Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
docx
06.06.2021
Конспект урока
Паукообразные.docx

Тема урока. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Цели: - убедить учащихся в необходимости изучения паукообразных, как объектов – обитателей фауны своей местности;

- раскрыть особенности строения паукообразных на примере паука-крестовика, в связи с жизнью на суше;

- продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебником, рисунками, текстом, инструкциями, умение вести беседу;

- воспитывать бережное отношение к паукообразным, как помощникам человека в борьбе с разносчиками опасных инфекционных заболеваний.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы и приемыфронтальная работа, поисковая работа, исследование , самостоятельная работа и программированные задания.

Оборудование: - таблица «Тип Членистоногие»;

-«ящик с сюрпризом»;

-дидактические карточки;

- мультимедийный проектор ; – компьютер.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Дидактическая игра «Корзинка добрых пожеланий»

Инструкция: «Эта нарядная красивая корзинка так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она «корзина добрых пожеланий». Какие это пожелания? Посмотрим.

Дети достают пожелания из корзины и читают их.

-Ребята, я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю быть активными на нашем уроке.

 

Вступительное слово учителя: Сегодня мы посвятим урок изучению еще одного загадочного обитателя нашей местности. Я очень рассчитываю на вашу помощь и поддержку в ходе работы, что позволит нам сделать урок интересным и познавательным.

Чтение стихотворения о членистоногих.

II Актуализация опорных знаний

1.Вопросы: 1. «Какие классы можно выделить в типе Членистоногие?»

2. С каким классом мы уже познакомились?

Учитель читает отрывок стихотворения «Рак-отшельник»

Я знаю рак-отшельник

Живет совсем один

Совсем-совсем один

Среди камней

2. Фронтальная беседа:

1). О ком идет речь в стихотворении? (речь идет о речном раке).

2)к какому типу он относится (членистоногие)

3)почему тип получил такое название?

4)сколько отделов имеет тело рака? Какие?

5)чем покрыто его тело?

6)на Руси принято грозить: «я тебе покажу, где раки зимуют» а где они зимуют?

7) Объясните выражение «красный, как рак!» (краснеют люди от стыда, а раки при варке. От высокой температуры воды все пигменты хитинообразного покрова разрушаются, кроме красного).

3) Тест «Проверь себя»

1.     Рак дышит жабрами (Да).

2.     Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

3.     Тело рака состоит из двух отделов (Да).

4.     У рака простые глаза (Нет).

5.     Раки – растительноядные (Нет).

6.     Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

7.     Для рака характерна регенерация клешней (Да).

8.     С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

9.     Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).

14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

15. Кровь у рака красная (Нет).

16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

17. Живут раки до 50 лет (Нет).

Учитель подводит итог: хорошо, ребята! Молодцы. Вы хорошо знаете строение речного рака. Это вам поможет при изучении новой темы.

Этап мотивации.

- Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь,кто сидит в загадочной коробочке, и в конечном итоге определим тему нашего  урока.

Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут –

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут-

На мух идет охота! (Паук)

«Фу, паук!»- вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца животного. Необъяснимое отвращение, а порой и страх испытывает человек при встрече с пауками, хотя знает, что они приносят пользу, уничтожая массу мух и др. насекомых. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группе животных. Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд. Слайд 2.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна — дочка красильщика пурпуром Идма на. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, ...

Я предрекаю,, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это — Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название па­уков, которых по-латыни называют арахнидами.

Как называется наука о пауках? Слайд 3— Арахнология!

А откуда произошло слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь. «Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» — крючок, латинскому «анкус» — имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» — сгибает. Стало быть, паук — криворучка и кривоножка».

А какая, по-вашему мнению, тема урока. (ответ – Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных)

Слайд 1.

Беседа: - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чему можно научиться?

Формулирование учащимися цели урока, ее корректировка учителем.

«Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности Паукообразных. Познакомиться с многообразием Паукообразных, выяснить значение Паукообразных в природе и жизни человека.»

Составление синквейна

Пауки

Бегают, затаиваются

Красивые, опасные, ужасные

Приспособились к жизни на суше

 

III Изучение нового материала.

