Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Музыкальное приветствие:
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2. Актуализация знаний. (Слайд 2-5)
· Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
· О какой азбуке вам рассказала Фея на прошлом уроке?
· Из чего состоит музыкальная азбука? (из нот, из звуков).
· Сколько нот в музыке?
· Где живут нотки?
· Открывает нотоносец? (скрипичный ключ).
· Когда все нотки становятся в ряд, образуют что? (звукоряд)
· Как называется грустная музыка? А радостная?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
· Для чего нужна музыкальная азбука? (чтобы сочинять музыку)
· На чём исполняют музыку? (на музыкальных инструментах)
(Слайд 6)
Учитель: Давайте поиграем в игру «На каком инструменте играет Маша?»
Видеоигра «На каком инструменте играет Маша?»
Учитель: Как вы думаете: (Слайд 7)
· О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о музыкальных инструментах).
Учитель: Тема урока: «Музыкальные инструменты»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы узнаем много нового про музыкальные инструменты. Послушаем их, увидим, узнаем: когда и как они появились.
Учитель:
· Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, как появились первые музыкальные инструменты?
· Хотите узнать?
Учитель: Увидеть и услышать эти инструменты нам поможет Муза.
Учитель: Посмотрите на экран. (Слайд 8)
· О ком хочет рассказать нам Муза? (о мальчике-пастушке).
(Читаем текст «Пастушьей песни»).
Слышишь песню у ворот?
То пастух овец зовёт.
Лишь зарёй зардеет небо,
Он берёт краюшку хлеба.
Ту-ру, ту-ру, ту-ру-ру,
Выйдем рано по утру.
Учитель:
· На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).
Учитель: Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. (Слайд 9)
Это духовой музыкальный инструмент.
А хотите узнать, как она появилась? (Да!)
(Слайд 10)
Учитель: Ну, тогда слушайте…
Жил-был мальчик-пастушок. Пас он своих коровушек по полям, по перелескам, да однажды забрел с ними в болото.
Разбрелись коровушки по болоту, уплетая молодые побеги камыша… Испугался пастушок – стал кричать, звать животных, а они не слышат. Расстроенный мальчик срезал палочку камыша – он любил погрызть его, случайно дунул и услышал приятный звук. Обрезав с двух сторон аккуратные отверстия, пастушок с интересом стал дуть и не заметил, как все коровки собрались возле него. С тех пор мальчик всегда брал с собой дудочку и животные никогда у него не терялись.
Учитель: Вот такая сказка о дудочке.
(Слайд 11)
Учитель: Послушайте как звучит дудочка.
(Слайд 12)
Учитель: А у Музы есть песня о камышинке-дудочке. Давайте её послушаем.
Слушание: «Камышинка-дудочка» В. Поплянова, сл. В. Татаринова.
5. Физминутка (Слайд 13-25)
Учитель: Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц. (Слайд 26)
Учитель: Стали изготавливать инструмент из орешника, клёна, ясеня или черёмухи. В народе этот инструмент стали называть свирелью
Учитель: А сейчас мы побываем на одном из концертов русских народных инструментов. Послушаем звучание этого инструмента. И постарайтесь ответить на вопрос:
· Почему его назвали свирелью? (За её необыкновенный звук, похожий на свист).
(Слайд 27)
Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель).
(Слайд 28)
Учитель: Посмотрим опять на экран. Муза показывает изображение ещё одного мальчика.
· На что похож его инструмент? (На рог животного).
Учитель: Да, это на самом деле рог!
· А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок).
Учитель: Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки.
Царь Пётр создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Называли его «Роговой оркестр». (Слайд 29)
Учитель: Послушайте как звучит рожок, и подумайте:
· А что его отличает от свирели? (ответы)
Видео фрагмент звучания рожка. (Слайд 30)
· А теперь послушаем, как играет ансамбль рожечников.
Видео фрагмент рожечники «В тёмном лесе». (Слайд 31)
Учитель: Послушаем ещё одну русскую народную мелодию.
· Какой инструмент звучал?
· Чем отличается его звучание?
Видео фрагмент гусли «Как под яблонькой». (Слайд 32)
· Какой инструмент звучал?
· Чем отличается его звучание?
Учитель: Гусли – струнный музыкальный инструмент. Появился на Руси очень давно. Струнами служил конский волос. (Слайд 33)
6. Физминутка (Слайд 34-46)
7. Вокально-хоровая работа:
Учитель: Много песен было написано композиторами о музыкальных инструментах. Послушайте ещё одну.
1. Песня: М.Парцхаладзе - «Дудочка» (Слайд 47-50)
· Какое настроение у этой песни?
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: М.Парцхаладзе - «Дудочка» разучивание.
2. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: В завершении урока вспомним:
· С какими инструментами вас познакомила Муза? (ответы)
· Определите: какой инструмент звучит?
Учитель: Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.