Конспект учебного занятия
ОУП: 09. Информатика
Ф.И.О. преподавателя: Суворова Любовь Евгеньевна
Дата, группа, курс, специальность: 7 октября 2019 год, 14б группа, I курс, 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Тема: Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления
Вид учебного занятия: урок
Тип учебного занятия: комбинированный
СОТ: деятельностное обучение, ИКТ, медиаобразовательная технология, технология критического мышления, развивающее обучение
АФО: элементы дискуссии
Форма организации студентов: групповая, индивидуальная, групповая
Средства обучения: ПК, сеть с доступом интернет, проектор
Дидактический материал: презентация, видеоролик
Цель: Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 систему счисления. Научиться применять данное правило на практике.
Задачи:
Образовательные:
Формирующие:
Развивающие:
1. Развивать способность учащихся анализировать информацию
2. Развивать образное, критическое мышление
3. Развитие системного мышления
Воспитательные:
Этапы учебного занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
1.Организационный момент |
Отмечает отсутствующих. Озвучивает тему урока |
|
2. Мотивация. Постановка цели урока |
Мотивация студентов. Фронтальный опрос. Сегодня мы продолжим работу с системами счисления. И я хочу начать урок со слов Иоанна Вольфганга Гете Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.(слайд 2) Поднимите руки кто согласен с данным умозаключением. Почему вы так считаете? Числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления, либо является носителем. Таким образом можно сказать - все есть число. И в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. И особенно важно не только изучать десятичную систему счисления, но и другие с.с.., ведь с помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. И преимуществом цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных. Одним из примеров подтверждающим преимущество двоичной системы счисления над десятичной является, то, что стало возможно передавать сигналы на космические расстояния в прямом смысле этого слова. В 1974 году с радиотелескопа «Аресибо» в направлении звездного кластера М13 был послан радиосигнал – первое послание человечества иным внеземным цивилизациям. Данное сообщение было представлено в двоичном графическом коде (совокупность 0 и 1)., содержало в себе цифры от 1 до 10, затем основные химические элементы нашей планеты – водород, углерод, азот, кислород и фосфор, структуру ДНК человека, схематичное изображение фигуры человека, нашу планету и телескоп, с которого было отправлено письмо (слайд 3). Видео ролик DU-20121116-25.mp3 С тех пор в близи телескопа «Аресиба» появляются изображения на полях (круги, фигуры), а в 2001 году ученые обнаружили на поле в близи Англии изображение напоминающее по своей структуре наше послание, но отражающее иные данные. (слайд 4) Послание это с другой планеты или чья-то шутка, ответ на этот вопрос ищут ученые. Какой можно сделать вывод? А что мы на сегодняшний день знаем о системах счисления? Какие группы систем счисления вам известны? Чем различаются данные системы счисления? Предлагаю вам пересесть за компьютеры и выполнить задание 1 «Распределение видов с.с. по группам» (слайд 5). Перед вами имеются листы самооценки. В них необходимо внести свою фамилию имя и класс. Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке согласно предлагаемым критериям оценки. Балл необходимо внести в колонку номера выполняемого задания. Обратите внимание на доску. (слайд 6)Вам представлено число, записанное в одной из с.с.. Определите основание числа. Какие числа используются в написании числа? Что такое алфавит с.с.? На какой позиции находится каждая цифра числа? Запищите данное число в развернутом виде. Запишите числа в развернутом виде. А теперь попробуем по внешнему виду числа определить его принадлежность к той или иной системе счисления. Выполните задание 2 перейдя по ссылки.(слайд 7) Заполните лист самооценки. Если вы правильно выполните задание , то получите сообщение. Молодцы вы добились результата и перед вами сообщение. «В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей». (слайд 8) Возможно ли такое развитие событий? (НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ: 44 Через 1 год 100 34 11 10 200) Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма? Из каких цифр они состоят? В какой системе счисления записаны данные числа, если считать , что ученый чудак писал используя только 1 с.с.? Для того чтобы было понятно о чем идет речь в документе переведите данные числа в ту систему в которой работаем мы. В чем возникла трудность? А как быть? Что нам необходимо для того чтобы осуществить перевод из одной из с.с в десятичную? Чем мы с вами сегодня займемся на уроке? Попробуем сформулировать тему урока. (слайд9) Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? (слайд 10) |
Отвечают на вопрос. Поднимают руки. При помощи чисел можно представить любую информацию (рисунок, видео, звук, текст) это подтверждает наличие цифровой записи, сканирование, цифровое фото. Компьютер работает в двоичной системе счисления и это не мешает нам читать и писать текст, смотреть видео. Если сравнить качество изображения видео, записанных на кассете, и на лазерном диске, то какая запись будет более качественной. Так же и музыка иллюстрации, записанные в цифровом виде, будут гораздо качественнее, чем в другом формате. Роботы, станки управляются командами в двоичной системе счисления и с их помощью создаются новые устройства и т.д. Знание систем счисление важно. Позиционные и непозиционные с.с. В непозиционных системах значение цифры числа не меняется с изменением его положения в числе, а в позиционных значение цифры зависит от его положения в числе. (разряда) Выполняют задание 1 http://learningapps.org/display?v=phz419uc301 если нет интернет презентация 1. Заполняют лист самооценки.
