Конспект учебного занятия 09. Информатика Тема: Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления
Оценка 4.9

Конспект учебного занятия 09. Информатика Тема: Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления

Оценка 4.9
doc
02.02.2020
Конспект учебного занятия 09. Информатика Тема: Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления
конспект 14б гр.doc

Конспект учебного занятия

ОУП: 09. Информатика

Ф.И.О. преподавателя: Суворова Любовь Евгеньевна

Дата, группа, курс, специальность: 7 октября 2019 год, 14б группа, I курс, 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Тема: Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления

Вид учебного занятия:  урок 

Тип учебного занятия: комбинированный

СОТ: деятельностное обучение, ИКТ, медиаобразовательная технология, технология критического мышления, развивающее обучение

АФО: элементы дискуссии

Форма организации студентов: групповая, индивидуальная, групповая

Средства обучения: ПК, сеть с доступом интернет, проектор

Дидактический материал: презентация, видеоролик

Цель: Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 систему счисления. Научиться применять данное правило на практике.

Задачи:

            Образовательные:

  1. Сформировать представление обучающихся о принципах перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную
  2. Выработать у обучающихся навыки перевода чисел позиционных систем счисления в десятичную  

     Формирующие:

  1. Формирование ОК1, ОК2, ОК4

            Развивающие:

1.      Развивать способность учащихся анализировать информацию

2.      Развивать образное, критическое мышление

3.      Развитие системного мышления

      Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность и активность
  2. Утвердить учащихся в правильности выбранного ими профиля

Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный момент

Отмечает отсутствующих. Озвучивает тему урока

 

2. Мотивация. Постановка цели урока

Мотивация студентов.

Фронтальный опрос.

Сегодня мы продолжим работу с системами счисления. И я хочу начать урок со слов Иоанна  Вольфганга Гете Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.(слайд 2) Поднимите руки кто согласен с данным умозаключением.

Почему вы так считаете?

Числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления,  либо является носителем. Таким образом можно сказать - все есть число. И в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. И особенно важно не только изучать десятичную систему счисления, но и другие с.с.., ведь с помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. И преимуществом  цифровых данных является то, что их относительно  просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.

Одним из примеров подтверждающим преимущество двоичной системы счисления над десятичной является, то, что стало возможно передавать сигналы на космические расстояния в прямом смысле этого слова.

В 1974 году  с радиотелескопа «Аресибо»  в направлении звездного кластера М13 был послан радиосигнал – первое послание человечества иным внеземным цивилизациям. Данное сообщение было представлено в двоичном графическом коде (совокупность 0 и 1)., содержало в себе цифры от 1 до 10, затем основные химические элементы нашей планеты – водород, углерод, азот, кислород и фосфор, структуру ДНК человека, схематичное изображение фигуры человека, нашу планету и телескоп, с которого было отправлено письмо (слайд 3). Видео ролик DU-20121116-25.mp3 С тех пор в близи телескопа «Аресиба» появляются изображения на полях (круги, фигуры), а в 2001 году ученые обнаружили на поле в близи Англии изображение напоминающее по своей структуре наше послание, но отражающее иные данные. (слайд 4) Послание это с другой планеты или чья-то шутка, ответ на этот вопрос ищут ученые.

Какой можно сделать вывод?

А что мы на сегодняшний день знаем о системах счисления?

Какие группы систем счисления вам известны?

Чем различаются данные системы счисления?

Предлагаю вам пересесть за компьютеры и выполнить задание 1 «Распределение видов с.с. по группам» (слайд 5).

Перед вами имеются листы самооценки. В них необходимо внести свою фамилию имя и класс. Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке согласно предлагаемым критериям оценки. Балл необходимо внести в колонку номера выполняемого задания.

Обратите внимание на доску. (слайд 6)Вам представлено число, записанное в одной из с.с.. Определите основание числа.

Какие числа используются в написании числа?

Что такое алфавит с.с.?

На какой позиции находится каждая цифра числа?

Запищите данное число в развернутом виде.

Запишите числа в развернутом виде.

А теперь попробуем по внешнему виду числа определить его принадлежность к той или иной системе счисления. Выполните задание 2 перейдя по ссылки.(слайд 7) Заполните лист самооценки. Если вы правильно выполните задание , то получите сообщение.

 Молодцы вы добились результата и перед вами сообщение. «В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей». (слайд 8)

Возможно ли такое развитие событий?

(НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ:

44

Через 1 год

100

34

11

10

200)

Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма?

Из каких цифр они состоят?

В какой системе счисления записаны данные числа, если считать , что ученый чудак писал используя только 1 с.с.?

Для того чтобы было понятно о чем идет речь в документе переведите данные числа в ту систему в которой работаем мы.

