Конспект урока литературы 7 класс. Тема:Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.
Оценка 4.6

Конспект урока литературы 7 класс. Тема:Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
24.10.2022
Конспект урока литературы 7 класс. Тема:Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.
Конспект.docx

Конспект урока литературы 7 класс. Тема:Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.

Цели урока:

1. Знакомство с эпохой Ивана Грозного.
2. Формирование творческих способностей. 3. Воспитание нравственных качеств через образы поэмы М.Ю.Лермонтова.

Оборудование урока:

Тест по “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”;учебник.
                                                          Ход урока

1.Орг.момент

-Сегодня у нас в гостях М.Ю.Лермонтов и его произведение “Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Рассмотрим историческую обстановку 16 века в России сквозь призму произведения М.Ю.Лермонтова, обращаясь к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, на основе сопоставления героев попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.

Любое произведение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся как звёзды и из-за которых существует повесть, рассказ или поэма. Слова долг и честь освещают всю поэму М.Ю.Лермонтова. всякий человек живёт в определённую эпоху. Лермонтовские герои – герои 60 – годов 16 века. Через художественные образы поэт рисует сложный и противоречивый образ Времени: забвение идеалов Святой Руси, беспощадность и мстительность бояр друг к другу, беззаконие и грубые нравы – это общая безрадостная картина?в центре которой наши герои – Царь, опричник, купец.

Итак, что же это за время – эпоха Ивана Грозного? Чем оно знаменательно?2.22.  2.Актуализация знаний

-Московское государство появилось в 1547 году как православная империя актом венчания на царство молодого Великого Князя Ивана Васильевича. Это величайшее после Крещения Руси событие открыло эпоху в Истории нашего Отечества.

-Какова же “правда” царствования Ивана Грозного? ( Век XVI явил миру крупнейшую по масштабам личность первого русского царя. Иван Грозный был одарён многими талантами. В одном лице он сочетал государственного деятеля, полководца, дипломата, богослова… Нелёгкое бремя царской власти легло на его плечи в 16 лет, и 34 года Иван IV нёс возложенную на него Богом ответственность за православное русское царство. Человеческим умом трудно понять, какие жертвы для сохранения государства оправданы, а какие – излишняя жестокость. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной, смогла впоследствии преодолеть Смутное время, не распалась на мелкие княжества.)

-Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова?

Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к картине В.М. Васнецова “Иван Грозный”. Художник запечатлел его именно таким, каким он представлен в былинах, поэмах, песнях и сказаниях, каким он сохранился в свидетельствах современников.

-Каков же царь? (На картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Мы смотрим на Ивана IV как бы снизу. Всё это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек – государственный деятель, полный сил и величия.

-В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: “Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования...”.

Иван IV является героем многих литературных произведений, пословиц, былин. Давайте посмотрим, как личность Ивана Грозного отражена в “Песне про купца Калашникова...”, справедливым ли представлен Царь?

-Кто такой Кирибеевич?( Кирибеевич – опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Кирибеевич – “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича – в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой. Молодой опричник охвачен страстью.В его душе живёт подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине. Но что-то настораживает в его поведении. И верно, вдруг выясняется, что Кирибеевич утаил от Царя, что полюбил замужнюю женщину.

-Нормы народной жизни XVI века были отражены в “Домострое”, который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. --    Домострой называют законом для всей семьи?( Домострой действительно был законом для всей семьи. Он вошел в семью как воздух. О нём не думали. Не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого. Отец – глава, его слово – закон. Мать – его помощница. Во взглядах на большое и малое они едины.)

-Каким было положение женщины в семье? (Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы “Домостроя” не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной помощницей и другом своему мужу.)

-Нужен Домострой нам сегодня? ( “Домострой” нам нужен. Ведь с его помощью можно и нужно воспитывать новое поколение, сильное верой в добро, не лишённое чувств сострадания к нуждающемуся в помощи, честное и принципиальное в выборе способов достижения целей. Ведь здесь “Домострой” со всеми его советами, наставлениями, поучениями для каждого члена семьи просто неоценим. Ведь характер человека, его качества, моральные, нравственные, психические, закладываются именно в семье в очень раннем возрасте.)