Просмотр видео «самые опасные животные»

Учитель:

·         Появились пауки около 400 млн. лет назад, они были одними из первых наземных животных

·         Пауков можно найти всюду: высоко в горах, в жарких пустынях, в тундре

·         Они разнообразны по окраске(красные, зеленые, желтые, розовые), размерам: есть пауки меньше 1 мм, а есть- гиганты.

Но всех их объединяет одно: строение.

Учитель. Рассказ о внешнем строении паука.Слайд 4.

Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика

– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

 

 

1.     Почему паук-крестовик нарисован на плакате «Членистоногие»?

2.     Сколько отделов тела у него? Назовите их.

3.     Тело паука покрыто тем же, что и у рака(чем?)

4.     Какая часть тела преобладает у него? На что указывает рисунок на брюшке?

5.     Сколько ног у паука? (Скорее всего дети ответят 8).

Учитель дополняет: 8 – ходильных ног, а еще 2 пары :

1-я - хелицеры – короткие крючкообразные челюсти, с помощью которых паук протыкает тело жертвы и впрыскивает секрет ядовитых желез, находящимися у основания челюстей.

2-я – педипальпы – это конечности, которыми паук ощупывает все вокруг, ими поворачивает добычу, укутывает ее паутиной.

1.     Глаз у паука столько же , сколько ходильных ног. Сколько? Но только они не сложные, как у рака, а простые.

А слышит ли паук? Установлено, что Да! Но орган слуха у них так и не обнаружен.

2. Изучение внутреннего строения паукообразных. Слайд 5.

Работа с учебником стр105- 107.

Класс делится на группы:

Первая группа изучает пищеварительную систему и систему выделения

Вторая группа изучает дыхательную и кровеносную

Третья группа изучает нервную систему и органы чувств

Кровеносная система как у раков. Какая?

– Незамкнутая.

Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:

Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.

Работа с рисунком учебника (стр. 106)

Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Учитель: Ползла букашка по большой ромашке,

Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях

Угадайте дети, кто расставил сети?(паук)

Ребята, мы уже говорили, что пауки-крестовики для охоты расставляют «капканы» - ловчие сети, представляющие собой ажурный узор, сплести который под силу только мастеру. Как же он это делает?

Выступление учащегося (Беляева Н.)

Просмотр видеоролика «Почему паук не попадает в свои сети»

«Интересное про паутину» (Беззаботная В.)

Размножение и развитие пауков. Выступление Заварзина Д.

Учитель:

Пауки – животные загадочные, хранящие много тайн.

– Паукообразных насчитывается в природе 62.000 видов.. Слайд 6.

Отряд Сенокосцы.Слайд 7,8.

В природе встречаются существа, которых в народе называют косинож ками, а в зоологии — сенокосцами. Почему они получили такое назва­ние? Среди наших паукообразных сенокосцы выделяются своими непомерно длинными и тонкими ногами, поддерживающими небольшое тельце. Днем они малоподвижны и сидят в трещинах коры на деревьях, в пазах бревенчатых стен и в других укромных уголках; к ночи же становятся более оживленными и выходят на охоту за мелкими насекомыми и паучками. Если, желая поймать сенокосца, мы схватим его за одну из его длинных ног, то нога легко оторвется и останется у нас в руках, а сам он на оставшихся ногах уйдет от опасности. Оторванная нога в течение многих минут продолжает судорожно подерги­ваться; это движение обыкновенно сравнивают сдвижением косы при сено­косе, и отсюда возникли общеизвестные названия «паук-коси-сено» или «сенокосец». Оторванная ножка своими судорожными подергиваниями отв­лекает внимание преследователя. Легкость, с какой у сенокосца отрывается любая нога, производит впечатление, как будто она очень «слабо сидит», а мы слишком неосторожно ее дернули. Однако на самом деле у сенокосца ноги прикреплены к телу достаточно прочно, и их отбрасывание зависит от особого мускульного движения, которое делает сенокосец при сильном раздражении его ноги. Такое самокалечение (или аутотомия) наблюдается и у многих других животных.

