Конспект урока " Вода и другие полезные напитки"

  • Работа в классе
  • doc
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вода и другие полезные напитки..doc

                                                              Тема занятия: « Вода и другие полезные напитки».  Класс: 3-а

Этап

занятия

Педагогические задачи

Планируемые

 результаты

Содержание этапа занятия

 

 

 

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

Выявить уровень необходимых знаний обучающихся; активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; устанавливать причинно-следственные связи; выделять существенную информацию из текстов разных видов. (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Уметь, выполняя различные роли («учителя», «исполнителя») в группе
(паре), сотрудничать. (Коммуникативное УУД.)

Организует детей на работу.

Теплый лучик, нежный лучик,

Он заглянет к нам в оконце.

Принесет в своих ладонях

Теплоту, частицу солнца.

 

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас.

 

 

-Предлагаю сегодня    стать исследователями, а тему исследования вы скажете посмотрев фильм.

-Итак, скажите, о чем мы будем говорить сегодня?

 

Прочитайте на доске слова французского
писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

 «Вода! Ты – сама жизнь!».    

Что понимает автор под словом жизнь?

-Предлагаю взять эти слова как эпиграф к нашему исследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(видео-фильм о воде)

 

 

 

 

Ответы детей.

II. Формулирование темы  занятия, постановка
задач

Научить формулировать учебную проблему
в виде темы
занятия

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД.)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Правильно- вода! Вода и будет темой нашего сегодняшнего исследования. О ней и напитках, которые можно из нее приготовить, мы и будем сегодня говорить.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

-Что мы хотим сегодня узнать? 

Вода!

 

 

 

 

 

 

 

- 1..Выяснить, какая вода  полезна для нашего здоровья?

- 2.Значение воды в жизни человека

- 3.Какие еще напитки можно употреблять человеку?

-4. Расширить представления об охране воды человеком.

III. Совместное открытие знаний

Научить решать учебную задачу

Уметь устанавливать причинно-следственные связи; выполнять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; на основании наблюдений делать умозаключения. (Познавательные УУД.)

Уметь, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
с помощью учителя. (Регулятивные УУД.)

Для решения этой проблемы предлагаю провести исследовательскую работу в группах. Вспомним правила работы в группе:

(На столе стоят разные емкости с водой:  стакан, пробирка, вода в пластиковых бутылочках.)

Опыт 1 «Определение цвета воды».

 

Опыт 2 «Какой запах у воды?».

Опыт 3 «Определение РН- фактора воды».

РН- фактор определяется по лакмусовой жидкости.

Опыт 4 «Определение жесткости воды»

Отличным помощником в решении этой задачи станет обыкновенная марганцовка. Контактируя с солями жесткости, марганцовка приобретает желтый оттенок. Если такого не произошло, с водой все в порядке

- Итак, подведем итог нашей исследовательской работе:

-Давайте сравним показатели нашего исследования каждого вида воды и сделаем на основе этого вывод:

(сравниваем результаты и делаем вывод)

- Какая вода прошла все ступени проверки?

Какая вода пригодна для человека?

- Итак, мы выяснили какая вода необходима человеку для ежедневного употребления!

1 правило здоровья: пить только чистую воду.

 

Вода очень нужна нашему организму. Она помогает расти, справляться с болезнями, становиться сильными и крепкими.

Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А сколько это? Хотите подсчитать? Для этого умножьте свой вес на 80, а потом разделите полученный результат на 1000. (работа в парах)

Данные, которые вы получили, ненамного отличаются друг от друга. А как можно представить эту цифру?

Учитель предлагает детям обратить внимание  на демонстрационный стол. На нем находится стеклянная банка, в которой около 2,5 литра воды. Это же количество жидкости можно разлить по стеклянным стаканам и расставить их на столе.

-Такое количество жидкости вам необходимо ежедневно. Но если в течение дня занимаетесь спортом, то воды нужно пить больше, потому что когда вы бегаете, прыгаете, организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить.

-А теперь давайте выполним задание в нашей рабочей тетради стр.46( Чтобы представить, какую часть твоего тела составляет вода. закрась на рисунке сектор. отмечееый галочкой. голубым цветом.)

2 правило здоровья: пить достаточное количество воды.

-Часть ее поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течение дня, а часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу – супы. А вот питаться всухомятку очень вредно.

3 правило: есть жидкую пищу.

.

 

Вспоминают правила работы в группе.

 

 

Вывод 1:

Вода бесцветная.

Вывод 2:

- У воды нет своего запаха.

Вывод 3:

-Цветовая схема уровня рн воды.

Вывод 4:

-Это служит еще одним подтверждением жесткости воды.

 

 

Общий вывод на доске в виде таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети в парах проводят математические вычисления. (Далеко не все дети знают свой вес. Поэтому цифру учитель может попросить детей узнать у своих родителей накануне и записать в тетрадь.

После проведения вычислений учитель предлагает детям сравнить полученные цифры – в среднем у детей 7-8 лет должно получиться около 2,5 литра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: -Очень важно, чтобы в организм человека попадала вода хорошего качества, без веществ, способных повредить здоровью

IV. Самостоятельная работа

Научить применять на практике новое знание

Уметь осуществлять анализ. (Познавательное УУД.)

Уметь оценивать правильность выполнения действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. (Регулятивные УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

- В состав каких напитков входит вода?

- Ребята, а какие напитки на основе воды вы любите?