-Что идёт защищать Калашников? (Честь семьи, жены, свою честь.)

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой.

3.Работа с текстом.Выразительное чтение отрывка “Кулачный бой”.

-С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?

-Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? ( Предпочёл плаху обнародованию семейной беды.)

– Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

– Какова роль образа Ивана Грозного в поэме?

– Какую правду через художественное осмысление времени показывает М.Ю. Лермонтов? (Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду “до последнего”. Перед боем Степан Парамонович кланяется Царю, царевым слугам, народу русскому, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены в заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи./ Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав Царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, т.е. без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании – любви к Алёне Дмитревне, а вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь.)

– На чьей стороне симпатии автора?

4. Закрепление материала.

Тест по теме урока 

5. Итог урока.Рефлексия.

– Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю. Лермонтовым в поэме? (Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.)

-Сохранились ли эти ценности в настоящее время?

-Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?

( Мы хотели бы ещё раз обратиться к “Домострою”, к которому не раз обращались на уроке: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.)

6.Д/з: написать сочинение-рассуждение “Кто в песне является “настоящим героем” и почему?”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока 8 класс. Тема: Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы

Цели: формирование умения анализироать и классифицировать языковой материал, структурировать материал, находить информацию в тексте.

Оборудование: учебник,доска,карточки

                                                           Ход урока

1.Орг.момент

- «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Эти

слова принадлежат Александру Ивановичу Куприну, русскому писателю. Очем говорит писатель?

2.Актуализация знаний

- Что такое лексика?  словарный состав языка.

- Как называется наука, которая изучает словарный состав языка? лексикология.

- Какие лексические группы вы знаете? однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, омонимы и паронимы, стилистически ограниченная лексика, заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы; особый раздел лексикологии – фразеология.

3.Открытие нового знания

1)Теоретический материал

- Формирование русского языка — сложный, многоступенчатый и непрекращающийся процесс. В лексике современного русского языка с точки зрения её происхождения можно выделить исконно русские слова и слова заимствованные.

Исконно русские слова — слова, существующие издавна, постоянно, искони.

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его становления:

индоевропейский язык (конец эпохи неолита) →

общеславянский язык (приблизительно до VII века нашей эры) →

восточнославянский язык (приблизительно до XIV века нашей эры) →

русский язык.

- Заимствованные слова составляют не более десяти процентов от общего количества слов русского языка. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами. В процессе употребления большая часть заимствованных слов подвергается влиянию заимствующего языка. Постепенно заимствованные слова входят в число слов общеупотребительных и уже не воспринимаются как иноязычные.

В зависимости от того, из какого языка пришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований:

1) заимствования родственные — заимствования из старославянского языка.

Обрати внимание!

Старославянский язык — это не предок русского языка, а отдельно существовавший книжный язык. С самого начала этот язык применялся прежде всего в качестве языка церкви (поэтому его иногда называют церковнославянским или древнецерковноболгарским).

2) Заимствования иноязычные — заимствования из греческого, латинского языков, тюркские, скандинавские, западноевропейские (романские, германские и др.).

Среди заимствований из славянских языков особую роль играют старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X-XI вв.) памятников славянской письменности.

Все славянские языки можно разделить на 3 группы: восточные, западные и южные.

Выделяют три группы старославянизмов:

- Старославянизм вытеснил русский вариант из употребления, находится в активном словарном запасе и используется для названия соответствующего понятия (выполняет номинативную функцию): сладкий (русское солодкий), храбрый (русское хоробрый), враг (русское ворог)

- Старославянизм и русское слово употребляется, но разошлись по значению: страна – сторона, гражданин – горожанин.

- Старославянизм вытеснен русским вариантом из употребления, он находится в пассивном словарном запасе и употребляется с определенными стилистическими целями:

1.Служит средством исторической стилизации: «Бразды пушистые взрывая. Летит кибитка удалая….»