8, восьмеричная с.с. 0136 Совокупность цифр используемых для написания числа не превышающих основания. 6-0;0-1,3; 3-2; 1-4 Записывают. Выполняют задание 1 http://LearningApps.org/display?v=pdj7domu301 если нет интернет презентация2. Заполняют лист самооценки. Непонятные числа (данные) Эти данные записаны в другой системе счисления.
Да если числа записаны в не десятичной с.с.
0, 1, 2, 3, 4. пятеричной Арабская. Не умеем Не знаем правил перевода. Знаем правил перевода Перевод чисел из позиционных систем счисления в десятичную. Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с. Научиться применять данное правило на практике. |
3. Изучение нового материала |
Предлагаю вам самим экспериментально определить с алгоритмом перевода. Для этого разбейтесь на группы по 2 человека и перейдите к файлу презентации алгоритм. (слайд 11-12) Ваша задача внимательно изучить примеры перевода из различных с.с в десятичную. После этого по кнопке «Перейти к построению алгоритма »перейти к слайду построения правила перевода. Распределить правила по соответствующим полям простым перетаскиванием. Сверьте полученный результат с эталоном. Эталонный пример представлен в нижней части экрана. При нажатии мышкой на номер шага высвечивается действие. При необходимости исправьтесь. И оцените себя в листе самооценки. Алгоритм вывешивается на доске. Как можно короче определить 3 шаг? Теперь можно расшифровать документ ? Приступим к его расшифровке (слайд8) |
Выполняют задание Запишем число в развернутом виде. да |
4. Практическая работа |
А теперь попробуйте применить полученные знания на практике и самостоятельно осуществить перевод из одной из с.с в десятичную. Человек немного облегчил себе труд и сократил время отводимое на перевод чисел тем что данный алгоритм перевода был занесен в память инженерного калькулятора. Откройте калькулятор Программы Стандартные калькулятор Установите тип Программист Откройте файл самостоятельное задание Перед вами две таблицы. В одну занесены координаты точек записанных в различных с.с. Переведите данные числа в 10 с.с. и впишите их в таблицу 2. Если вы верно произведете расчеты то получите некоторый рисунок. Dec 1011 Dec Oct 1011 Oct Bin 1011 Bin Hex 1011 Hex Рассказать про функции калькулятора. А теперь приступите к выполнению самостоятельной работы. Пользуйтесь калькулятором в тех случаях где можно его применить. Калькулятор переводит числа только из 2,8 и 16 с.с в. 10 и обратно. Оцените свой труд. |
Выполняют задание.
|
5. Подведение итогов |
Ну как настроение? Оцените своё эмоциональное состояние. Прошу вас заполнить анкету, перейдя по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/1khgcPKWgTBShbyMFyc74CGsvUjTMiW9XPnbSx2hUxbY/viewform?usp=send_form |
Заполняют |
6. Домашнее задание |
Дает информацию о домашнем задании |
Записывают, задают вопросы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.