конспект урока

  • docx
  • 04.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что мы знаем о народах России.docx

 

                                                 что мы знаем о народах россии?

 

Цели: формировать представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.

Формировать УУД:

- умение осознавать свою этническую и национальную прнадлежность, уважительно относиться к истории и культуре других народов; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

-умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работа по предложенному учителем плану;

-умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

ПРЕЛМЕТНЫЕ:

ЗНАНИЯ: Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение ( версию ) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному  учителем плану.

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следоать им.

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

 

Оборудование: -Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Стр. 12-13, картинки с изображением народов России, презентация

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

            Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

 

II. Мотивация и целеполагание.

-        На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна и ее столица?

 

III. Актуализация знаний и умений.

-        Какие народы проживают в нашей стране? (русские, чукчи, татары,армяне, греки, украинцы и  т. д.)

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:


Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.


Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность – настоящее богатство России.

 

IV. Освоение нового содержания и его применение.

-        Откройте учебник (с. 12) рассмотрите рисунки, где показаны  представители некоторых народов России.

-        Кого вы видите?

-        Сравните лица и костюмы людей.

-        Подумайте, что связывает друг с другом все народы России. Происходит обмен мнениями и впечатлениями.

-        Назовите другие народы России. Расскажите, что вы о них знаете. Учащиеся перечисляют народы, которые не были представлены на рисунках, и рассказывают то, что знают об этих народах.

У каждой нации есть свой национальный костюм– это костюм который характеризует каждый народ. 

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Русские. Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык. Посмотрите на костюм  мужчины одеты в рубаху косоворотку, шаровары, а женщины в рубаху и сарафан.

Татарский народный костюм - мужчины одеты в шаровары рубаху и жилет а женщины в платьях. На голове у мужчин шапочка-тюбитейка.

Башкирский народный костюм  Ребята посмотрите и женщина и мужчина одеты в теплые халаты. Как вы думаете, а где могут проживать эти народы?

Издавна на территории Руси жило множество народов. Плечо к плечу вставали они на защиту своей страны. В братских могилах рядом похоронены русские,  удмурты,   чуваши, украинцы  и другие народы, воевавшие в Великой Отечественной войне. Однажды один из дагестанских солдат во время допроса гордо ответил фашистам: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины – России».

-        Ребята, а что связывает  все народы друг с другом?

 

V. Физкультминутка


Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку

И снова по порядку.

Побежим по дорожке-

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки-

Раз, два, три!

И покрутим головами-

Раз, два, три!

Все танцуют вместе с нами-

Раз, два, три!


 

VI. Продолжение по теме урока

-        А ещё все народы отмечают праздники.  

-        А какие  праздники вы знаете ребята?

-        Рассмотрите фотографии на с. 13 учебника, и выполняют соответствующие задания учебника. Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника, рассказывают по рисункам и личным впечатлениям о событиях и действии, происходящем на каждой фотографии.

Дополнительные материалы для учителя.

Игры, проводимые на Масленицу.

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.


«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

 

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игры, проводимые на празднике Сабантуй.

Особенно любима детьми такая забава, какбег с яйцом в ложке.

Важную роль в жизни народов России играет религия.

-        Ребята а как вы думаете что такое религия?

Религия – это вера в сверхъестественные силы и существа. В светлое хорошее и доброе. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Но все они учат тому, что нужно жить в мире, любить друг друга, уважать и почитать старших, делать добро, защищать свою Родину. 

Вывод: Все народы должны жить в дружбе, мире, согласии. Проживая на одной земле, представители разных народов становятся схожими между собой, обогащают свою культуру и традици.

VII. Выводы и обобщения.

Рефлексия  Какая была тема урока?
- Какую цель ставили?- Достигли цели?
- Узнали, почему Россию называют союзом братских народов?
- Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.