Конспект учебного занятия по русскому языку
Школа: МБОУ СОШ № 196
Дата: 11.02.20
Класс: 2 «З»
Классный руководитель: Завьялов Евгений Александрович
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Закрепление.
Тип занятия: закрепление изученного материала.
Цель занятия: закрепление и углубление знаний детей об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых
Планируемые результаты занятия:
Предметные: углубить знания и опыт по распознаванию имён существительных и различению одушевлённых и неодушевлённых; повторить орфограммы: проверяемая безударная гласная, жи-ши, ча-ща, чу-щу, непроверяемые безударные гласные, мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного; формировать умение восстанавливать деформированный текст.
Метапредметные:
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: сотрудничать с учителем и одноклассниками, оценивать действия партнеров по работе, работать в группе.
Регулятивные: ставить учебную задачу; планировать свою деятельность.
Личностные: формирование положительного отношения к обучению.
Межпредметные связи: литературное чтение
Основные понятия: одушевленные и неодушевленные имена существительные
Ресурсы занятия: Учебник «Русский язык» Т.Г Рамзаева, 2 класс 1 часть., ИКТ, презентация, раздаточный материал.
г. Новосибирск
2019-2020 учебный год
№ |
Этап урока Метод и приемы |
Время |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
1 |
Орг. Момент
Словесный: слово учителя
|
1 мин |
Садитесь. Ребята, давайте проверим, как вы готовы к уроку: Руки на месте, ноги на месте. Локти у края, спина прямая! Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение.
|
Слушают учителя, приветствуют друг друга, садятся на места. |
Л: положительное отношение к учебному процессу. |
2 |
Мотивационный Минутка чистописания минутка Метод – практический Прием – учебные упражнения
|
3 мин |
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
На экране фрагмент из мультфильма «В стране не выученных уроков» Ребята Виктора Перестукина отправили в «страну не выученных уроков» и он со всеми заданиями справился и теперь хочет проверить наш класс, способны ли мы к испытаниям и трудностям. Он нам прислал волшебный сундучок с заданиями и нам нужно все задания выполнить. Достаю из сундука карточки со словарными словами: М-РКОВЬ, В-РОНА, Б-ЛЬШОЙ, М-ЛОКО, С-БАКА. Подумайте и назовите букву, которая пропущена в этих словах, её мы и будем писать сегодня на минутке чистописания..(Сегодня на уроке мы будем писать букву Оо) Посмотрите и скажите какое соединение буквы с последующим согласным -ОР-, - ОБ- верхнее соединение -ОЛ- нижнее |
Записывают число и классную работу
Вставить пропущенные буквы. Работа со словарными словами Минутка чистописания |
Л: создание мотивации к усвоению нового материала Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия П: проводить сравнение, использовать полученные ранее знания для выполнения задания |
3 |
Постановка учебной задачи и ее решение
Метод – практический Прием – подводящий диалог, учебные упражнения на экране.
|
16 мин |
Посмотрите на доске. Какое слово лишнее? К какой части речи относятся эти слова? Почему? На какие две группы разделим существительные? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Методика «Знаю Хочу узнать Узнал» «З» - что вы уже знаете о одушевленных и неодушевленных именах существительных? «Х» - а что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Давайте, поставим цель на сегодняшний урок. На слайде слова-опоры: продолжим, выполним. Сегодня мы продолжим изучать одушевлённые и неодушевлённые существительные, выполним упражнения. |
Формулировать цель урока, ставить цель на урок.
|
Р: в сотрудничестве с учителем ставить цели и задачи урока |
4 |
Решение частных учебных задач
Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста
Физминутка
Самостоятельная работа
|
17 мин |
Мы справились с нашим первым заданием, давайте посмотрим что же нам ещё прислал Виктор Перестукин (конверты с заданиями)
1 задание. У вас в конверте лежат желтая карточки со словами. По какому признаку мы можем распределить эти слова? Разделите слова на две группы: 1 вариант выписывает – одушевленные имена существительные. 2 вариант – неодушевленные. Вспомните, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные? (задать вопросы) На какой вопрос отвечают одушевленные/неодушевленные имена существительные? Приступаем к заданию. Письменная работа на карточке. Цветок, кольцо, мальчик, девочка, нос, бабочка, обезьяна, платье, Дарья, диван. Сколько слов получилось в первой колонке?/во второй? Давайте проверим, читаем неодушевленные, теперь одушевленные. Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
2 задание. Работа в парах. Виктора Перестукина попросили задать вопрос к словам. ЛИСИЧКИ МЫШКА Он с большим усилием и старанием справился с этим задание. А давай и мы попробуем выполнить данное задание. Придумайте предложения: со словом «лисички» и «мышка» в разных значениях. От чего будет зависеть вопрос, который будем задавать? Одно предложение перепишите в тетрадь и подчеркните грамматическую основу. Придумайте свои примеры слов, которые могут отвечать на оба вопроса? Норка Галочка Ласка Собачка Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу. На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики Пусть бегут, как зайчики. -Нужно выполнить разминку для глаз. Для этого посмотрите на доску.
Задание 3. «Придумай слово» синии карточки Запиши однокоренные слова, обозначающие одушевленный предмет. Добавьте свой вариант. Школа Гриб Лес Пожар Задание 4. Возьмите зелёную карточку и прочитайте слова в 1 столбике. Одушевлёнными или неодушевлёнными являются данные имена существительные? Измените одну букву в каждом слове, чтобы получились одушевлённые имена существительные, запишите их. дом –… точка – … корж – … полк – … Все выполняют задание на карточках, а один человек у доски, а потом проверим все вместе.
Задание 5. Возьмите красную карточку Второклассники приводили примеры одушевленных имён существительных. Проверьте их работа. Кто из учеников допустил ошибку? А) Коля: коза, ворона, медведь, ящерица. Б) Ваня: ученик, машинист, бабушка, брат В) Алёна: заяц, лиса, ель, сосна. Доп.задание Я читаю слова. 1 вариант выписывать одушевленные, 2 вариант неодушевленные. (2 ученика у доски) Берёза, холод, бабушка, повар, дятел, вторник, лето, девочка, лисица, ворона, дуб, клён.
Ну что все задания закончились и в сундучке осталось две вещи, это буква: «У» - что же мы узнали сегодня на нашем уроке. |
Выполнять задания
Разбор правила.
|
П: владеть рядом приемов решения задач. К: работать в группе, сотрудничать с партнером, использовать речь для регуляции своего действия. Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий. |
5. |
Итог урока. Рефлексия
Словесный: слово учителя |
2 мин |
Что такое имя существительное? На какие группы делятся имена существительные? На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? Последняя вещь это мяч, сейчас я вам буду его кидать . А ваша задача, когда он окажется у вас в руках, говорить правду. Что вам было трудно на уроке или что вам удавалось легко выполнить .
|
Подводят итоги. Оценивают себя. |
Р: осуществлять итоговый контроль. Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности, самоанализ и самоконтроль результата. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.