· Название работы:
«Сказочный мир Леонида Куликова»
· Номинация:
«Виртуальная аллея замечательных земляков»
· Вид работы:
Урок – путешествие
· Сведения об авторе:
Серова Наталья Александровна – учитель русского языка и литературы
Урок-путешествие 5 класс (для начальных классов) «Сказочный мир Леонида Куликова».
Цель: познакомить младших школьников со сказками и стихами зауральского поэта для детей Л.И.Куликова, вспомнить основные факты из его биографии, наиболее известные произведения с пятиклассниками, воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю через творчество поэта.
Оформление: портреты Л.И.Куликова, книги со сказками, стихами, рисунки к сказкам.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в путешествие по сказкам и стихам известного зауральского поэта для детей – Леонида Ивановича Куликова, вспомним героев его сказок и посмотрим, чему учат нас произведения этого автора, почему его так любят дети и взрослые.
2. Вступительное слово учителя (вместе с учащимися 5 класса)
- Итак, Леонид Иванович Куликов – Зауральский детский писатель. Это автор «Белочки – умелочки». Вы знаете эту сказку? Весёлая, жизнерадостная и с глубоким смыслом. А написал её человек, которого судьба подвергла жестокому испытанию. Жизнь Л.И.Куликова можно назвать подвигом.
- А кто знает почему? (отвечают пятиклассники).
- Всё верно: большую часть своей жизни поэт был прикован к постели, но, несмотря на это, он не переставал радоваться жизни, быть полезным людям. А что мы знаем о жизни Л.И.Куликова? (вспомним кратко его биографию).
- Когда родился Л.Куликов? Где прошли детские годы поэта?
Л.И.Куликов родился в 1924 году в городе Иванове. Детство его прошло неподалёку от Ленинграда, в Гатчине. Здесь он окончил семилетнюю школу, начал учиться в восьмом классе.
- Чем увлекался мальчик в детстве?
Лёня учился и жил бурной мальчишеской жизнью:
У меня занятий горы:
Книжки, шахматы, коньки,
Самодельные моторы,
Разноцветные растворы,
Рыболовные крючки.
Как и все мальчишки мечтал о подвигах…
- Какая беда случилась с Лёней?
Беда подкралась неожиданно. В 1940 году, когда юноше шёл 16-й год, он тяжело заболел. Лечили в разных больницах, но безуспешно. В результате стращный диагноз – полиартрит (неподвижность суставов). Лечить такую болезнь не умели. С этого момента у Леонида началась жизнь, прикованная к постели. А тут ещё началась Великая Отечественная война…
- Как же Леонид Иванович оказался в нашем Зауралье?
В начале Великой Отечественной войны семья Куликовых эвакуировалась в Сибирь. В пути Леониду стало плохо и им пришлось сойти с поезда на станции Шумиха. Поселились Куликовы в селе Половинном Усть-Уйского района. Так Леонид Иванович оказался в Зауралье.
И под солнцем Зауралья
Я нашёл свой дом и свет,
Потому, что в Зауралье
Я родился как поэт.
Наше Зауралье стало второй родиной поэта.
- Когда Леонид Иванович начал писать стихи?
Писать стихи Куликов начал ещё в школе, в 16 – 17 лет. Это стало единственным увлечением поэта, прикованного к постели. Ну, конечно, кроме чтения – читал Леонид очень много.
- А для кого Леонид писал стихи?
Ну конечно, для детей: добрые, красивые, весёлые стихи. И вот первая победа: стихи напечатали в газете, а вскоре вышла первая книжка «Скоро в школу» (стихотворение «Чудеса, Братишка!»)
Чудеса, братишка!
Сам не верю я,
Скоро выйдет книжка,
Знаешь, чья? Моя!
Книжка тоньше спички,
Книжка для детей,
Малыши и птички
Защебечут в ней.
Это не ошибка,
Это не во сне.
Золотая рыбка
Приплыла ко мне.
- Сколько же лет провёл в постели Л.И.Куликов?
Да, 40 лет… но сдаваться он не хотел.
Я брошен на обе лопатки,
От этого можно отчаяться.
Любая борцовская схватка
Таким приземленьем кончается.
