.
(Снеговик)
Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня ...
(Хлопушка)
Словно пушка загрохочет
И раскрасит небо ночью.
Вздрогнут кошка и окно,
И опять темным-темно.
(Фейерверк, салют)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)
Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб.
(санки)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(иней)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден
И мать рождает.
(лед)
Без рук рисует, без зубов кусается. (мороз)
Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
«Мы – проворные сестрицы,
Быстро
бегать мастерицы,
В
дождь – лежим,
В
снег – бежим,
Уж
такой у нас режим».
Наш первый раунд - Шуточные вопросы
Правила этого раунда – я задаю вопрос. Право первого ответа получает команда, которая первой поднимет звездочку.
Любимый головной убор Снеговика? (ведро)
Первые санки-ледянки советских детей. (Портфель).
Современные санки. (Снегоход).
В шубу одет не только Дедушка, но и любимый новогодний салат. Что за салат? («Селедка под шубой»).
Рекордсмен по новогодним поздравлениям? (Президент).
Дресс-код новогоднего мероприятия? (Костюм).
Как называется двуличная вечеринка? (Маскарад).
Какую взятку надо дать Д.М. за подарок? (Стихи или песенка).
Зимнее явление, которое даже после предупреждения по радио роняет людей. (Гололед).
«Снежный ребенок» совместных дворовых игрищ? (Снеговик).
Раунд 2
Новый год в разных странах мира (вопросы в конвертах, ответы письменно)
В какой стране в полночь принято обязательно поцеловаться (в Америке).
В какой стране Новогодние гуляния связаны с мусором (в Италии выкидывают старый хлам).
Почему в Венгрии не подают птиц к новогоднему столу? (Потому что счастье может улететь из дома).
Страна, где Новому году освещают путь? (Китай, там зажигают множество фонариков).
В какой стране в новогоднюю ночь под бой курантов съедают 12 виноградин на удачу?
Раунд 3 (вопросы в конвертах, ответы письменно)
В каком месяце начинался Новый год в нашей стране до Петра Великого? (в сентябре).
Какую новогоднюю традицию отменила советская власть? (Традицию наряжать елочку).
Его размер зависит от времени года. (День).
В какой сказке Дед Мороз издевался над русской девицей? (Морозко).
Какое имя было у мальчика, похищенного Снежной Королевой?
Где находится поместье Российского Деда Мороза? (Великий Устюг). Провинция, в которой находится резиденция Санты Клауса. (Лапландия)
Раунд 4
Да или нет
Правила просты! Первыми отвечают те, кто первыми поднимут снежинку. Но этот раунд с подвохом. За неправильный ответ команда теряет 1 очко.
Правда ли, что у японского Деда Мороза глаза на затылке, чтоб все видеть и знать? Это воспитывает послушание у японских детишек. (Да)
Правда ли, что перед Новым годом итальянцы выбрасывают старую мебель и одежду, чтоб избавиться от негатива? (Да)
Вы согласны с утверждением, что в Индии к Новому году наряжают манговое дерево? (Да)
Правда ли, что в Италии принято надевать белую одежду в новогоднюю ночь, чтоб весь год сопутствовала удача? (Нет, там надевают непременно что-то красное)
Правда ли, что аргентинцы в Новый год выбрасывают кипы ненужных бумаг, журналов, чтоб избавиться от старых прошлогодних проблем? (Да)
Правда ли, что в Дании есть традиция бросать побитую посуду в двери друзей и соседей, что вызывает радость и надежду на удачу в Новом году? (Да)
Правда ли, что в Греции есть традиция: в Новый год ходить в гости с камнем, который символизирует тяжесть кошелька. Чем больше камень подарят хозяевам, тем больше денег у них будет в Новом году? (Да)
Правда ли, что символом Нового года в США является ребенок в памперсе, который, согласно поверью, растет и передает полномочия другому младенцу в следующем году? (Да)
Правда ли то, что Новый год люди во всем мире отмечают 1 января? (Нет)
Ведущая: Какие вы все умные, сообразительные, энергичные! Наши раунды подошли к концу. И вы, наверное, убедились в том, что интересных фактов о нашем любимом зимнем празднике – великое множество! А пока жюри подводит итоги, мы с вами вспомним поговорки, приметы и пословицы, связанные с Новым годом и зимой. Итак, какие пословицы, поговорки, приметы вы знаете о зиме?
- Много снега — много хлеба.
- Январь году начало, зиме середина.
- Как Новый год встретишь, так его и проведешь.
- Нет в марте воды — нет в апреле травы.
- Готовь сани летом, а телегу — зимой.
- Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Летний день — за зимнюю неделю.
- Лето — припасиха, зима — подбериха. (Лето собирает, зима — поедает)
- Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
- Это не зима, а лето в зимнем платье.
- Хлеба урожай, так зима холодная.
- Не то снег, что метет, а что сверху идет.
- Береги нос в большой мороз.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- В зимний холод всякий молод.
- Зуб на зуб не попадает. (От холода)
- Добрый хозяин собаку на улицу не выгонит.
