конспект урока

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_uroka.docx

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Цели урока: - продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;

                           - показать, на примере произведения С. Козлова, как на нас воздействует

                             красота;

                           - развивать умение анализировать текст, рассуждать, мыслить;

                           - воспитывать внимательное отношение к природе и ко всему, что нас    

                           окружает;

                           - формировать нравственные качества.

 

Оборудование урока:

Учебник литературного чтения Н.А. Чураковой 4 класс, 2 часть.

Выставка книг С. Козлова.

Диск с фоновой музыкой, записью пения соловья.

Фото природы.

Фото соловья.

Кормушки для птиц.

 

Ход урока.

 

I.                    Организация класса.

II.                 – Сегодня нам с вами предстоит интересная работа. Поэтому, не будем терять времени. Мы будем не столько читать, сколько размышлять, думать, пытаться понять и почувствовать.

III.              Проверка домашнего задания.

1.      – И начнем с поэзии. (Чтение стихов С. Козлова учителем)

Поросёнок на крылечке

Поросёнок на крылечко
Вышел ранним вечерком.
Видит он — туман на речке
В челноке плывёт бочком.

А за речкой, за туманом
Еле виден, дуб стоит.
А за дубом, над курганом,
В небе звёздочка горит.

«Ах, — подумал поросёнок, — 
Как красиво и тепло,
И в сырой тени потёмок
Так от звёздочки светло.

Нежели дуб за речкой,
Что в тумане утонул,
Видит, видит нас с овечкой,
Пса, что в будке прикорнул?

И в гостях у лягушонка
Муравьи рядком на пне
Тоже видят поросёнка,
Тоже радуются мне?» 

 

Маленький кузнечик

Маленький кузнечик до полудня спал — 
С полудня до вечера на скрипице играл. 

Прилетела, села важная пчела, 
Музыканта худенького слушать начала. 

Он отставил ножку, и, отдав поклон, 
Заиграл на скрипице Летний сон. 

Золотистым кругом света и тепла 
Над зеленым лугом музыка плыла. 

Музыка звучала, и, забыв дела, 
Головой качала важная пчела. 

А кузнечик маленький на скрипице играл, 
Будто всем по горсточке счастье раздавал. 

Не кричал, не плакал, слов не говорил — 
По зеленой скрипице травиночкой водил. 

2.      – Вспомните, кто автор этих стихов.

– Что вы уже знаете о С. Козлове?

– Что такое «цитата»?

–Процитируйте, автором каких знаменитых во всем мире сказок является С.Козлов?

–Процитируйте, кто герои сказок С.Козлова.

–Процитируйте, в чем, по мнению С.Козлова, заключаются главные тайны жизни.

–Так о чем же писал С.Козлов? (О красоте человеческих отношений, красоте окружающего нас мира). Произведения просты, смыл глубокий.

 

IV.              И тема, которую мы продолжаем изучать, звучит как? (Пытаемся понять, как на нас воздействует красота).

На основе произведений С.Козлова мы научились видеть прекрасное. Вспомните, какие рассказы автора мы читали в 3-м классе.

-Ежик в тумане.

-Красота

А познакомившись с новой для нас сказкой С.Козлова «Не улетай, пой, птица!», мы постараемся ответить на вопрос:

- Как на нас воздействует красота?

Сегодня мы поведем разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого.

 

V.                Чтение сказки С.Козлова учителем.

Цель для учащихся: выяснить, как реагирует на пение птицы Заяц, и как реагирует Поросенок.

VI.              Первое впечатление: как реагирует Заяц?

                                     как реагирует Поросенок?

                                     чья реакция вам ближе?

VII.           Физкультминутка (под музыку к песне «Облака» (из м/ф про героев С.Козлова: Зайца, Медвежонка, Ежика).

VIII.        Анализ произведения

-Хочет ли Заяц научить Поросенка прыгать?

-Как он это делает?

-Можно ли Зайца назвать хорошим учителем?

-Замечает ли он, что все мысли и чувства Поросенка заняты совсем другим?

-Что же так заинтересовало Поросенка?

-Вы догадываетесь, что это за птица? (Соловей)

-А вы знаете, как выглядит соловей? Опишите.

-Да, действительно, посмотрите.

-Как подействовало на Поросенка пение соловья?

-Как можно назвать охватившее его чувство?

Я написала на доске названия чувств. Выберите его из списка или добавьте что-то свое. Ответ обоснуйте.

 

Восторг

Восхищение

Вдохновение

Счастье

 

 

 

 

 

 

-Я хочу, чтобы вы испытали такое же чувство, услышав пение соловья (можно закрыть глаза, представить себя в лесу).

 

Фонограмма «Пение соловья»

 

-Какое чувство испытали вы?

-Почему Поросенок заплакал? (Так бывает, такова сила красоты).

-Почему Поросенок слышал пение соловья, а Заяц – нет?

-Почему Поросенок не делится с Зайцем своими впечатлениями?

-Вам жаль Зайца? Почему?

-Какова сила красоты? (Делает человека добрее, сильнее).

-Найдите главную мысль сказки. (Когда ты счастлив, ты можешь все, у тебя за спиной вырастают крылья).

 

IX.              Чтение сказки цепочкой и по ролям.

Цель: передать испытываемые героями чувства

 

X.                –А всегда ли только звук  может вызвать чувство восхищения, восторга? Посмотрите, что вы увидели?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что это? (Пейзажи).

-Какие чувства вызывают у вас данные фотографии?

-А эти?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да, птицам зимой надо помогать, поэтому вы изготовили дома с родителями кормушки, которые мы повесим со старшеклассниками в школьном дворе, а природу надо беречь и не загрязнять, поэтому кормушки вы изготовили из бросовых материалов, тем более что

 

-Конечно, охранять природу и защищать слабых надо всегда, ведь от нас с вами зависит, увидят ли эту красоту ваши дети и мои внуки.

-Вы только посмотрите на этот мир внимательно и не глазами, а сердцем, и красота сделает вас добрее, сильнее и лучше.

 

XI.              Итог. Дополните предложение.

Я на уроке выяснил для себя …

Я сегодня узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Я решил…

Фонограмма (песня Ю. Антонова «Живет на свете красота»)

XII.           Д/з.


 

XIII.