Да, крепко прижаты лопатки,
Но песня, она не смиряется,
Окончена только тетрадка,
А жизнь и борьба продолжаются.
Леонид Иванович пишет сказки, стихи, заочно учится, много общается с читателями.
- А кто помогал Леониду на протяжении всей его жизни?
Конечно, мама. Она всегда поддерживала сына, организовывала встречи с читателями, помогала опубликовывать стихи. Она же написала о нём книгу, всегда была первым советчиком и помощником.
Леонид Иванович Куликов имеет разные награды: «Отличник народного просвещения», юбилейную медаль «За доблестный труд» и другие. Но самая большая награда для поэта – это любовь читателей.
3. Путешествие в сказочный мир Л.И.Куликова.
- А сейчас мы отправляемся в необычный сказочный мир Л.И.Куликова
Вот такое замечательное стихотворение вошло в первую книгу стихов поэта – «Две мышки» (сценка).
На страницах книжки
Встретились две мышки.
Говорили мышки
Про свои делишки:
-Где ты пропадала?
-Ужин я искала.
-Что на кухне?
-Пусто.
-Что в столе?
-Капуста.
-Нет ли сала в плошке?
-Сало съела кошка.
-Нет ли где сметанки?
-Вся закрыта в банке.
-Нет ли где котлетки?
-В проволочной клетке.
-Ну, туда я не пойду:
Наживёшь себе беду.
Знаем эти шутки.
Не поймаешь! Дудки!
Стихи о животных особенно нравятся малышам. Поэт умеет интересно рассказать о беседе двух мышек «про свои делишки», о хвастунишке – петушке, вздумавшем «куриц удивить» и чуть не поплатившемся жизнью (стихотворение «Про петушка», отрывок наизусть читает ученик).
А вот как пишет Л.И.Куликов про лежебоку – мышелова рыжего кота – стихотворение «Про кота» (наизусть читает ученик).
Кот разлёгся у ворот
И упорно не встаёт.
Это толстый и усатый,
Это Сашка – рыжий кот.
Про кота с утра весь двор
Начинает разговор.
Куры громко говорят,
Учат маленьких цыплят:
-Этот Сашка не годится
Никуда – куда – куда.
Мы подобного ленивца
Не видали никогда.
-Справедливо, справедливо, -
Подтверждает голубок.
-Это очень некрасиво –
Долго спать в такой денёк.
-Это гадко, гадко, гадко! –
Гусь гогочет у ворот.
А котище дремлет сладко,
Даже ухом не ведёт.
Но когда настанет вечер,
А за ним и темнота,
Загорятся, словно свечи,
Оба глаза у кота.
Я коту поглажу грудку,
Почешу между ушей,
Потому что очень трудно
В темноте ловить мышей.
Большое место в творчестве Л.И.Куликова занимают сказки. Их у писателя немало: «Как ёжик стал колючим», «Белочка – умелочка», «Дятел – наш приятель», «Хитрая сорока», «Золотая бабочка» и другие. Герои сказок борются со злом и непременно побеждают. Интересный сюжет, яркий образный язык, добрые, весёлые и очень симпатичные герои делают сказки Л.Куликова легко запоминающимися, любимыми. Вспомним, как начинается наша любимая сказка – «Белочка – умелочка» (начало сказки читает наизусть ученик).
-А сейчас мы покажем инсценировку сказки Л.И.Куликова «Как ёжик стал колючим».
4. Подведение итогов.
-Ребята, давайте теперь ответим на главный вопрос: чему нас учат сказки Леонида Куликова? (трудолюбию, доброте, смекалке, не теряться в беде, не пасовать перед злом, ценить дружбу и самим быть верными друзьями, приходить другим на помощь).
-Теперь давайте рассмотрим рисунки – иллюстрации пяти- и шестиклассников к сказкам Л.Куликова и постараемся вспомнить героев, изображённых на них.
Л.И.Куликов прожил недолгую, но очень насыщенную, творческую жизнь – жизнь-борьбу, жизнь-подвиг. Он оставил нам свои стихи и сказки, которые стали главным делом его жизни. На фотографиях он всегда в окружении ребятишек, которые его очень любили. А любовь читателей – это самое главное для поэта. Ребята, не забывайте и вы про добрые сказки Л.И.Куликова!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.