- Дым столбом — к морозу.
- Кошка нос прячет — к холодам.
Ведущая: Итоги всех раундов уже известны. И мы, позвольте, вспомним вопросы 2-х раундов, ответы на которые вы давали письменно. А теперь слово жюри!
Дорогие ребята! Сегодня не так важно, кто выиграл, а кто проиграл. Важно то, что никто из вас не уйдет сегодня без ответов. Даже если вы чего-то не знали о любимом празднике – сегодня вы об этом узнали! Это и есть награда за сегодняшнюю игру. А сейчас приглашаем вас на экскурсию по музею!
https://vk.com/id260272111
09.10.19 г.
Воспитанники объединения ДЮЦ «Салям» «Английский от А до Z» стали участниками праздничных мероприятий в Доме-музее В.И. Ленина. Воспитанники объединения «Английский от А до Z» (руководитель Ольга Михайловна Ишмуратова) выступили перед гостями с театральной постановкой «Подписание соглашения Башкирии с федеральным центром об образовании Республики Башкортостан». Ребята воссоздали перед зрителями исторические и политические события прошлого столетия. Юные актеры готовились, подошли творчески и достойно сыграли характерные роли. Приятным моментом для учащихся и гостей мероприятия стало вручение подарков. Директор дома-музея Хусаинова Гульназ Забировна наградила активных участников Конкурса детских творческих работ «Мой дом – Башкортостан» дипломами.
В своих
строках Мустай Карим оставил потомкам богатейший опыт, зрелость и мудрость,
любовь к людям и к родной земле.
19 октября состоялся конкурс чтецов поэтических
произведений Мустая Карима. Сегодня и мы приобщились к творчеству нашего
национального поэта, приняв участие в Литературной гостиной и конкурсе чтецов
произведений Мустая Карима в Доме- музее Ленина. Ребята получили призовые
места, подарки и новый жизненный опыт.
В дни осенних каникул учащиеся центра "Салям" совершили экскурсию по улице Центральной (Ленина).Ребята узнали историю Гостиного двора Уфы и Верхнеторговой площади, услышали легенду о семи девушках, которая легла в основу создания фонтана в театральном сквере. Ребята познакомились с памятниками Загиру Исмагилову, С.Т.Аксакову, Ф.И.Шаляпину. Аксаковский народный дом,Дворянское собрание Уфы, Национальная библиотека не остались без внимания ребят. И закончилась наша экскурсия на аллее скульптур.
https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fufa-edu.ru%2Fpress-center%2Fnews%2Fsostoyalsya_novogodniy_breyn_ring_dlya_obuchayushchikhsya_do_salyam%2F&el=snippet
11 декабря учащиеся центра «Салям» стали участниками новогоднего Брейн - ринга в музее Ленина. Веселая командная игра, интересные вопросы о новогодних традициях в разных странах мира и в России добавили всем предновогоднего настроения!
18.12.19
«Не русский я, но россиянин…»
Каждый житель Республики Башкортостан знает, кому принадлежат эти строки. В этом году легендарному поэту Мустаю Кариму 100 лет. 18 декабря в МАОУ ДО «Салям» состоялось торжественное празднование 100-летнего юбилея великого башкирского поэта. Под руководством педагога Ишмуратовой Ольги Михайловны, в рамках Музыкальной краеведческой гостиной, был организован конкурс чтецов стихов Мустая Карима. Дети – участники конкурса, смогли донести до зрителей ту суть каждого стихотворения, которая была заложена самим поэтом в моменты его творения. Участников конкурса оценивало жюри, под председательством директора музея В. И. Ленина Хусаиновой Гульназ Забировны. Победители были выявлены единогласно:
1 место заслуженно занял Тимур Бикбулатов, обучающийся объединения «Английский от A до Z»
2 место – Анжелика Алимгафарова, обучающаяся объединения «Английский от A до Z»
3 место было присуждено поэтической композиции, которую представили обучающиеся Арт-студии «Смайл».
Особенно приятно то, что дети с удовольствием участвуют в подобных мероприятиях, сами продумывают образ, работают над исполнительским мастерством, что, конечно же, не остаётся незамеченным зрителями и жюри.
30.09.19
Интернет-викторина «Башкортостан - жемчужина России», посвященная 100-летию образования Республики Башкортостан
Призером интернет-викторины «Башкортостан - жемчужина России», посвященной 100-летию образования Республики Башкортостан, в которой приняли участие более 300 человек со всей республики, стала обучающаяся объединения «Английский язык от А до Z» Детско-юношеского центра «Салям» - Гилязова Динара. Она одна из немногих была ещё отмечена дипломом Русского географического общества. От всей души поздравляем, дипломанта и её педагога Ишмуратову Ольгу Михайловну с заслуженной наградой!
15.04.2019 http://salamufa.ru/internet-viktorina-%C2%ABbashkortostan-zhemchuzhina-rossii%C2%BB,-posvyashhennaya-100-letiyu-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.