2.Используется для торжественности стиля: «Звени, звени златая Русь, волнуйся, неуемный ветер»

3.Служит средством создания пародии или сатиры: «И вот вожделенная минута наступила…Как ни были забиты обыватели, но они восчувствовали…Многие разинули рты, чтобы возроптать.».

2)Основные фонетические приметы старославянизмов:

Обратите внимание, запишите в тетрадь!

1.Неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле в середине слова между согласными на месте русских полногласных оро, оло, ере, ело: врата – ворота, власы – волосы, брег – берег.

2.Сочетания ра, ла в начале слова перед согласным на месте русских ро, ло: равный - ровный, ладья – лодка

3.Сочетание жд на месте русского ж: невежда – невежа, чуждый – чужой

4.Наличие щ на месте русского ч: мощь – мочь, пещера – печора

5.Начальное е на месте русского о: един – один, езеро - озеро.

6.Начальное ю на месте русского у: юродливый – уродливый

7.Начальное а на месте русского я: агнец – ягненок.

4.Тренировочные упр.

1)Спишите предложения. В следующих примерах найдите старославянизмы, укажите их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.

1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.

(Из произведений А.С.Пушкина).

2)Спишите  словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

5.Закрепление

1)работа по учебнику

Упр. 14. Прочитайте слова, пришедшие в русский язык из старославянского языка. К каким тематическим группам их можно отнести? Есть ли среди них устаревшие? Назовите эти слова и определите их значения. Заполните таблицу, распределив старославянизмы по тематическим группам. Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их. Объясните, как вы понимаете их смысл.

-По каким признакам можно определить, относится ли слово к старославянизмам или нет? Обратимся к теоретической информации на стр. 16 и переведем ее в схему.

Чтение текста на стр. 16. Создание схемы «Приметы старославянизмов».

Учитель. Обратимся к упр. 13. Прочитайте высказывание А.С. пушкина.  Как вы его понимаете?

Выполнение упр. 13, зад.1.

- Как вы думаете, в каком значении употребляет А. С. Пушкин словосочетание «язык славяно-русский»? О какой особенности развития национального русского литературного языка говорит великий русский поэт?

Какая метафора используется для выражения основной мысли автора? При ответе используйте материал рубрики «Лингвистические заметки» на стр. 17.

Упр. 16.

Выполнение упр. 16, зад. 1

- О чем нам может рассказать информация на стр. 19?  Что сегодня в современном русском языке старославянизмы  могут входит в активный и пассивный запас, а также иметь определенную стилистическую окраску или ее не иметь.

-Как вы думаете, с какой целью писатели и поэты используют  старославянизмы?

.-Найдите на стр. 19 подтверждение или опровержение вашим словам.

Обратимся к упр. 22 (устно).

6.Итог урока. Рефлексия.

Итак, что вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими понятиями познакомились?

- На какие группы делятся славянские языки?

- Что общего во всех славянских языках?

- Сможете ли вы узнать старославянизмы?

7.Д/з: выполнить задание на Учи.ру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спишите  словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

 

Спишите  словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

 

Спишите  словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

 

Спишите  словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

 

Спишите  словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

 

Спишите  словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

 

 

 


 

Конспект урока литературы 7 класс

Конспект урока литературы 7 класс

Иван Грозный выступает на полотне

Иван Грозный выступает на полотне

Он готов стоять за правду “до последнего”

Он готов стоять за правду “до последнего”

Конспект урока 8 класс. Тема: Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы

Конспект урока 8 класс. Тема: Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы

Среди заимствований из славянских языков особую роль играют старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X-XI вв

Среди заимствований из славянских языков особую роль играют старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X-XI вв

Закрепление 1)работа по учебнику

Закрепление 1)работа по учебнику

Спишите словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните

Спишите словосочетания, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните

Конспект урока литературы 7 класс. Тема:Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.

Конспект урока литературы 7 класс. Тема:Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022