Конспект тренингового занятия для учащихся средней школы «Ресурсы человека»
Цели:
· формирование мотивации, направленной на исследование своих ресурсных возможностей.
· Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов, необходимых для адаптации в социуме.
· Создание благоприятной и доверительной атмосферы, снижение ситуативной и межличностной тревожности.
Введение в тему занятия
Психологический ресурс — это состояние уверенности, когда человек ощущает жизненные силы, мотивацию и желание для действий. У каждого своё понятие ресурсного состояния.
Рефлексия в начале занятия «Твое настроение в начале занятия»
У психолога набор смайликов, учащимся предлагается выбрать тот смайл, который соответствует его настроению (красный - хорошее настроение; синий - испытываю напряжение, зеленый – мне интересно, желтый – хочу узнать что-то новое (узнал новое для себя), серый – настроение на «нуле»). Смайлик положить на край стола.
Упражнения и процедуры для освоения основного содержания занятия
Упражнение «Дыхательная гимнастика». (5 мин) Ученики сидят за столами, спина прямая, расслабленная. Психолог: Вдохните носом, выдохните через рот». Можно считать: вдох — 1. 2, 3, 4; выдох — 1, 2, 3, 4. Ведущий дает положительные установки на дыхание: «Мы вдыхаем тепло, доброту, радость жизни, которое нам дарит солнце. Мы, как солнечный свет, можем дарить людям тепло и радость».
Найдите удобное место. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Вы сейчас перенесетесь в «Место Силы». Это такое место, которое придает вам силу, уверенность и бодрость. Вспомните что-нибудь приятное, веселое из вашей реальной жизни -недавнее или из вашего детства. Может быть, это какая-то ситуация, в которой проявились ваши сильные стороны, или человек, с которым вам было комфортно находиться, а может быть, это радостные впечатления от какого-то события, которое с вами произошло? Может быть, это какое-то реальное место, а может быть, оно будет воображаемое (сказочное, виртуальное). Теперь представьте себе, что вы перенеслись в свое «Место Силы». Оглядитесь вокруг. Посмотрите по сторонам. Что это за место? Это город? Улица, дом, комната, стадион? Или природное место: лес, река, сад, море, пустыня, поле, гора, дорога? Посмотрите, есть ли кто-то рядом с вами? Прислушайтесь, что вы слышите? Постарайтесь уловить все до мельчайших деталей. Найдите источник, который придает вам сил. Что это? Свет, вода, огонь, земля, камень, какое-то существо, может быть, волшебный предмет или растение, а может быть, особая атмосфера места? Рассмотрите свой источник силы внимательно. Теперь получите силу от этого источника. Почувствуйте, как сила наполняет ваше тело.
Побудьте там еще немного. Хорошенько наполнитесь силой, уверенностью, здоровьем, бодростью. Скажите спасибо своему источнику. Когда вам необходима будет сила и энергия, вы всегда можете посетить это место и взять их там. И когда жизнь кажется трудной и несправедливой, вы всегда можете вспомнить о чем-то приятном, о том времени, когда вам было хорошо и уютно. Это поможет вам справиться с трудной ситуацией.
А теперь пора возвращаться. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, медленно откройте глаза.
Рефлексия выполненного упражнения
- В какое место силы вы попали? (учащиеся отвечают)
- Что для вас являлось источником силы?
- Что изменилось в вас после посещения этого источника силы?
Психолог записывает на доске ресурсы, которые получили ребята в своем путешествии.
Упражнение «Наполнение ресурсами»
У каждого человека есть свой внутренний ресурс, который призван помогать ему в трудных ситуациях. Существуют разные виды ресурсов: знакомство с информационным плакатом «Виды ресурсов» и организуется обсуждение того, какими бывают ресурсы: внешние и внутренние; актуальные в прошлом, настоящем и в ближайшем будущем; свои и чужие; взрослые и детские. Какие из ресурсов представляются особенно важными?
Подросткам выдаются листочки с контурами человечка и предлагается написать на контуре человечка, какие у вас есть ресурсы.
Обсуждение. Выбранных ресурсов.
Рефлексия прошедшего занятия (5 мин)
Обсуждается вопрос: «Какие из имеющихся у тебя ресурсов ты использовал на занятии в максимальной степени?»
Психолог: каждый учащийся говорит по одному предложению. Учащиеся формулируют высказывания с опорой на плакат «Виды ресурсов».
- Посмотрите на свои смайлики и скажите, хотели бы вы поменять на другие смайлы другим цветом? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.