Тема занятия: « Вода и другие полезные напитки». Класс: 3-а
Этап занятия |
Педагогические задачи |
Планируемые результаты |
Содержание этапа занятия |
|
|
|
|
деятельность учителя |
деятельность обучающихся |
I. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы |
Выявить уровень необходимых знаний обучающихся; активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию |
Уметь фиксировать затруднение; устанавливать причинно-следственные связи; выделять существенную информацию из текстов разных видов. (Познавательные УУД.) Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) Уметь,
выполняя различные роли («учителя», «исполнителя») в
группе |
Организует детей на работу. Теплый лучик, нежный лучик, Он заглянет к нам в оконце. Принесет в своих ладонях Теплоту, частицу солнца.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас.
-Предлагаю сегодня стать исследователями, а тему исследования вы скажете посмотрев фильм. -Итак, скажите, о чем мы будем говорить сегодня?
– Прочитайте на доске слова французского «Вода! Ты – сама жизнь!». – Что понимает автор под словом жизнь? -Предлагаю взять эти слова как эпиграф к нашему исследованию. |
(видео-фильм о воде)
Ответы детей. |
II. Формулирование
темы занятия, постановка |
Научить формулировать учебную проблему |
Уметь определять и формулировать тему и
задачи урока; планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей. |
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Правильно- вода! Вода и будет темой нашего сегодняшнего исследования. О ней и напитках, которые можно из нее приготовить, мы и будем сегодня говорить. - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? -Что мы хотим сегодня узнать? |
Вода!
- 1..Выяснить, какая вода полезна для нашего здоровья? - 2.Значение воды в жизни человека - 3.Какие еще напитки можно употреблять человеку? -4. Расширить представления об охране воды человеком. |
III. Совместное открытие знаний |
Научить решать учебную задачу |
Уметь устанавливать причинно-следственные связи; выполнять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; на основании наблюдений делать умозаключения. (Познавательные УУД.) Уметь,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки |
Для решения этой проблемы предлагаю провести исследовательскую работу в группах. Вспомним правила работы в группе: (На столе стоят разные емкости с водой: стакан, пробирка, вода в пластиковых бутылочках.) Опыт № 1 «Определение цвета воды».
Опыт № 2 «Какой запах у воды?». Опыт № 3 «Определение РН- фактора воды». РН- фактор определяется по лакмусовой жидкости. Опыт № 4 «Определение жесткости воды» Отличным помощником в решении этой задачи станет обыкновенная марганцовка. Контактируя с солями жесткости, марганцовка приобретает желтый оттенок. Если такого не произошло, с водой все в порядке - Итак, подведем итог нашей исследовательской работе: -Давайте сравним показатели нашего исследования каждого вида воды и сделаем на основе этого вывод: (сравниваем результаты и делаем вывод) - Какая вода прошла все ступени проверки? – Какая вода пригодна для человека? - Итак, мы выяснили какая вода необходима человеку для ежедневного употребления! 1 правило здоровья: пить только чистую воду.
Вода очень нужна нашему организму. Она помогает расти, справляться с болезнями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А сколько это? Хотите подсчитать? Для этого умножьте свой вес на 80, а потом разделите полученный результат на 1000. (работа в парах) Данные, которые вы получили, ненамного отличаются друг от друга. А как можно представить эту цифру? Учитель предлагает детям обратить внимание на демонстрационный стол. На нем находится стеклянная банка, в которой около 2,5 литра воды. Это же количество жидкости можно разлить по стеклянным стаканам и расставить их на столе. -Такое количество жидкости вам необходимо ежедневно. Но если в течение дня занимаетесь спортом, то воды нужно пить больше, потому что когда вы бегаете, прыгаете, организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить. -А теперь давайте выполним задание в нашей рабочей тетради стр.46( Чтобы представить, какую часть твоего тела составляет вода. закрась на рисунке сектор. отмечееый галочкой. голубым цветом.) 2 правило здоровья: пить достаточное количество воды. -Часть ее поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течение дня, а часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу – супы. А вот питаться всухомятку очень вредно. 3 правило: есть жидкую пищу. . |
Вспоминают правила работы в группе.
Вывод 1: – Вода бесцветная. Вывод 2: - У воды нет своего запаха. Вывод 3: -Цветовая схема уровня рн воды. Вывод 4: -Это служит еще одним подтверждением жесткости воды.
