Конспект урока 7 класс. Тема урока: А. С. Пушкин. Слово о поэте. История в произведениях поэта.
Оценка 4.6

Конспект урока 7 класс. Тема урока: А. С. Пушкин. Слово о поэте. История в произведениях поэта.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
23.10.2022
Конспект урока 7 класс. Тема урока: А. С. Пушкин. Слово о поэте. История в произведениях поэта.
Лит 7 класс.docx

Конспект урока 7 класс. Тема урока: А. С. Пушкин. Слово о поэте. История в произведениях поэта.

Цели: формирование понимания  роли исторических образов в произведениях Пушкина и отношении автора к ним.

Оборудование: учебник,доска.

                                                                     Ход урока

1.Орг.момент.

-Мы переходим к изучению нового периода в русской литературе. И сегодня у нас первый урок, посвященный XIXв. – «золотому веку» русской литературы. Это не новый для вас период, но с каждым годом ваши знания о нем углубляются и усложняются. А начнем мы изучение литературы XIX века с автора, чье имя знакомо каждому из нас с самого раннего детства. Да, это Александр Сергеевич Пушкин.

2. Актуализация знаний

1)О Пушкине. История в произведениях Пушкина.

Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создатель художественных произведений, которые стали достоянием не только русской, но и мировой литературы.

Поэт Лев Озеров писал: «Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия».

Это действительно так. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Но так или иначе его имя и его художественное наследие прочно закрепилось в культуре и в самом менталитете русского народа.

Личность и творчество Пушкина многогранны. Поэтому в курсе литературы в этом году мы обратимся к отражению исторических событий в творчестве писателя.

Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

Вспомните, пожалуйста, какие произведения Пушкина вы уже изучали? А может быть, кто-то может назвать мне произведения, в основе которых лежат исторические события? Как вы думаете, с чем связан интерес Пушкина к истории России?

-Ответ на этот вопрос нам подскажет высказывание известного русского критика В.Г.Белинского: «Он (Пушкин) обращается к прошлому, чтобы в нём найти объяснение настоящего и увидеть намёки на будущее». Вы согласны с этим утверждением?

-История пронизывала быт пушкинской эпохи. XIX век сохранил живые связи с веком XVIII, и Пушкин заслушивался старожилов, рассказывающих ему о временах Павла I и Екатерины II. История же рода Пушкиных из XIX и XVIII веков уходила в глубь столетий. Поэта, всегда гордившегося своим шестисотлетним дворянством, волновали семейные легенды. Он знал о том, что Пушкины, военачальники, наместники, послы, участвовали в государственной жизни России. Особенный его интерес вызывали предки - бунтари: Гаврила Пушкин, дерзнувший низвергать законного царя Бориса Годунова, Фёдор Пушкин, покусившийся на жизнь Петра I и казнённый императором. Мать же поэта была внучкой Ибрагима Ганнибала, ставшего в России сподвижником Петра I. Поэт писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».

3. Работа с учебником

Чтение с.83-84

4. Хронологический анализ исторических произведений.

В этом году вы обратитесь к следующим историческим произведениям Пушкина: баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», трагедия «Борис Годунов». Сегодня мы кратко проанализируем их в хронологическом порядке.

«Песнь о вещем Олеге»

"Песнь о вещем Олеге", написанная в 1821 году, в которой излагается поэтическая версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда". Гордостью за Отечество, за смелость и доблестное служение России ее сыновей, великих людей земли русской веет на нас со страниц "Песни".

 «Борис Годунов»

А мы перемещаемся во времени и обращаемся к эпохе Смутного времени на Руси. Конец 16 столетия. Закончилось правление Ивана Грозного. После его смерти власть перешла к его сыну,27-летнему Фёдору Иоанновичу, который сам не мог управлять государством. Преодолев сопротивление бояр, фактическим правителем государства при царе Фёдоре становится Борис Годунов, свойственник царя (царь Фёдор был женат на сестре Годунова).

Современники признавали за Годуновым недюжинный ум, милосердие, великодушие. Он старался поддерживать в государстве порядок и законность, нанимал к себе на службу просвещённых иностранцев, а русских юношей отправлял учиться за границу. При нём продолжилось освоение Сибири, строились новые города.

Но Борис Годунов не мог быть уверен в своём будущем: преемником бездетного царя Фёдора на престоле должен был стать его брат, царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. Годунов ссылает малолетнего Дмитрия, его мать, Марию Нагую, её родственников, Нагих, в Углич. 15 мая 1591 года царевич Дмитрий был найден мёртвым.

7 января 1598 года Фёдор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. Народ просит Бориса Годунова вступить на престол.

Однако Борис слаб здоровьем. Царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились.

В 1824-25 гг. Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» (опубликована в 1831 г.), посвященную царствованию Бориса Годунова и его конфликту с Лжедмитрием I. Действие трагедии происходит в 1598—1605 гг. и заканчивается описанием убийства Фёдора и «провозглашения» новым царём «Дмитрия Ивановича».

Петр 1

Однако слава Отечества - это не только военные победы, но процветание народа, справедливое политическое устройство. Поэт создает цикл произведений о Петре I. Поэт видит в образе Петра I образцового правителя государства.

Особое внимание Пушкин уделял Петровской эпохе и самой личности Петра великого. И это неслучайно, потому что Петр I – одна из ярчайших фигур в русской истории.

Таким образом, Пушкин обращается в своих исторических произведениях к ярким личностям, реформаторам, правителям, много сделавшим для величия своего государства.

Образ Петра I Пушкин рисует в своих поэмах «Медный всадник» и «Полтава». На следующем уроке вы подробнее обратитесь к поэме «Полтава». И с этим будет связано ваше домашнее задание.

5.Д/з: прочитать вступление к поэме «Медный всадник» с.124-126.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока 7 класс. Тема урока :

Конспект урока 7 класс. Тема урока :

Хронологический анализ исторических произведений

Хронологический анализ исторических произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022