В чем возникла трудность?

А как быть?

Что нам необходимо для того чтобы осуществить перевод из одной из с.с в десятичную?

Чем мы с вами сегодня займемся на уроке? Попробуем сформулировать тему урока. (слайд9)

Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? (слайд 10)

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Поднимают руки.

При помощи чисел можно представить любую информацию (рисунок, видео, звук, текст) это подтверждает наличие цифровой записи, сканирование, цифровое фото. Компьютер работает в двоичной системе счисления и это не мешает нам читать и писать текст, смотреть видео. Если сравнить качество изображения видео, записанных на кассете, и на лазерном диске, то какая запись будет более качественной.

Так же и музыка иллюстрации, записанные в цифровом виде, будут гораздо качественнее, чем в другом формате.

Роботы, станки управляются командами в двоичной системе счисления и с их помощью создаются новые устройства и т.д.

Знание систем счисление важно.

Позиционные и непозиционные с.с.

В непозиционных системах значение цифры числа не меняется с изменением его положения в числе, а в позиционных значение цифры зависит от его положения в числе. (разряда)

Выполняют задание 1 http://learningapps.org/display?v=phz419uc301 если нет интернет презентация 1. Заполняют лист самооценки.

 

8, восьмеричная с.с.

0136

Совокупность цифр используемых для написания числа не превышающих основания.

6-0;0-1,3; 3-2; 1-4

Записывают.

Выполняют задание 1 http://LearningApps.org/display?v=pdj7domu301 если нет интернет презентация2. Заполняют лист самооценки.

Непонятные числа (данные)

Эти данные записаны в другой системе счисления.

 

 

 

 

 

Да если числа записаны в не десятичной с.с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0, 1, 2, 3, 4.

пятеричной

Арабская.

Не умеем

Не знаем правил перевода.

Знаем правил перевода

Перевод чисел из позиционных систем счисления в десятичную.

Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.

Научиться применять данное правило на практике.

3. Изучение нового материала

Предлагаю вам самим экспериментально определить с алгоритмом перевода. Для этого разбейтесь на группы по 2 человека и перейдите к файлу презентации алгоритм. (слайд 11-12)

Ваша задача внимательно изучить примеры перевода из различных с.с в десятичную. После этого по кнопке «Перейти к построению алгоритма »перейти к слайду построения правила перевода. Распределить правила по соответствующим полям простым перетаскиванием.

Сверьте полученный результат с эталоном. Эталонный пример представлен в нижней части экрана. При нажатии мышкой на номер шага высвечивается действие. При необходимости исправьтесь. И оцените себя в листе самооценки.

Алгоритм вывешивается на доске.

Как можно короче определить 3 шаг?

Теперь можно расшифровать документ ?

Приступим к его расшифровке (слайд8)

Выполняют задание

 Запишем число в развернутом виде.

 да

4. Практическая работа

А теперь попробуйте применить полученные знания на практике и самостоятельно осуществить перевод из одной из с.с в десятичную.

Человек немного облегчил себе труд и сократил время отводимое на перевод чисел тем что данный алгоритм перевода был занесен в память инженерного калькулятора. Откройте калькулятор Программы Стандартные калькулятор Установите тип Программист

Откройте файл самостоятельное задание Перед вами две таблицы. В одну занесены координаты точек записанных в различных с.с. Переведите данные числа в 10 с.с. и впишите их в таблицу 2. Если вы верно произведете расчеты то получите некоторый рисунок.

Dec         1011                                                     Dec

Oct                        1011                                      Oct

Bin                                        1011                     Bin

Hex                                                       1011      Hex

Рассказать про функции калькулятора.

А теперь приступите к выполнению самостоятельной работы. Пользуйтесь калькулятором в тех случаях где можно его применить. Калькулятор переводит числа только из 2,8 и 16 с.с в. 10 и обратно. Оцените свой труд.

Выполняют  задание.

 

 

5. Подведение итогов

Ну как настроение?

Оцените своё эмоциональное состояние.

Прошу вас заполнить анкету, перейдя по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/1khgcPKWgTBShbyMFyc74CGsvUjTMiW9XPnbSx2hUxbY/viewform?usp=send_form

Заполняют

6. Домашнее задание

Дает информацию о домашнем задании

Записывают, задают вопросы

 

  


Скачано с www.znanio.ru

Конспект учебного занятия ОУП: 09

Конспект учебного занятия ОУП: 09

Мотивация студентов. Фронтальный опрос

Мотивация студентов. Фронтальный опрос

Что такое алфавит с.с.? На какой позиции находится каждая цифра числа?

Что такое алфавит с.с.? На какой позиции находится каждая цифра числа?

Изучение нового материала

Изучение нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020