Тело сенокосца имеет в целом яйцевидную форму и между головогрудью и брюшком нет перехвата, какой имеется у крестовика. Если же мы рассмотрим его в лупу, то увидим, что брюшко сенокосца подразделено на сегменты, что на нем нет паутинных бородавок и что первая пара ротовых конечностей — хелицеры имеют вид маленьких клешней. Свои яйца самки-сенокосцы помеща­ют в почву, зарывая их при помощи вытягивающегося из них на большую длину яйцеклада. Все эти существенные признаки, отличающие сенокосцев от пауков-паутинников, заставляют отнести их к особому отряду сенокосцев.

Отряд Скорпионы .Слайд 9 (Сядра Н.) (они похожи на рака, что, безусловно, говорит о родстве этих 2х классов. Первая пара ходильных ног превращена в клешни). Укусы скорпионов такие же болезненные как укусы пчелы, но не смертельны.
Каракурт (выступление учителя). Слайд10.

Его яд в 15 раз токсичнее яда гремучей змеи. Укусы каракурта смертельны. Каракурта называют еще «черной вдовой» или «черной смертью», за траурно-черный окрас. Самка каракурта после спаривания кусает и убивает его.

Учитель:

К некоторым паукообразным проявляют интерес ученые – биологи, врачи, агрономы, ветеринары. Это клещи.

-Так почему же у людей этих профессий неподдельный интерес к клещам? (дети предлагают варианты ответов) Слайд 11.(Антонова Е.)

Учитель обобщает эти ответы, и делает вывод:

1)они - паразиты животных и растений

2)они - причина порчи продуктов питания

3)они – возбудители тяжелых заболеваний.

Иксодовые клещи . Слайд 12. (Гонцов М.)

Первая помощь при укусе клеща. (Сядра Н.)

Отряд Пауки. Слайд 14. (Чекменева Т.).Паук-серебрянка.

Паук-волк. (Лешко Р.)

В наших прудах можно встретить интересных паучков – серебрянок.

Темно – коричневый паук с длинными волосками на брюшке то поднимается среди растений на поверхность воды, то снова погружается в воду. Под водой на волосках, покрывающих брюшко паука, удерживается слой воздуха, и паук выглядит серебристым. Этим воздухом паук и его потомство дышат. За серебряный блеск и называют его серебрянкой.

Общая характеристика класса Паукообразные. Слайд19,20

Значение паукообразных.

Задача: Пауки прожорливы: каждый в день съедает столько мух, сколько весит сам. А мухи – это опасны разносчики инфекций. В лесу на каждом гектаре живут около 5000 пауков. Если каждый паук поймает хотя бы 2 мухи, то, сколько же мух они уничтожат?

Значит, бесспорно: пауки - полезные животные. И их надо беречь:

Я плету большие сети

Но меня не бойтесь дети

И на даче и в лесу

Я вам пользу принесу

Я охотник будь здоров

Мух ловлю и комаров

Для людей я - лучший друг

А зовут меня - паук!

 

IV.Закрепление.

Для того чтобы закрепить все, о чем мы сегодня узнали, поиграем.

Вставить пропущенные слова. Взаимопроверка.

Дидактическая игра «Пятый лишний»

Викторина

Игра «Верю-не верю»

Заключительное слово учителя:

Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир паукообразных.

Мне оно показалось удивительным и интересным. А вам? Мне было приятно с вами работать, и я благодарю вас за поддержку. Спасибо, ребята. Д/З: Слайд 21


 

Тема урока. Класс Паукообразные

Тема урока. Класс Паукообразные

С каким классом мы уже познакомились?

С каким классом мы уже познакомились?

Живут раки до 50 лет (Нет).

Живут раки до 50 лет (Нет).

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров)

Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров)

Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:

Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:

Такое самокалечение (или аутотомия) наблюдается и у многих других животных

Такое самокалечение (или аутотомия) наблюдается и у многих других животных

Общая характеристика класса Паукообразные

Общая характеристика класса Паукообразные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021