- Мы провели небольшой опрос среди учащихся 3-х классов и выяснилось, что:

1. Минеральную воду пьют: 8 чел.

2. Соки, нектары, морсы: 46 чел.

3. Лимонады, газировку: 84 чел.

4. Кофе, какао, чай: 18 чел.

- А теперь давайте остановимся на каждом напитке отдельно и определим полезен ли он или нет для нашего организма.( о напитках расскажут нам ребята)

1.М о р с ы, приготовленные из клюквы, брусники не только хорошо утоляют жажду, но и способствуют повышению аппетита. Напитки, приготовленные из смородины, облепихи, шиповника, рябины, особенно богаты витамином С.

2. К о ф е   и   ч е р н ы й   ч а й   содержат кофеин. В одной чашке кофе его около 100—150 мг, в чае примерно треть этого количества. Кофеин — сильный стимулятор, способствует расширению кровеносных сосудов. Поэтому от использования кофе детям лучше отказаться. Чай же дети могут пить не очень крепким. Если же ребенок беспокойный, легко возбудимый, то в этом случае следует отказаться и от чая.

3.К а к а о — высококалорийный напиток, содержащий много полезных минеральных веществ, прежде всего калий. В какао также имеется немного кофеина (поэтому лучше давать его детям по утрам), однако это количество не оказывает негативного воздействия на организм ребенка.

 4.Ф р у к т о в ы е   с о к и   изготавливаются на 100% из переработанных фруктов. Ф р у к т о в ы й   н е к т а р содержит в себе 25—50% чистого фруктового сока, остальное занимает вода, сахар, ароматизаторы. 5.Н а п и т к и   из фруктовых соков включают в себя только 10% чистого сока, а фруктовые   л и м о н а д ы — всего лишь несколько процентов.

- В состав почти всех напитков входит лимонная кислота. Давайте проведем еще один опыт с водой и посмотрим, что произойдет, если в наш стакан с водой добавить лимонной кислоты.

Опыт 5 (с лимонной кислотой) Вода стала ярко-розовой.

Вывод:

1) Чем можно утолить жажду без вреда для здоровья?

2) Сладкие газированные напитки: польза или вред?

4 правило: Пить только полезные напитки.

Рассказ о проведённом   опыте с кока-коллой и фантой.( родительница ученика  класса Толкачёва Э.Т.))

5 правило: Сладкие газированные напитки вредны!

 (задание в тетрадях стр. 47. Отгадай кроссворд напитков)

 

Отвечают на вопросы

 

 

Анализируют результаты анкетирования

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу в группах по определению полезности тех или иных напитков. На основе исследования и обсуждения делается вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Включение нового знания в систему знаний

Научить практически применять новые
знания

Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательное УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договориться. (Коммуникативные УУД.)

-Спасибо, ребята. Вы очень доходчиво рассказали о значении жидкости для правильной работы человеческого организма. У вас есть «волшебные» капли. Предлагаю каждому из вас сделать выбор в пользу того напитка, с помощью которого вы желаете утолить жажду. (Дети подходят к доске и прикрепляют свою каплю на изображение одного из сосудов: вода, сок, компот, газировка, чай.)

 

- Но нам всем надо помнить, что хотя запасы воды на Земле колоссальны, возможность их использования ограничена.  Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!( инсц. дети)

                  Сказка про рыбака.

Рыбак: Из страны заморской, дальней

              Я подарок получил

              Удочку, чтоб рыб ловил

              И на реку поспешил

              Леску в воду отпустил

Друг: Ну и что , поймал?

Рыбак: Поймал!

Друг:  Какую? Может, рыбку золотую?

Рыбак: Да куда там? Если б так

             Я б тогда не был бедняк

             Я поймал не щуку, не карася,

            А маленького пескаря

            Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь: В речке нам житья не стало

                 Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают

                 От нее все погибает

                  Все бросают в воду к нам

                 От иголок до пижам

                 И полно других отходов

                 Вот беда, браток, какая!

Рыбак: Что же делать? Как нам быть?

               Соберу- ка, я друзей

               И решим вопрос скорей.

- Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода? Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

    От грязной воды страдает всё живое.

    Грязная вода вредна для здоровья человека.

Как ещё человек загрязняет воду?

 

- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

.

- Помните , что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит

 « Экономно»?

 

 

 

 

- Скажете где и как мы должны экономить воду?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Правильно. мы все  надеемся, что вы так и будете поступать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Бросает мусор, моет машины.

Не выбрасывать мусор в водоёмы.

     Чистить  берега рек и озёр.

     Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде.

     Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.

     Сажать деревья около водоёмов.

·.Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкосте.

·Экономить воду при стирке.

·Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.

·Надо учить всех плотно закрывать краны.

 

 

 

VI. Рефлексия учебной деятельности на занятии

Научить фиксировать новое содержание занятия; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осознания

учащимися своей учебной деятельности; осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативное УУД.)

Проявлять способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

На какие вопросы вы хотели получить ответ?

Удалось ли нам найти решение этой проблемы?

-Предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн по теме занятия. Составлять синквейн очень просто и интересно.

 

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали ! Желаю вам успехов в познании нового!

Отвечают на вопросы учителя.

Называют основные позиции нового материала и то, как они их усвоили (что получилось, что не получилось
и почему).

Делают анализ работы,
самооценку своей работы.

Отмечают свое эмоциональное состояние