Конспект и презентация к уроку биологии "Общая характеристика покрытосеменных, их классификация"
Цель: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира. Задачи: Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией. Развивающая: развивать умения и навыки работы в группах. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, культуру общения. Тип урока: усвоения новых знаний. Комплекс использованных методов и методических приемов: интерактивная лекция, работа в группах, беседа, биологическая разминка, микрофон. Межпредметные связи: литература. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники. Список литературных источников: А. Ю. Білотіл "Педагогічнизнахідки на уроках біології", Х. Основа, 2007 р., С. В. Мілюкова "Інтерактивні уроки з біологіїрослин", К. Шкільнийсвіт, 2008 р., Ю. Г. Гамуля "Біологія 7 клас. Дидактичніматеріали до курсу", Х. Основа, 2007 р., В. І. Гін « Прийомипедагогічної техники», Х. Ранок, 2007 р. Структура урока: Ι. Организационный момент. ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся. ΙΙΙ. Изучение нового материала. ΙV. Закрепление изученного материала V. Подведение итогов урока. VΙ. Домашнее задание. Разнообразен и прекрасен мир растений: Мхи, водоросли, папоротники, плауны И семенные: сосны, туя, пихты, ели, Но властелины царства не они.
Ход урока: Ι. Организационный момент. ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обсуждение эпиграфа урока. 1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека. Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске. 2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена. Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения. На уроке мы: познакомимся с общей
характеристикой отдела Покрытосеменные; ΙΙΙ. Изучение нового материала. 1. Общая характеристика покрытосеменных растений. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ. Где же они распространены. В современной флоре отдел
Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по
численности видов (около 300 тыс. видов) (Слайд № 2) Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения. образуют семена. Работа с учебником Проработайте текст учебника с.174- 175, после чего вам нужно дать ответ на вопрос Какие признаки имеют покрытосеменные растения? (Слайд № 3) Прием «Микрофон» (ответы детей) Проверьте себя. Всё ли мы назвали? Признаки Покрытосеменных растений. Наличие цветков, поэтому их
называют цветковыми растениями
Работа в группах 1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений. 2 группа – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Проверка: (Слайд № 4) Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных (Слайд № 5) Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. 2. Классификация покрытосеменных растений. (Слайд № 6-7) Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений.
Их характерные признаки: - зародыш состоит из двух семядолей - листья простые или сложные с сетчатым жилкованием - стебель деревянистый или травянистый - корневая система стержневая - цветок четырех- или пятичленный - опыление преимущественно насекомыми.
К Однодольным принадлежат около 50 тыс. видов растений. Характерные признаки этого класса: - зародыш состоит из одной семядоли - листья простые с дуговым или параллельным жилкованием - стебель травянистый - корневая система мочковатая - цветок трехчленный - опыление преимущественно ветром. (Слайды № 8-15) Однодольные объединяют семейства – Злаковые, Луковые и Лилейные и др. Класс Двудольные включает в себя семейства: Сложноцветные, Розовые, Бобовые, Паслёновые, Капустные и др. (Слайд № 16) Просмотр видеофайла «Многообразие двудольных растений» ΙV. Закрепление изученного материала Работа с гербарием. Учащиеся работают в парах. Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные. (Слайд № 17) Прием «Биологичекая разминка» Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений. 1. Главный корень хорошо выражен. 2. Мочковатая корневая система. 3. Травянистые, реже деревянистые растения. 4. Растения имеют камбий 5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием 6. Зародыш с двумя семядолями 7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием 8. Растения не имеют камбий 9. Главный корень не развивается 10. Стержневая корневая система 11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные 12. Цветы трехчленные Взаимопроверка. Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12 Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11 V. Подведение итогов урока. Сегодня мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения. 1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям; 2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям; 3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными. На следующем уроке мы продолжим изучать семейства однодольных и двудольных растений. VΙ. Домашнее задание. (Слайд № 18) Выучить параграфы
41-42 учебника. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.