Общий вывод на доске в виде таблицы
Дети в парах проводят математические вычисления. (Далеко не все дети знают свой вес. Поэтому цифру учитель может попросить детей узнать у своих родителей накануне и записать в тетрадь. После проведения вычислений учитель предлагает детям сравнить полученные цифры – в среднем у детей 7-8 лет должно получиться около 2,5 литра
Вывод: -Очень важно, чтобы в организм человека попадала вода хорошего качества, без веществ, способных повредить здоровью |
IV. Самостоятельная работа |
Научить применять на практике новое знание |
Уметь осуществлять анализ. (Познавательное УУД.) Уметь оценивать правильность выполнения действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. (Регулятивные УУД.) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.) |
- В состав каких напитков входит вода? - Ребята, а какие напитки на основе воды вы любите? - Мы провели небольшой опрос среди учащихся 3-х классов и выяснилось, что: 1. Минеральную воду пьют: 8 чел. 2. Соки, нектары, морсы: 46 чел. 3. Лимонады, газировку: 84 чел. 4. Кофе, какао, чай: 18 чел. - А теперь давайте остановимся на каждом напитке отдельно и определим полезен ли он или нет для нашего организма.( о напитках расскажут нам ребята) 1.М о р с ы, приготовленные из клюквы, брусники не только хорошо утоляют жажду, но и способствуют повышению аппетита. Напитки, приготовленные из смородины, облепихи, шиповника, рябины, особенно богаты витамином С. 2. К о ф е и ч е р н ы й ч а й содержат кофеин. В одной чашке кофе его около 100—150 мг, в чае примерно треть этого количества. Кофеин — сильный стимулятор, способствует расширению кровеносных сосудов. Поэтому от использования кофе детям лучше отказаться. Чай же дети могут пить не очень крепким. Если же ребенок беспокойный, легко возбудимый, то в этом случае следует отказаться и от чая. 3.К а к а о — высококалорийный напиток, содержащий много полезных минеральных веществ, прежде всего калий. В какао также имеется немного кофеина (поэтому лучше давать его детям по утрам), однако это количество не оказывает негативного воздействия на организм ребенка. 4.Ф р у к т о в ы е с о к и изготавливаются на 100% из переработанных фруктов. Ф р у к т о в ы й н е к т а р содержит в себе 25—50% чистого фруктового сока, остальное занимает вода, сахар, ароматизаторы. 5.Н а п и т к и из фруктовых соков включают в себя только 10% чистого сока, а фруктовые л и м о н а д ы — всего лишь несколько процентов. - В состав почти всех напитков входит лимонная кислота. Давайте проведем еще один опыт с водой и посмотрим, что произойдет, если в наш стакан с водой добавить лимонной кислоты. Опыт №5 (с лимонной кислотой) Вода стала ярко-розовой. Вывод: 1) Чем можно утолить жажду без вреда для здоровья? 2) Сладкие газированные напитки: польза или вред? 4 правило: Пить только полезные напитки. Рассказ о проведённом опыте с кока-коллой и фантой.( родительница ученика класса Толкачёва Э.Т.)) 5 правило: Сладкие газированные напитки вредны! (задание в тетрадях стр. 47. Отгадай кроссворд напитков) |
Отвечают на вопросы
Анализируют результаты анкетирования
Выполняют самостоятельную работу в группах по определению полезности тех или иных напитков. На основе исследования и обсуждения делается вывод.
|
V. Включение нового знания в систему знаний |
Научить практически применять новые |
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательное УУД.) Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договориться. (Коммуникативные УУД.) |
-Спасибо, ребята. Вы очень доходчиво рассказали о значении жидкости для правильной работы человеческого организма. У вас есть «волшебные» капли. Предлагаю каждому из вас сделать выбор в пользу того напитка, с помощью которого вы желаете утолить жажду. (Дети подходят к доске и прикрепляют свою каплю на изображение одного из сосудов: вода, сок, компот, газировка, чай.)
- Но нам всем надо помнить, что хотя запасы воды на Земле колоссальны, возможность их использования ограничена. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!( инсц. дети) Сказка про рыбака. Рыбак: Из страны заморской, дальней Я подарок получил Удочку, чтоб рыб ловил И на реку поспешил Леску в воду отпустил Друг: Ну и что , поймал? Рыбак: Поймал! Друг: Какую? Может, рыбку золотую? Рыбак: Да куда там? Если б так Я б тогда не был бедняк Я поймал не щуку, не карася, А маленького пескаря Говорит вдруг мне пескарь! Пескарь: В речке нам житья не стало Рыб, ракушек стало мало. Рыбак: Что с твоим речным народом? Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к нам От иголок до пижам И полно других отходов Вот беда, браток, какая! Рыбак: Что же делать? Как нам быть? Соберу- ка, я друзей И решим вопрос скорей. - Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода? Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. От грязной воды страдает всё живое. Грязная вода вредна для здоровья человека. Как ещё человек загрязняет воду?
- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения. . - Помните , что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит « Экономно»?
- Скажете где и как мы должны экономить воду?
-Правильно. мы все надеемся, что вы так и будете поступать |
Бросает мусор, моет машины. Не выбрасывать мусор в водоёмы. Чистить берега рек и озёр. Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде. Не уничтожать растения и обитателей водоёмов. Сажать деревья около водоёмов. ·.Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкосте. ·Экономить воду при стирке. ·Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать. ·Надо учить всех плотно закрывать краны.
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на занятии |
Научить фиксировать новое содержание занятия; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осознания учащимися своей учебной деятельности; осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса |
Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.) Уметь
оформлять свои мысли в устной форме. Проявлять
способность |
– На какие вопросы вы хотели получить ответ? – Удалось ли нам найти решение этой проблемы? -Предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн по теме занятия. Составлять синквейн очень просто и интересно.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали ! Желаю вам успехов в познании нового! |
Отвечают на вопросы учителя. Называют
основные позиции нового материала и то, как они их усвоили (что получилось,
что не получилось Делают
анализ работы, Отмечают свое эмоциональное состояние |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.